Перспектива создания объединённых вооружённых сил ЕС — хочется, но не можется

14 сентября 2021
742 0 0

Провал двадцатилетней военной операции НАТО в Афганистане придал новые импульсы разговорам в Европейском союзе о необходимости укрепления обороноспособности Европы вне рамок НАТО. На прошлой неделе на эту тему высказались главы европейских оборонных ведомств и правительств ЕС и Верховный представитель Еврсоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Перспектива создания объединённых вооружённых сил ЕС — хочется, но не можется

Последние американские солдаты покидают КабулZuma\TASS

Лидер европейской дипломатии заявил, что после Афганистана ЕС, как никогда, нуждается в создании собственной оборонной системы и добавил, что к октябрю-ноябрю должна быть представлена европейская концепция безопасности «Стратегический компас». В унисон Боррелю прозвучали и фразы министров обороны ФРГ, Испании и главы правительства Польши.

Начальница немецкого оборонного ведомства Аннет Крамп-Карренбауэр заявила: «Мы, европейцы, не оказали почти никакого сопротивления решению США о выводе войск ввиду нехватки собственной дееспособности». И добавила: «Афганистан — это горький конец, это тяжёлое поражение. В этой связи ЕС должен стать независимее, иметь возможность действовать более самостоятельно. От этой способности будет зависеть доверие к нам». Её испанская коллега Маргарита Роблес отметила, что кампания в Афганистане стала «тяжёлым уроком» для Европы, который «должен учитываться во всех других миссиях».  Их поддержал и польский премьер-министр Тадеуш Моравецкий: «Я сторонник того, чтобы Европа была сильна с военной точки зрения, чтобы у нас были возможности для сдерживания».

Разговоры о необходимости создания единых вооружённых сил Евросоюза ведутся с рубежа XX-XXI веков. В 1999 году была принята концепция Общей политики безопасности и обороны (The Common Security and Defence Policy (CSDP)), которая в совокупности с концепцией Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy, CFSP)) определяет основные векторы и приоритеты совместной оборонной политики ЕС. В современном виде их зафиксировал Лиссабонский договор, подписанный в декабре 1999 года, а именно его статьи 42-46. По этому документу была введена должность Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy), а также созданы структуры в рамках  CSDP: Генеральный директорат, Военный штаб, Военный комитет и четыре агентства, включая оборонное.

Однако намеченные в статьях 42-46 цели по военной интеграции остаются, в основном на бумаге. И до создания реальных военных структур с серьёзными полномочиями дело не доходит. На практике Брюссель ограничивается лишь миротворческими миссиями ЕС. «Боевые группы Евросоюза» созданы так и не были, а Европейский корпус, жандармерия, командование воздушного транспорта и Морские силы Европы являются межправительственными объединениями вне структур Европейского союза. 

Почему планы так и остаются планами 

Основными причинами, по которым европейские вооружённые силы остаются лишь в планах, являются.

1. Противодействие со стороны США. Вашингтон не заинтересован ни в создании сильных армий в европейских странах, ни тем более в их объединении — по очень простой причине: нежелание терять политический, экономический и военный контроль над европейскими странами. Формула: ядерное оружие — сильный спецназ — передовая техника, которую исповедуют армии Великобритании и Франции после Второй мировой войны, вполне устраивают Вашингтон.

Брекзит окончательно сделал невозможным участие Лондона в военной евроинтгерации сильнейшей европейской армии и только отдалил перспективы европейских вооружённых сил. Франция, про чью армию гиперболически шутят, что она может уместиться на стадионе Сен-Дени, не способна самостоятельно участвовать в длительных масштабных вооружённых конфликтах. Что в очередной раз подчеркнули авторы опубликованного на прошлой неделе доклада влиятельного аналитического центра RAND. В документе обосновывается невозможность Франции противостоять России в полномасштабном конфликте.

Другие крупные страны Западной Европы: Италия, ФРГ, Испания придерживаются той же формулы вооружённых сил — только без ядерного оружия. В этих условиях второй по силе армией НАТО стала турецкая, но Турция в ЕС едва ли войдёт даже в отдалённом будущем (а скорее всего не войдёт никогда).

2. Нежелание европейских стран увеличивать расходы на оборону. Европейские страны никак не могут достигнуть согласованных в 2006 году  расходов на оборону в 2% от своего ВВП на нужды НАТО. Эту проблему актуализировала предыдущая администрация Белого дома, особенно жёсткой критике подвергалась Германия, которая тратит на содержание натовских структур лишь 1,42% от своего ВВП. И это на фоне рекордного увеличения бюджета Бундесвера в последние годы. Трамп говорил прямо: европейцы должны платить США за свою безопасность.

И хотя администрация Байдена старается не педалировать эту тему, факт остаётся фактом — вышеупомянутому критерию оборонных расходов соответствуют лишь 11 из 30 стран Североатлантического альянса. Усугубляет проблему то, что крупнейшие страны ЕС являются и главными его спонсорами, донорами бедных стран — таких как Польша, Прибалтика, Румыния, Болгария. И поднимают вопросы — почему они должны платить ещё и за НАТО. Разумеется, перспектива содержать ещё Вооружённые силы Евросоюза их совсем не устраивает — поскольку понятно, что при любых вариантах европейской военной интеграции Североатлантический альянс и решающая роль в нём Соединённых Штатов никуда не денутся.

3. Лоббистские усилия членов европейских структур НАТО, которые не желают терять ни власти, ни влияния. Это касается и Союзных командований, и бюрократических структур в Брюсселе. Военные также часть указывают на недопустимость ослаблять натовские структуры в угоду еэсовским планам по собственной армейской интеграции.

4. Культ пацифизма, антимилитаризма, ЛГБТ-образа жизни, «зелёной энергетики» в ущерб ценностям мужества, доблести, патриотизма в Европейском союзе. Европейского обывателя достаточно трудно убедить в необходимости того или иного участия в обороне страны. Поэтому и численность армий стран ЕС и степень их пригодности для серьёзных конфликтов остаются низкими. И есть все основания полагать (это подтверждается  операциями в Ираке и Афганистане), что толку от бельгийских и голландских солдат (не говоря уже о каких-нибудь прибалтийских)  в полномасштабных сражениях будет столько же, сколько было от них во Второй мировой войне.

5. Отсюда и недостаточное внимание и уважение к своим армиям в странах ЕС. Что неизбежно ведёт к хаосу, нарушению дисциплины, и это особенно рельефно проявляется в «миссиях» европейских военнослужащих в Прибалтике. После которых начинаются, например, разговоры о необходимости  расформирования спецназа Бундесвера — Kommando Spezialkräfte (KSK) — который, как считает немецкое Минобороны, попал под влияние правых экстремистов. Или о серьёзной проверке с возможными оргвыводами, которая ждёт военную контрразведку ФРГ (MAD, Militärische Abschirmdienst).

В такой ситуации ни одна крупная операция НАТО по-прежнему не может обойтись без решающего участия США. Стратегию Североатлантического альянса определяют Военный комитет и Комитет оборонного планирования НАТО под строжайшим контролем США, какие бы посты в натовских структурах ни занимали европейцы. И хотя позорное бегство американской армии из Кабула и общий крах афганской операции никак не укрепляют авторитет США в Западной Европе, учитывая вышеупомянутые факторы, до создания сколь-нибудь значимых объединённых вооружённых сил Европейского союза ещё далеко. И тем не менее усиливающиеся разговоры в ЕС на эту тему не могут не тревожить Вашингтон и не свидетельствовать об определённой напряжённости в отношениях США и Евросоюза.

Поделиться
Комментарии0

Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр заявила, что угроза Североатлантическому альянсу со стороны России стала более явственной, а потому необходимо усилить оборонные способности и говорить с позиции силы.

498 0 0

Официальный представитель МИД России Мария Захарова ответила на высказывание главы оборонного ведомства Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр о диалоге с Россией «с позиции силы».

537 0 0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.