В недавних сообщениях СМИ говорилось, что Казахстан и Узбекистан могут пойти на приобретение Rafale после визита президента Франции Эммануэля Макрона в эти две страны в начале этого месяца.
Хотя обе страны находятся в процессе модернизации своих вооруженных сил, в отчетах теперь говорится, что «дорогой» и «сложный» самолет может оказаться для них не по карману. И это не считая последующего утомительного пересмотра логистических, технических и учебных процессов, которые в значительной степени все еще основаны на российской оборонно-промышленной модели на постсоветском пространстве.
Макрон посетил Казахстан 1 ноября, а затем Узбекистан 2 ноября. Согласно сообщению от 25 ноября, хотя «двусторонние экономические связи стояли на повестке дня», источники во французском правительстве сообщили, что узбекские чиновники «выразили заинтересованность в покупке 24 истребителей Dassault Rafale» из Франции.
В репортаже La Tribune от 26 ноября было менее однозначно заявлено об интересе Казахстана и Узбекистана к Rafale, а скорее объяснялось, что потенциальная сделка была проталкиваема французской стороной, в частности Dassault.
«По данным нескольких подтверждающих источников, Dassault Aviation в течение нескольких месяцев активно искала эти две страны Центральной Азии, с которыми Франция желает углубить свои двусторонние отношения. В этом и был весь смысл поездки Эммануэля Макрона в Казахстан, а затем в Узбекистан 1 и 2 ноября», — заявил La Tribune.
Казахстанское телеграфное агентство во время брифинга в четверг, 30 ноября, процитировало заместителя главнокомандующего Силами противовоздушной обороны, начальника Главного управления вооружения полковника Ержана Нильдибаева: «Скажу вам сразу , хочу вас разочаровать, никаких переговоров по этому вопросу не велось. Таких планов не было. Хороший самолет, но очень дорогой. Поэтому мы считаем, что при выборе вопроса «цена-качество» мы пока остановились на самолете Су-30 СМ».
Однако в некоторых предыдущих казахстанских сообщениях цитировалось, что Министерство обороны опровергает слухи о покупке Rafale. «По данным пресс-службы Минобороны Казахстана, информация, распространенная La Tribune, не соответствует действительности».
Интересно, что сам репортаж La Tribune преуменьшил шансы Казахстана на покупку Rafale. «Сделка с Казахстаном — это «более отдаленная перспектива», поскольку географическая и даже политическая близость Астаны и Москвы не способствует продвижению идеи приобретения самолетов у западной компании», — пишет газета.
Франция желает поддержать «стремление Узбекистана и Казахстана к реформированию и модернизации и внести вклад в диверсификацию их партнерских отношений, поддержать их независимость и суверенитет, а также их стремление укрепить отношения с Европой».
Между тем, производственная линия Rafale полностью забронирована на ближайшие годы: заказы поступают из Хорватии, Египта, Франции, Индонезии, Индии и ОАЭ.
На вооружении казахстанских вооруженных сил имеются европейские, турецкие и китайские системы, а также российские платформы, как действующие, так и планируемые.
Беглый взгляд на ее военные товары и программы закупок в рамках усилий по модернизации позволяет предположить, что она пытается диверсифицировать источники вооружений. Это определяется основной компетенцией каждой страны в конкретной военной платформе и соответствующих оборонных технологиях.
Главнокомандующий Силами противовоздушной обороны Вооруженных Сил Даурен Косанов сначала указал на транспортные самолеты Airbus C295, два из которых он получил в марте 2013 года, а затем состоялись дополнительные поставки. В марте 2019 года Пограничная служба Астаны подписала еще один контракт на поставку еще одного подразделения, в результате чего общий парк C295 увеличился до девяти самолетов.
«Получены новые транспортно-боевые вертолеты Ми-35 и Ми-171Ш. До конца этого года должна прибыть еще одна батарея Тор-2М. К началу следующего года мы будем оснащены шестью самолетами Су-30СМ - лучшим многоцелевым боевым самолетом в мире, батареей ЗРК «Тор-М2К» и военно-транспортным самолетом А-400М.
В Казахстане имеются китайские БПЛА Wing Loong-1, турецкий Anka и израильский разведывательный беспилотник Skylark. Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно демонстрирует все возрастающую роль беспилотных вооружений и, как следствие, применение новых методов ведения войны.