Для Страны восходящего солнца любой вопрос, связанный с вооруженными силами, в силу хорошо известных событий первой половины прошлого века носит исключительно сложный характер. В Конституции страны имеется «пацифистская» статья, отмены которой с большим упорством добивается премьер-министр Синдзо Абэ.
Особенно сложными и щекотливыми являются вопросы участия Сил самообороны (ССО) Японии в миссиях за рубежом. Такие миссии были (в т.ч. и в Персидском заливе в 1991 г.) и каждый раз они сопровождались долгими и мучительными дебатами в парламенте и обществе.
Абэ не скрывает, что поставил своей целью отмену пацифистской статьи, но он подчеркивает, что несмотря на недавнюю победу на выборах в верхнюю палату парламента задача это очень сложная и требует длительного времени. Из-за того, что пацифисты в Японии пользуются очень высокими авторитетом, правительству приходится во всех военных вопросах вести себя крайне осторожно.
Сейчас возникла очередная ситуация, когда, возможно, потребуется участие ССО за пределами Японских островов. Речь идет о жизненно важных для Японии поставках энергоносителей (нефти и газа) из Персидского залива, которые в последние недели сильно осложняет конфликт между Ираном и США.
В регионе, похоже, начинается танкерная война, которая сопровождается захватами коммерческих судов и, в первую очередь, танкеров Ирана и противостоящих ему стран. Вашингтон пытается сколотить международную коалицию, которая обеспечивала бы свободу судоходства по Ормузскому проливу, но пока похвастать особыми успехами несмотря на призыв к союзникам присоединиться к ней не может. В данный момент в регионе, кроме американских военных кораблей, находятся всего лишь два военных корабля Великобритании.
Но американские и британские корабли сопровождают почти исключительно свои коммерческие суда. Между тем, Япония получает львиную долю нефти из Персидского залива и вынуждена, следовательно, сама защищать свои поставки.
Как сообщает издание Nikkei, в правительстве Абэ изучаются три возможных варианта действий. Первый - патрулирование военными кораблями ССО. Второй вариант – патрулирование, но уже с воздуха силами авиации, самолеты которой находятся на базе в Джибути. И третий вариант – комбинированный, «воздушно-морской», когда японские коммерческие суда будут охранять и на воде, и с воздуха. При этом, подчеркивает Nikkei, во всех вариантах Япония будет действовать самостоятельно, вне любых международных коалиций.
Ситуацию осложняет еще и то обстоятельство, что у Токио нормальные отношения с Тегераном и в Японии не хотят их портить без особой необходимости. В связи с этим сфера действий сил ССО в случае отправки их на Ближний Восток скорее всего будет ограничена Оманским заливом и Баб-эль-Мандебским проливом.