Безупречная выучка и большое мужество: военные инженеры отмечают профессиональный праздник

21 января 2024
1 796 0 0

День инженерных войск отмечается в Российской Федерации 21 января. По сравнению с десантниками или моряками, танкистами или разведчиками, их служба не так часто освещается в средствах массовой информации, но это не делает ее менее нужной и важной для Вооруженных сил и для страны в целом.

Безупречная выучка и большое мужество: военные инженеры отмечают профессиональный праздник

Военнослужащие отдельного инженерно-саперного полка во время боевой подготовки - Фото: Александр Щербак/ТАСС

Инженерные войска - это род войск, который выполняет самые сложные и самые опасные задачи. Личный состав инженерных войск решает боевые задачи как в военное, так и в мирное время. Разминирование местности и объектов, организация инженерных заграждений - минных полей, противотанковых рвов и так далее, строительство фортификационных сооружений - окопов, траншей, коммуникаций, блиндажей, подготовка и поддержание маршрутов продвижения войск и многие другие задачи решаются Инженерными войсками.

Инженерные войска России принимали участие во всех без исключения военных конфликтах, в которых участвовала наша страна. Боевой путь инженерных войск очень велик. Военнослужащими Инженерных войск было совершено много подвигов как в военное, так и в мирное время. В мирное время Инженерные войска ликвидируют боеприпасы, проводят разминирование, принимают участие в ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. Специальная подготовка личного состава и наличие на вооружении разнообразной специализированной техники позволяют Инженерным войскам решать самые разнообразные задачи.

Что касается праздничной даты, то день 21 января был выбран для профессионального праздника неслучайно. Именно 21 января 1701 года Петр I подписал указ о создании Пушкарского приказного училища в Москве. Как следует из названия, в нем должны были обучаться артиллеристы, но там же началась подготовка военных инженеров - специалистов по фортификации и минным работам.

В своем указе Петр I отметил: «...инженеры очень нуждаются в сути при нападении или обороне, в том, что такое место и должны иметь такие, которые не только досконально разбирались в фортификации и уже служили в ней, но и проявляли мужество, это звание подвергается еще большей опасности, чем другие».

Уже в 1702 году выпускники школы Пушкарского приказа отправились в первые саперные части русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских подразделений, численность Инженерных войск Российской империи изначально была небольшой. За первые двадцать с лишним лет своего существования численность войск увеличилась всего до 12 штабных офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондукторов.

Однако в 1722 году офицеры - инженеры были поставлены в табели о рангах выше чина офицеров пехоты и кавалерии. Это было связано с более высокими требованиями к военным инженерам. Им платили более высокую зарплату, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевойсковой подготовки, но и специальных знаний. Военный инженер должен был постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки и иметь для этого соответствующие стимулы. Таким образом, государство попыталось отделить военных инженеров от общей армейской среды. В том же 1722 году в каждом русском полку была введена должность полкового инженера. Военный инженер в звании обер-офицера отвечал за все инженерные работы.

С развитием и усложнением военного дела повышались требования к подготовке офицеров и унтер-офицеров инженерных служб, росла и численность инженерных войск. Военные инженеры в течение 18-19 веков участвовали в строительстве многочисленных крепостей, различных фортификационных сооружений на границах Российской империи, в приграничных районах, в крупных городах. В 1797 году был сформирован специальный пионерский полк из трех батальонов. В каждом батальоне полка было три саперные роты и одна минно-заградительная. Полк выполнял задачи по организации военно-строительных работ во время боевых действий и военных кампаний, при этом полк разрешалось использовать только по указанию главнокомандующего сухопутными войсками.

Отечественная война 1812 года стала настоящим испытанием для военных инженеров. К этому времени Инженерные войска империи включали в себя 10 минных и пионерных рот, кроме того, в их состав входили понтонные роты с артиллерийскими подразделениями и 14 крепостных понтонных и минерных рот. Состав таких рот состоял только из офицеров и кондукторов (унтер-офицеров), а солдаты в качестве рабочей силы поставлялись пехотными полками и местным населением на время выполнения конкретных задач. Инженеры смогли только к началу войны построить 178 мостов, отремонтировать 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.

Через несколько лет после разгрома наполеоновской армии инженерная служба подверглась новой реформе - батальоны были сведены в три пионерные бригады, а в 1822 году понтонные роты были переданы инженерному ведомству. Были сформированы гвардейский и армейский конно-пионерный эскадроны. В 1844 году специальным императорским указом все инженерные подразделения русской армии были переименованы в саперные.

Отдельной страницей в истории отечественных инженерных войск является Крымская война 1853-1856 годов, когда российская армия и военно-морской флот столкнулись с превосходящими силами крупных и могущественных держав - Великобритании, Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства. К моменту начала боевых действий российская армия состояла из 9 саперных батальонов, 1 учебного саперного батальона, 2 резервных батальонов и 2 кавалерийских пионерных батальонов.

Именно военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена построили такую систему обороны Севастополя, которая позволила отражать атаки противника почти целый год. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. востребованы были и знания военных инженеров. Например, во время знаменитых сражений на Шипке можно было отражать атаки османских войск вообще без применения артиллерии и стрелкового оружия. Секретом успеха было использование наземных мин с электрическим управлением, которые обратили в бегство османскую армию, уступавшую в инженерном отношении.

К концу 19 века Инженерные войска окончательно сформировались как самостоятельный род войск. Инженерные войска никогда не были особенно многочисленны и на тот момент составляли 2-2,5% от общей численности российской армии. Однако, помимо саперных и понтонных подразделений, в их составе появились новые специалисты. Так, именно военным инженерам была доверена организация воздухоплавательной службы, голубиной почты, а железнодорожные воинские части, созданные в 1870 году, также входили в состав Инженерных войск.

К началу 20 века инженерные войска включали в себя 7 саперных бригад (25 саперных батальонов), 1 железнодорожную бригаду, 2 отдельных железнодорожных батальона, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка.

Численность Инженерных войск по состоянию на 1900 год составляла 31 329 человек. Кроме того, фактическим резервом Инженерных войск были крепостные войска, которые состояли из 53 крепостных артиллерийских батальонов, 2 крепостных полков, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальонов и 5 вылазочных батарей.

Позже в состав Инженерных войск также вошли электротехнические подразделения, автомобильные подразделения, а инженерный департамент также отвечал за строительство дорог для военных целей. Инженерный корпус сыграл очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост их значимости для вооруженных сил также способствовал увеличению доли инженерных частей и подразделений в общей численности российской армии. К 1917 году инженерные войска составляли 6% от общей численности российской армии.

Новая страница в истории Инженерных войск России началась после Октябрьской революции. Фактически советское правительство, используя опыт старой русской армии, начало строить Инженерные войска Красной Армии с нуля и добилось колоссальных успехов в выполнении этой задачи. К 1929 году во всех родах войск были созданы штатные инженерные подразделения, что позволило повысить их боевую эффективность и сделать более самостоятельными при выполнении самых разнообразных задач.

В Великой Отечественной войне Инженерные войска проявили себя с наилучшей стороны, выполняя важнейшие задачи на передовой и в тылу. К 1945 году в состав Красной Армии входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерно-саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных подразделений. За годы войны военные инженеры установили более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировали 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска Красной Армии возвели 11 тысяч столбов, проложили почти 500 тысяч километров путей.

Естественно, такая напряженная и опасная служба, а ведь все эти задачи приходилось решать под огнем артиллерии противника, под ударами авиации, не могла не быть отмечена наградами. Более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов, проходивших службу в Инженерных войсках Красной Армии, были награждены различными орденами и медалями, 655 военных инженеров получили высокое звание Героя Советского Союза. Стоит отметить такой важный факт, что 201-я инженерная часть получила статус гвардейской.

Период с 1950-х до конца 1980-х годов. стал периодом дальнейшего развития и укрепления Инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих служили в частях и подразделениях Инженерных войск. Война давно закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и поселков средней полосы, в обезвреживании авиабомб, артиллерийских снарядов и других боеприпасов, которые, кстати, периодически обнаруживаются и сейчас.

Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии, прошли всю Афганскую войну. Так, в Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-саперный Краснознаменный ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и подразделения Инженерных войск. Военным инженерам приходилось действовать на незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой вражеских атак, но они все равно справлялись с поставленными задачами, выполняли функции боевого обеспечения ОКСВА.

Отдельной героической и трагической страницей в истории советских Инженерных войск является Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, занимавший тогда пост заместителя начальника Инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно Инженерные войска были наиболее подготовлены к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, поскольку прошли специальную подготовку для операций в условиях применения оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли задачи по рекогносцировке объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводимых на атомной электростанции.

Распад Советского Союза негативно сказался на состоянии вооруженных сил постсоветских государств, и Россия в этом плане не стала исключением. Тем не менее военные инженеры принимали участие в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.

Сегодня Инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперной, инженерно-саперной, понтонно-мостовой бригад, инженерно-саперного и инженерно-маскировочного полков, включают Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала Инженерных войск А.И. Прошлякова, а также Военно-инженерная ордена Кутузова академия имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М.Карбышева, в которых ведется подготовка военных специалистов с высшим и средним образованием проводится для нужд инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Военные инженеры остаются одним из важнейших родов войск и получают качественную подготовку.

В ходе специальной военной операции военнослужащие инженерных войск проявляют самоотверженность и мужество, успешно решают ответственные задачи по организации переправ через водные преграды, разминированию и восстановлению различных объектов. Возведенная ими система инженерных заграждений сыграла ключевую роль в срыве наступательных планов противника.

Поделиться
Комментарии0
27 апреля 2024Украина

Главком ВСУ признался союзникам по НАТО, что фронт трещит по швам

Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский рассказал союзникам по НАТО о плачевном состоянии дел на передовой....

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».