Истребители F-35 и Rafale не могут удовлетворить внутренний и внешний спрос

9 августа 2023
582 0 0

И американский истребитель-невидимка F-35 Lighting II, и французский Rafale — два наиболее массово производимых истребителя в западном мире — сталкиваются с обширными трудностями в цепочке поставок. Эти проблемы мешают их способности быстро выполнять как внутренние, так и международные заказы.

Истребители F-35 и Rafale не могут удовлетворить внутренний и внешний спрос

F-35 Lightning II Королевских ВВС, F-15E Strike Eagle ВВС США и Dassault Rafale ВВС Франции во время учений - Фото: Senior Airman Luke Milano/Zuma/TASS

Несмотря на то, что масштабы производства F-35 превосходят масштабы производства любого другого западного класса истребителей, по прогнозам программа не достигнет цели 2021 года более чем на 50 единиц. Цель этого года — 156 истребителей — значительно ниже первоначальных планов производства.

Этот дефицит оказывает волновое воздействие на ВВС США. Первоначально планировалось получать 110 F-35A ежегодно. Однако реальность такова, что в этом году ВВС вряд ли смогут достичь своей резко сокращенной цели в 48 истребителей. Сокращение производства F-35 во многом связано с проблемами, связанными с обновлением программного обеспечения самолета.

Между тем, J-20 — единственный другой серийно выпускаемый истребитель пятого поколения — демонстрирует резкое увеличение поставок ВВС Народно-освободительной армии Китая. Ожидается, что в этом году будет поставлено 80-100 истребителей, а прогнозы указывают на поставку около 120 в 2024 году. Это резко контрастирует с производственными проблемами, преследующими программы F-35 и Rafale.

Несмотря на сокращение поставок в 2023 году, производство F-35, которое поддерживает более 20 клиентов, остается недостаточным для модернизации флотов Соединенных Штатов и их партнеров по безопасности желаемыми темпами. Эта ситуация была подчеркнута в июле финансовым директором Lockheed Martin Джеем Малаве, который отметил, что существенные инвестиции по всей цепочке поставок необходимы для значительного увеличения производства сверх текущего годового выпуска в 156 самолетов.

В то время как программа F-35 выиграла от новых иностранных заказов, которые привлекли значительное дополнительное финансирование и позволили ей превзойти менее конкурентоспособные европейские самолеты четвертого поколения в военных тендерах, совместимых с НАТО, для устранения некоторых факторов, ограничивающих производство, могут потребоваться годы. Одним из основных сдерживающих факторов является острая кадровая нехватка, особенно в США, где не хватает квалифицированных рабочих, способных производить истребители пятого поколения и сложную высокотехнологичную продукцию.

Этот недостаток является не только узким местом для производства, но и имеет более широкие последствия для производства, побуждая к дальнейшему аутсорсингу передового производства в такие регионы, как Восточная Азия. Ситуация подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается отрасль, чтобы не отставать от спроса на передовую военную технику, и острую потребность в решениях для расширения производственных возможностей.

Будучи одним из немногих западных истребителей, получивших существенные заказы в недавнем прошлом, французский Rafale столкнулся со все более сложной ситуацией. Обострение кризиса в цепочке поставок стало серьезным препятствием в производственном процессе, усложнив выполнение заказов. Dassault Aviation, компания, разработавшая истребитель, в середине июля выразила обеспокоенность, заявив, что эти трудности сказываются на разработке и производстве их самолетов как раз в тот момент, когда существует острая необходимость ускорить производство для выполнения своих обязательств.

В настоящее время Dassault Aviation обрабатывает 160 заказов на истребитель Rafale. Основная часть этих заказов предназначена для экспорта, причем половина из них должна быть доставлена в Объединенные Арабские Эмираты в рамках грандиозной сделки на сумму 19 миллиардов долларов, подписанной в декабре 2021 года.

Однако Rafale не всегда пользовался такой популярностью. В первые годы своего существования этот истребитель постоянно проигрывал конкурентам, таким как российский Су-30 и американский F-15 и F-16, в тендерах от Алжира и Марокко до Южной Кореи и Сингапура. Ситуация еще больше ухудшилась с выходом F-35 на экспортные рынки в середине 2010-х годов. Это не оставило европейским самолетам практически никаких возможностей конкурировать с американскими самолетами по той же цене, которые были намного лучше в технологическом отношении и работали в своей собственной лиге.

С середины 2010-х годов на самолеты Rafale резко возросло количество заказов, особенно от государств, стремящихся получить западное вооружение по политическим причинам, но не способных приобрести желанные F-35. Большинство клиентов Rafale подпадает под эту категорию.

ОАЭ, например, отказались от F-35 после сопротивления давлению Америки с целью разорвать отношения с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei. Точно так же Индия, Египет и Катар никогда не получали предложений по F-35. Стоит отметить, что продажи Rafale постоянно вызывают споры из-за повторяющихся коррупционных скандалов.

Несмотря на эти недостатки, Rafale имеет ряд преимуществ перед F-35. Они включают в себя меньше проблем с производительностью и надежностью, значительно более низкие эксплуатационные расходы и затраты на срок службы и, что наиболее важно, большую автономию в использовании самолета по западным стандартам. Соединенные Штаты печально известны своим строгим контролем за эксплуатацией своих истребителей, даже самолетов четвертого поколения.

Однако боевой потенциал Rafale меркнет по сравнению с аналогами. Маловероятно, что в обозримом будущем европейские государства смогут произвести истребитель, способный конкурировать с F-35 и J-20, если вообще когда-либо.

Проблемы с цепочками поставок, затрагивающие как F-35, так и Rafale, являются частью более обширной проблемы, от которой страдает западное высокотехнологичное производство в различных секторах. Эта проблема только усугубилась с началом кризиса COVID-19.

Ситуация становится еще более острой на фоне эскалации геополитической напряженности, поскольку противники Запада, а именно Китай, Россия и Северная Корея, добиваются значительных успехов в наращивании масштабов и совершенствовании производства своих передовых вооружений, в том числе истребителей.

Поделиться
Комментарии0

Юрий Слюсарь, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации, сообщил, что значительный приток капитала был направлен на предприятия ОАК. Это финансирование специально направлено на выполнение гособоронзаказа. Это шаг, который подчеркивает приверженность техническому перевооружению и модернизации производства, прокладывая путь к более светлому и безопасному будущему.

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».