Министр обороны Германии Борис Писториус заявил, что запрос был одобрен в день его получения Берлином. Министерство обороны Польши твердо заявило о своих намерениях в отношении передачи Украине техники советских времен.
Немецкое одобрение было получено почти через месяц после того, как президент Польши Анджей Дуда объявил о планах отправить на Украину дюжину старых истребителей МиГ-29. Это большая победа для Украины, которая лоббировала МиГ-29 у союзников по НАТО, таких как Польша, Словакия и Болгария, которые до сих пор эксплуатируют советские самолеты.
Польша, например, закупила свои истребители МиГ-29 в Чехии и Германии (эксплуатировалась бывшей Восточной Германией, входившей в коммунистический блок), которые не возражали против передачи стареющих самолетов восточноевропейскому государству.
МиГ-29 в польском арсенале пережили появление варианта F-16C/D из США. Однако в Варшаве считают, что наконец-то пришло время для этих истребителей. Кроме того, в 2020 году Польша подписала соглашение с США о закупке передовых истребителей пятого поколения F-35 Lightning II.
Советский военный самолет, который когда-то бросил вызов мощи НАТО и ревел в небе над Германией, по иронии судьбы направляется на Украину, чтобы воевать против России.
Когда Дуда объявил, что направит в Украину истребители МиГ-29, он прямо сказал, что приобретенные в Берлине самолеты будут переправлены в Киев. Эти истребители были приобретены в Германии в 2002 году и хорошо послужили ВВС Польши.
Однако более интересная история заключается в том, как эти советские истребители оказались в первую очередь у важного союзника по НАТО Германии.
Германия была разделена на четыре зоны после Второй мировой войны, потому что союзники хотели иметь над ней некоторый контроль. В конце концов, когда разногласия между Западом и коммунистическим советским блоком начали увеличиваться, Германия была в целом разделена на Западную Германию, контролируемую Западом, и Восточную Германию, контролируемую бывшим СССР.
Западная (Федеративная Республика Германия) и Восточная Германия (Германская Демократическая Республика) были разделены Берлинской стеной. Они стали самым мощным символом соперничества времен Холодной войны между коммунистическим советским блоком и Западом.
В 1988 году Германия все еще была разделена. ГДР стала первым государством Варшавского договора, получившим МиГ-29 Советского Союза, всего за год до культового воссоединения Германии, вызванного массовыми потрясениями в других коммунистических государствах Восточной Европы.
В общей сложности 20 МиГ-29А и четыре МиГ-29УБ были доставлены в ГДР в период с марта 1988 г. по май 1989 г. на авиабазу Прешен на Дальнем Востоке страны, недалеко от границы с Польшей. Эти истребители, известные как одни из самых передовых в ту эпоху, служили ГДР до воссоединения немецкого государства.
В октябре 1990 года вступил в силу договор об объединении, ратифицированный Бундестагом и Народной палатой, и воссоединение двух Германий было завершено. По сути, это означало, что военные активы ГДР теперь перешли под контроль немецких вооруженных сил.
Немецкие ВВС Люфтваффе получили эти советские МиГ-29, которые затем были интегрированы с более новыми системами, сделаны совместимыми с НАТО и развернуты в Лааге Флигерхорст вместе с Люфтваффе Jagdgeschwader JG73 «Steinhoff».
24 немецких МиГов также приобрели обновленный радар, новую радиостанцию и англоязычную приборную панель в период с 1991 по 1995 год для использования со своим новым оператором НАТО. Модифицированным самолетам были присвоены неофициальные названия МиГ-29Г и МиГ-29ГТ (двухместный), и было определено, что они будут летать еще 12 лет.
Таким образом, советский военный самолет стал частью блока, которому он стремился бросить вызов.
Немецкие ВВС и другие члены НАТО вскоре обнаружили, что этот советский истребитель превосходит боевые самолеты НАТО во многих областях. Например, впечатляющие боевые возможности и маневренность, особенно на малых скоростях, или нашлемный оружейный прицел, система, которая не использовалась ВВС и ВМС США до 2003 года.
Более того, самолет также использовался для взлома некоторых сложных советских технологий и позволял НАТО использовать МиГ-29 в качестве самолета-агрессора.
Когда-то обсуждалась возможность приобретения Германией дополнительных МиГ-29 у России для увеличения своего флота. Однако предстоящее появление Eurofighter EF2000 в конечном итоге решило судьбу истребителя советской постройки.
Так вот, где-то в 2000-х Германия предложила эти истребители Польше. Варшава тогда с готовностью приняла предложение, закупив 22 самолета Люфтваффе по символической цене 1 евро каждый, в том числе четыре МиГ-29УБ. Кроме того, вооружение и наземное снаряжение были частью пакета для Польши.
Теперь, когда польские ВВС присматриваются к модернизации архаичной советской техники, передача МиГ-29 становится реальной перспективой. Однако, поскольку боевые самолеты изначально принадлежали Германии, разрешение этой страны было обязательным, как и передача танка «Леопард-2».