Комбат не терявший бойцов

9 декабря 2018
3 077 1 0

В 1979 году Советский союз ввел войска в Афганистан. Для огромной страны началась многолетняя эпопея, которую ряд деятелей назвали геополитической ошибкой. Для советских же солдат и офицеров, которые оказались в горниле этой войны, настало время испытаний.

Комбат не терявший бойцов

Военная Платформа

Афганский «рейд» комбата Гущина

В 1979 году Советский союз ввел войска в Афганистан. Для огромной страны началась многолетняя эпопея, которую ряд деятелей назвали геополитической ошибкой. Для советских же солдат и офицеров, которые оказались в горниле этой войны, настало время испытаний. Они честно выполняли свой интернациональный долг, проявляя героизм, мужество и самоотверженность. Сергей Николаевич Гущин, один из последних, кому за войну в Афганистане было присвоено звание Героя Советского союза.  Он пользовался авторитетом у подчиненных, солдаты и офицеры ему безоговорочно доверяли. В батальоне Гущина не было ни одной боевой потери, не смотря на то, что это подразделение было рейдовым и постоянно выполняло боевые задачи.        
Сергей Гущин родился в Киргизии в селе Сокулук, неподалеку от города Фрунзе, ныне Бишкек.  С детства он хотел стать офицером, посвятить себя службе в армии. На его выбор повлияла книга «Небо войны», написанная легендарным советским летчиком трижды Героем СССР Александром Покрышкиным.

Курсант Алма-Атинского ВОКУ Сергей Гущин принимает присягу

Поступить в летное училище, получить офицерские погоны, поднимать в небо сверхзвуковые истребители — стало заветной мечтой подростка. Он понимал, что для поступления в «летное» одного желания мало, поэтому  несколько лет он уделил подготовке к вступительным экзаменам. Помимо школьной программы, Сергей серьезно занялся своей физической подготовкой.  Соорудив с друзьями турник, они после уроков постоянно бегали к нему, чтобы увеличить количество подтягиваний, отработать такие элементы как «подъем переворотом» и «выход силой», записались в спортивную секцию. И вот, после выпускных экзаменов, Сергей подает заявление в военкомат.  До заветной мечты - покорять небо - казалось остался один шаг.
Однако, при прохождении медкомиссии, молодого человека ожидало разочарование, по ряду причин поступление в летное училище стало невозможным. Сергей попытался исполнить свою вторую мечту, навеянную фильмами о Великой отечественной войне, стать танкистом. Однако из-за роста дорога в «танковое» так же оказалась закрыта. Председатель комиссии предложил Сергею поступить в общевойсковое училище, объяснив, что там есть боевые машины пехоты, а это, считай, такие же танки, только чуть поменьше. Так как Гущин родился в Киргизии ему на выбор предложили два училища, находившиеся в соседних республиках — Ташкентское и Алма-Атинское ВОКУ. «Я подумал, Ташкент это конечно здорово, но Алма-ата, там же яблоки сорта «апорт» почти на каждом шагу растут, и сказал на комиссии, что поеду поступать в Казахстан», - делится юношескими воспоминаниями Сергей Гущин.
Курсантские будни

Хорошая физподготовка и уверенность в своем выборе, помогли уже курсанту Гущину выдержать первые, самые сложные месяцы учебы. Серьезные нагрузки при прохождении курса молодого бойца, жесткая дисциплина, спартанские условия полигона.
«В училище, на полигоне все было направлено на воспитание и подготовку будущих молодых офицеров. За время обучения курсант должен был понять, что офицерская жизнь не каша с маслом, а суровая мужская служба, выбор на всю жизнь. И ты если понимаешь, что для тебя это тяжело, то сам принимай решение оставаться или уходить. Мой товарищ, с которым я поступал, отчислился после года учебы, и еще два года дослуживал в войсках. У меня же была цель, я мечтал стать офицером и я готов был преодолеть все сложности, чтобы эту цель достигнуть», - рассказывает Гущин.

С родителями и сестрой

После начала афганской войны, в Алма-Атинском ВОКУ были введены отдельные программы горной подготовки, которые проходили неподалеку от озера Иссык-Куль.
В училище начали преподавать офицеры, которые уже успели повоевать за «речкой». Курсанты понимали, что их готовят для отправки в Афганистан. После окончания четвертого курса, лейтенант Сергей Гущин получил предписание прибыть в город Кушка, который находился в 4 км от границы с Афганистаном. В ночь с 27 на 28 декабря 1979 года из Кушки в Афганистан вошла 5-я гвардейская мотострелковая дивизия, а в 1980 году здесь разместилась 1468 перевалочная база Туркестанского военного округа, снабжавшая 40-ю армию, находившуюся в Афганистане.

«На Кушку нас в 1981 году прибыло человек 15 офицеров, всех разбросали по полкам 88-й дивизии, которая сменила 5-ю Гвардейскую после ввода ее в Афганистан. Мы понимали, что в ближайшее время мы отправимся в ДРА. Я попал в 414 мотострелковый полк. В итоге офицеры, с которыми я приехал - отправились в Афганистан. Я тоже готовился к отправке, предупредил жену, что так может случиться», - вспоминает Гущин.
Однако приказ на отправку молодой лейтенант не получил, так как его супруга находилась на 7 месяце беременности. Руководство части приняло решение отложить его командировку.  Началась непростая служба в самой южной точке СССР.  Командование полка оценило толкового офицера. В 1981 году Гущин командовал взводом, в 1983 году получил роту, затем стал начальником штаба мотострелкового батальона.  «Я набирался опыта. Постоянные учения, тренировки, моя рота в итоге оказалась лучшей в полку. Служба была конечно непростая, мы были постоянно в расположении части, ни суббот ни воскресений не было, поэтому детей своих почти не видел», - вспоминает Гущин.

Рейдовый батальон

В 1987 году Сергея Гущина командируют в Афганистан.
 Он попадает в Шинданд в 371 гвардейский мотострелковый полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, на должность заместителя командира 2 мотострелкового батальона, попав в боевое рейдовое подразделение.
«С нашего батальона были практически сняты задачи по караульной службе, мы выполняли чисто боевые задачи: сопровождение колонн, участие в общих операциях, блокирование населенных пунктов. Я к этой ситуации был готов. Конечно, меня удивил климат этой страны. Если в Кушке он влажный, как говорится, там как вспотел в марте, так и ходишь до ноября. В Афганистане влажности как таковой нет. И конечно запах Афганистана, запах от земли, такой немножко специфический, сладковатый. А так все остальное было как всегда, как обычно», - рассказывает Гущин.

Через несколько месяцев после службы в Афганистане Гущина назначают комбатом. Батальон выполнял боевые задачи в составе полка, дивизии, не потеряв при этом ни одного бойца. Гущин был награжден орденом «Красной звезды». Комбат понимал, что конечный результат любой операции,  зависит от четких и слаженных действий личного состава, от того, что в мужском коллективе каждый должен чувствовать локоть друг друга. На войне армейский коллектив - это большая семья, а командир батальона главный и в ответе за все.
В 1988 году ситуация в Афганистане стала очень «горячей», до вывода войск осталось несколько месяцев. Душманы активизировали свои действия, нападая на военные колонны, выходящие из страны, атаковали афганские воинские подразделения правительственных сил.

Бой под  Каджаки-Суфла

Осенью 1988 года комбат Гущин получил задачу в составе оперативной группы полка сопроводить афганскую колонну с продуктами питания и боеприпасами в провинцию Гильменд, где находился один из афганских батальонов попавших в окружение. Усложняло ситуацию то, что почти на всем протяжении маршрута уже не было советских войск. Все блокпосты и заставы были  переданы афганским силам, а в их лояльность уже мало кто верил.
«По большому счету, когда мы туда пошли, то подсознательно понимали, что можем не все оттуда вернуться. В период постановки задач батальону я говорил: мужики идем в бой, всякое может произойти, но каждый из нас должен знать, что если кто-то погибнет, любыми путями мы вытащим тело и отправим на Родину. Жестко конечно, но по лицам моих бойцов я никогда не видел, что эти слова их шокируют. Все прекрасно понимали на что идут, и что может с нами произойти», - рассказывает Гущин.

Чем дальше отходили от пункта постоянной дислокации (ППД) тем сильнее возрастало напряжение. При подходе к кишлаку Каджаки-Суфла участились обстрелы, появились раненные. На мине подорвалась командирская БМП Гущина, на которой он прошел весь Афган будучи комбатом. Взрыв был такой силы, что у многотонной машины оторвало каток, а на броне появилась большая трещина. Экипаж и комбат получили контузии. Гущин от отправки в тыл отказался, пересел в машину начальника штаба батальона и продолжил выполнять поставленную боевую задачу.
«По возращению в ППД медики определили, что у меня минно-взрывная травма, а в той ситуации, когда ты находишься в бою, я не мог бросить батальон. Я к бойцам относился как своим детям. Ты же не бросишь своего сына, если он пошел дальше, а у тебя из носа кровь течет. Ты все равно будешь с ним. Не можешь бежать, но все равно будешь идти следом на сколько тебя хватит», - рассказывает Гущин.

Мирных жителей в селении вообще не было, а со стороны «зеленки» и прилегающих высот по колонне вновь был открыт ураганный огонь. Вступив в огневой бой батальон занял господствующие высоты. Об отношении солдат к своему комбату свидетельствует такой эпизод. Ночью в тылу позиций батальона послышался рев мотора БМП. Комбат стал выяснять, кто и зачем завел машину. Ему доложили - работает командирская БМП.
Гущин до сих пор не может рассказывать об этом без эмоций. «Я смотрю и глазам не верю, подъезжает моя командирская машина и оттуда вылезает мой экипаж. Я думал их всех уже в госпиталь эвакуировали. А они остались, буквально на «коленке» БМП собрали, заменили каток, все неисправные детали, дыру в броне заткнули матрасом, чтобы пыль при движении не попадала. И говорят мне: - «нельзя вам без машины, товарищ капитан!». Они были контужены, могли спокойно эвакуироваться, никто бы их не винил. До вывода войск оставалось три месяца, а батальон лез в самое пекло, непонятно было вернешься ты или нет. Но решили остаться. Наверное это и есть показатель стойкости советского солдата, боевого духа того батальона, которым я командовал, когда солдат за офицера, а офицер за солдата».
Четыре дня продолжались упорные бои, боевики пытались окружить часть подразделений проводя внезапные ночные атаки. Все эти вылазки были отбиты. На четвертый день стало понятно, что колонна, которую сопровождал батальон, уже не может продолжить путь, так как местные водители-афганцы попросту разбежались. Гущин получает приказ вывести афганский батальон из окружения и вернутся назад. Задача была выполнена, а батальон возвращался домой без потерь. Когда колонна подходила к пункту постоянной дислокации, ее встречал практически весь полк. Встречали как победителей. Играл оркестр, даже раненые умудрялись удрать из медсанбата, чтобы встретить и обнять своих боевых братьев пункта постоянной дислокации
«На следующий день меня вызвало командование дивизии и сообщило, что отправлено представление в штаб армии на присвоение мне звания Героя Советского союза. Я, конечно, был сильно удивлен, не мог понять почему именно мне выпала такая честь».

Потом была поездка в Москву. Звезду Героя Сергею Николаевичу вручал Генеральный секретарь Михаил Горбачев. Сам Гущин убежден, что это награда всего батальона. «Ты можешь быть хоть семи пядей во лбу,  но один ты ничего не сделаешь. Только когда ты веришь в своих подчиненных а подчиненные доверяют тебе, можешь успешно выполнять поставленные задачи», - говорит Гущин.

После Афганистана Сергей Николаевич, поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе.  После ее окончания был направлен в Западную группу войск. Участвовал в выводе Берлинской бригады из Германии, затем была служба в Московском военном округе, обучение в ВАГШ. В настоящее время Сергей Николаевич является одним из руководителей Фонда Поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени Генерала Кочешкова Е.Н., членом правления клуба Героев Москвы и Московской области.


Поделиться
Комментарии0

Выставка, посвящённая разведчику Николаю Кузнецову, открылась в Екатеринбурге на базе Дома офицеров Центрального военного округа (ЦВО). Экспозиция посвящена 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза, разведчика-нелегала Николая Кузнецова.

473 0 0
27 апреля 2024Украина

Главком ВСУ признался союзникам по НАТО, что фронт трещит по швам

Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский рассказал союзникам по НАТО о плачевном состоянии дел на передовой....

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».