Смерть «Скорпиона»

7 января 2019
2 896 0 0

Тайна гибели атомной подводной лодки ВМС США полвека назад до сих пор неизвестна.

Смерть «Скорпиона»

Huntington Ingalls Industries Zuma\TASS

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Скорпион» была одной из шести субмарин проекта Skipjack. Отличительная черта подводных лодок этого проекта - форма корпуса, похожая на слезу, позволяет им развивать под водой довольно высокую по тем временам скорость до 60 км/час.

Первая подлодка этого проекта была спущена на воду в 1960 году на верфи компании Electric Boat в Коннектикуте. АПЛ проекта Skipjack входили в состав Атлантического флота и были приписаны к военно-морской базе в Норфолке, штат Виргиния. «Скорпион» не только помогал испытывать новые тактики ведения боя АПЛ, но и неоднократно участвовал в тайных миссиях, включая, по слухам, проникновение в воды СССР в 1966 г., чтобы отследить запуск новой советской ракеты.
В феврале 1967 года «Скорпиона» отправился для прохождения серьезного ремонта и модернизации в рамках программы безопасности SUBSAFE. Программа заключалась в тщательной ультразвуковой проверке всего корпуса подводных лодок и занимала много времени.

Программу SUBSAFE начали вскоре после потери в 1963 г. субмарины Thresher, предшественника подводных лодок проекта Skipjack. В результате разрыва шланга морская соленая вода попала внутрь субмарины. Цепная реакция привела к остановке двигателя и к отказу баллонов с воздухом, которые помогали лодке подниматься на поверхность. Цепь трагических случайностей закончилось затоплением субмарины. Thresher затонул с экипажем, состоявшим из 129 человек. Это самая крупная трагедия в американском подводном флоте по количеству жертв за все время его существования.

Программа SUBSAFE увеличила продолжительность ремонта в четыре раза! Из-за высокого спроса на подводные лодки руководство ВМФ пошло на рискованный шаг и решило в виде эксперимента ускорить ремонт «Скорпиона», отменив ряд испытаний в рамках проверки безопасности подлодки. Командование пошло на этот риск несмотря на то, что во время проведения ремонта было обнаружено много труб с дефектной сваркой. Результатом этого неприятного открытия стало резкое ограничение маневренности «Скорпиона» - подводники были вынуждены не превышать предельную глубину погружения, равный 110 метрам.
С другой стороны, благодаря ускоренной и упрощенной программе проверки «Скорпион» вернулся в строй всего лишь через семь месяцев. Он стал одной из четырех субмарин в Атлантическом флоте, которые не получили сертификата SUBSAF.
В феврале 1968 года «Скорпион» прибыл на испанскую военно-морскую базу в Роте. Из писем членов экипажа следует, что во время перехода в Испанию произошло несколько механических неполадок, включая протекающий клапан оси винта, серьезную течь масла в гидравлической системе, неустойчивый контроль баланса, течь ядовитого фреона и возникший в результате короткого замыкания рядом с отсеком для утилизации отходов пожар.

16 мая «Скорпион» вышел из Роты с приказом разведать местонахождение советских подводных лодок, якобы замеченных вблизи Азорских островов. После выполнения этого задания лодка должна была вернуться в Норфолк.
Где-то в районе полуночи 21 мая капитан «Скорпиона» 36-летний коммандер Фрэнсис Слэттери сообщил, что обнаружил на глубине 110 метров советскую подводную лодку и что он приступает к наблюдению. Это было последнее сообщение, полученное с подводной лодки, на борту которой находились 90 американских моряков.
В июне, после того, как «Скорпион» так и не вернулся в порт приписки, начались поиски. Благодаря записи станции наблюдения ВМС США на Канарских островах, которая зафиксировала в течение 190 секунд 15 акустических звуков, похожих на взрывы под водой, район был сужен. После четырехмесячных поисков поисковое судно Mizar обнаружило на глубине 3 тыс. метров в 460 милях к юго-западу от Азорских островов77-метровый «Скорпион».

За прошедшие после той трагедии полвека вышло немало книг с версиями, но причина гибели «Скорпиона» до сих пор неизвестна. Военное ведомство провело расследование и в январе 1969 г.  официально объявило, что АПЛ «Скорпион» затонул по неизвестным причинам.
Одной из наиболее распространенных версий был взрыв почти полуторацентнеровой торпеды Mark 37. Сторонники этой версии считали, что произошел ошибочный или случайных запуск торпеды, которая сделала круг и поразила единственную находившуюся поблизости цель – сам «Скорпион».
Торпеды Mark 37 были печально известны своими серебряно-цинковыми батареями, которые имели обыкновение перегреваться и время от времени взрывались. Согласно этой версии раскалившаяся докрасна батарея в торпеде взорвалась и разорвала корпус АПЛ.

Однако исследование, проведенное специалистами ВММ США по акустике отвергло версию взрыва. Причиной было отсутствие доказательств в виде импульсов от схлопывания газового пузыря, которые обычно образуются в результате взрыва под водой. Акустическое исследование выдвинуло другое объяснение трагедии - «Скорпион» еще до того, как на станции наблюдения зафиксировали подводный взрыв, уже потерял контроль и начал погружаться.
По версии вице-адмирала Арнольда Шэйда и бывшего старшего механика «Скорпиона» Дэна Роджерса, подлодка пошла на дно из-за неисправного клапана в отсеке для утилизации отходов. В результате поломки клапана морская вода проникла внутрь субмарины и попала в батареи. Образовавшийся в результате реакции водород мог вывести из строя команду и спровоцировать взрыв в центральной части АПЛ.

Побочной версией этой версии является предположение, что «Скорпион» пострадал от взрыва водорода, когда перезаряжал батареи на небольшой глубине, у поверхности воды. Образовавшаяся в результате зарядки избыточная энергия направляется в дополнительные батареи, которые в случае переполнения или в других чрезвычайных ситуациях могут выделять водород. Этот водород мог взорваться и разорвать корпус подводной лодки. Перезаряженные дополнительные батареи часто были причиной различных ЧП на американском подводном флоте.

Еще одна зловещая версия, появившаяся в книге «Все вниз!», утверждает, что «Скорпион» затонул в результате попадания торпеды, запущенной с советской субмарины или вертолета. Двумя месяцами ранее, 8 марта, при таинственных обстоятельствах затонула советская атомная подводная лодка K-129 с баллистическими ракетами, забрав с собой на дно всех 98 членов экипажа. Многие советские моряки подводники были уверены, что ее протаранила американская подлодка, которая следила за ней. Авторы вышеупомянутой версии считают, что Москва могла отомстить «Скорпиону».

По этой версии, Советы установили точное местонахождение АПЛ «Скорпион» благодаря данным Джона Уокера, почти два десятилетия передававшего советской разведке секретную информацию. Командование обоих флотов решило скрыть трагедии с советской и американской подводной лодками во избежание политических осложнений.
Однако эта версия также, как все остальные, основывается на домыслах и слухах и не имеет доказательств. Официально в радиусе 200 миль от места потопления «Скорпиона» не было советских субмарин.
Американские специалисты регулярно осматривают корпус «Скорпиона» на предмет утечки отходов из атомного реактора S5W или двух ядерных торпед ASTOR, которые сейчас покоятся на морском дне.


Поделиться
Комментарии0

Впервые почти за три десятилетия военные моряки получат шесть подводных лодок.

765 0 0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.