11 октября с космодрома Байконур стартовал российский транспортный пилотируемый космический корабль «Союз МС-10». Пуск завершился аварией ракеты-носителя (РН) из-за нештатного отделения блока «Д», ударившего носовой частью центральный блок «А» в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты. Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и он совершил баллистический спуск с последующим приземлением в 25 км восточнее города Железган, примерно в 400 км. Космонавты не пострадали.
Причиной аварии названа халатность, допущенная при сборке ракеты-носителя на космодроме «Байконур». В связи с этим потребуется проверка и других РН, собранных за последнее время.
Одна из этих ракет предназначена для запуска к Международной космической станции (МКС) грузового корабля «Прогресс», старт запланирован на 16 ноября. Комиссия по расследованию причин аварии, произошедшей 11 октября, рекомендовала провести разборку и проверку ракеты с использованием фото- и видеоконтроля, а затем снова собрать её. Времени остаётся немного. Это неизбежно породит спешку и нервозность, что, в принципе, может привести к ошибкам при сборке и подготовке ракеты-носителя к старту.
Кроме того, существует проблема обеспечения функционирования МКС. Корабль «Союз МС-10» должен был доставить на станцию новый экипаж в составе российского космонавта Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга. Программа их работы на борту МКС была достаточно насыщенной: по информации «Роскосмоса», в неё входили, в частности, загрузка и расстыковка корабля HTV-7 (Япония), разгрузка корабля «Прогресс МС-10», стыковка и разгрузка американских грузовых кораблей Cygnus ОА-10, Dragon SpX-16 и CST-100 Starliner.
После аварии «Союз МС-10» оказалось, что по крайней мере первые три операции членам экспедиции МКС-56/57 – россиянину Сергею Прокопьеву, немцу Александру Герсту и американке Серине Ауньён-Чэнселлор – придётся выполнять втроём. С задачей обслуживания японского корабля экипаж справился, HTV-7 отстыковался от станции 7 ноября. Запуск «Прогресса» планируется на 16 ноября, а КК Cygnus ОА-10 (корпорация Northrop Grumman) – на 17 ноября.
Dragon SpX-16 (компания SpaceX) ожидается на МКС 5-6 декабря текущего года. К этому сроку очередной запуск «Союза» со сменным экипажем станции вряд ли состоится. Так что, скорее всего, приём и разгрузку «Дракона» членам МКС-56/57 также придётся выполнять втроём. Что касается CST-100 Starliner, то первый полёт к МКС нового корабля компании Boeing планируется на март 2019 года, а к этому времени новый экипаж на станции практически наверняка появится.
Нельзя также забывать о том, что пребывание космических кораблей «Союз» на орбите ограничено сроком 200 суток. Во времена длительного пребывания космонавтов на борту космических станций (рекорд принадлежит Валерию Полякову, который в середине 1990-х годов провел на борту орбитальной станции «Мир» без малого 438 суток) это ограничение обходили «челночной» тактикой. Экспедиция посещения после выполнения своей задачи возвращалась на Землю на «предыдущем» корабле, а «свой» оставляла на орбите для основного экипажа станции. Сейчас время пребывания на МКС ограничено, и сменные экипажи на чём прилетают, на том и улетают.
Сейчас на орбите находится корабль «Союз МС-09», который с экспедицией МКС-56/57 на борту стартовал 6 июня текущего года. Планируемая продолжительность его полета составляла 187 суток. Нетрудно посчитать, что посадка «Союза МС-09» намечалась на 10 декабря.
Авария «Союза МС-10» привела к тому, что перед экспедицией МКС-56/57 встала проблема возвращения. Действительно, если космонавты намерены вернуться на Землю на «Союз МС-09», это желательно сделать до конца года. Но подготовка нового пилотируемого запуска – процесс небыстрый, не факт, что «Роскосмос» сможет уложиться в заданные сроки (пока пилотируемые пуски запрещены).
А значит – есть вероятность, что сменщики на МКС не прилетят. В этом случае предстоит нелегкий выбор. Есть, конечно, вариант оставить МКС в беспилотном режиме, но в этом случае наверняка потребуется выполнить определённые процедуры консервации. А следующей экспедиции придётся выполнять расконсервацию – в ущерб своей полётной программе. Второй вариант - отправка к МКС в беспилотном режиме «пассажирского» корабля, предназначенного для возвращения Прокопьева, Герста и Ауньён-Чэнселлор, в этом случае космонавты могут задержаться на станции. Однако риск всё равно остаётся: если старт окажется неудачным, то космонавтам придётся положиться на надёжность «Союза МС-09», который к тому моменту может уже вылетать гарантийный ресурс.
Ещё одним последствием аварии «Союза МС-10» стали финансовые – а точнее, страховые – проблемы «Роскосмоса». При попытке застраховать запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космическим аппаратом «Глонасс-М» конкурс не состоялся - ни одна страховая компания не подала заявку на участие в нем. Пришлось Государственной корпорации по космической деятельности договариваться со страховщиками «напрямую» - на проведение повторного конкурса просто не было времени. Это привело к тому, что «Роскосмос» понёс дополнительные затраты. Если в условиях конкурса максимальный размер страховой премии составлял 178 млн руб., то по итогам прямых переговоров компании СОГАЗ и «Ингосстрах» получат 201 млн руб., при том, что страховая сумма осталась прежней - 2 млрд руб. Получается, что затраты на страхование выросли на 13%.
Неясной остаётся и ситуация со страхованием запуска РН «Союз-ФГ» с грузовым кораблём «Прогресс МС-10». Ранее представители «Роскосмоса» говорили, что страховщик на этот полёт будет найден, и призвали воздержаться от спекуляций при обсуждении этого вопроса. Тем не менее, 22 октября Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, подразделение «Роскосмоса») объявил конкурс на страхование запуска несостоявшимся. Причина та же – ни одной заявки подано не было. 2 ноября (за две недели до запуска) ЦЭНКИ подал новую заявку на проведение конкурса. И если в первом случае максимальная цена договора составляла 116,5 млн руб., то во втором она увеличилась до 259,6 млн руб. (рост на 143,1 млн. руб., 123%). При этом страховая сумма по договору осталось неизменной, она составляет 3,24 млрд руб. Ранее эксперты Всероссийского союза страховщиков оценивали возможный рост цен контрактов по договорам страхования космических запусков в 10%. Как видно, они ошиблись, и ошиблись серьёзно.
Помимо последствий «организационных» и финансовых, авария «Союза МС-10» ослабит позиции «Роскосмоса» и в конкурентной борьбе за выполнение коммерческих запусков. В том числе, и в области полётов к МКС. Компания Boeing и NASA, как говорилось выше, планируют выполнить первый беспилотный полёт корабля CST-100 Starliner к Международной космической станции в марте следующего года, а пилотируемый полёт назначен на август. Если тестовые запуски пройдут успешно, американцы могут пересмотреть условия договора о доставке экипажей на МСК, которая сейчас осуществляется исключительно «Союзами». Это приведёт к падению доходов «Роскосмоса».
Можно предположить, что авария 11 октября была в значительной степени вызвана чрезмерной уверенностью в надёжности носителей «Союз». Действительно, ракеты этого семейства выполнили примерно 1800 запусков, при этом зарекомендовали себя как надёжный и неприхотливый аппарат. Однако от проблем по причине «человеческого фактора» не застрахована даже самая лучшая конструкция. Остается надеяться, что руководство «Роскосмоса» сделает из этого инцидента правильные выводы и постарается действительно улучшить положение дел в отечественной космонавтике, а не ограничится, как принято у наших чиновников, «косметическими» реорганизациями.