Авария РН «Союз»: долговременные последствия

12 ноября 2018
1 979 0 0

С момента аварии пилотируемого космического корабля «Союз МС-10» прошёл месяц. Страсти улеглись. Техническая причина инцидента выяснена. Однако последствия этой аварии уже оказывают и будут оказывать негативное влияние на российскую программу космических полётов.

Авария РН «Союз»: долговременные последствия

Новодережкин Антон/ТАСС

11 октября с космодрома Байконур стартовал российский транспортный пилотируемый космический корабль «Союз МС-10». Пуск завершился аварией ракеты-носителя (РН) из-за нештатного отделения блока «Д», ударившего носовой частью центральный блок «А» в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты. Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и он совершил баллистический спуск с последующим приземлением в 25 км восточнее города Железган, примерно в 400 км. Космонавты не пострадали.  

Причиной аварии названа халатность, допущенная при сборке ракеты-носителя на космодроме «Байконур». В связи с этим потребуется проверка и других РН, собранных за последнее время. 

Одна из этих ракет предназначена для запуска к Международной космической станции (МКС) грузового корабля «Прогресс», старт запланирован на 16 ноября. Комиссия по расследованию причин аварии, произошедшей 11 октября, рекомендовала провести разборку и проверку ракеты с использованием фото- и видеоконтроля, а затем снова собрать её. Времени остаётся немного. Это неизбежно породит спешку и нервозность, что, в принципе, может привести к ошибкам при сборке и подготовке ракеты-носителя к старту. 

Кроме того, существует проблема обеспечения функционирования МКС. Корабль «Союз МС-10» должен был доставить на станцию новый экипаж в составе российского космонавта Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга. Программа их работы на борту МКС была достаточно насыщенной: по информации «Роскосмоса», в неё входили, в частности, загрузка и расстыковка корабля HTV-7 (Япония), разгрузка корабля «Прогресс МС-10», стыковка и разгрузка американских грузовых кораблей Cygnus ОА-10, Dragon SpX-16 и CST-100 Starliner.  

После аварии «Союз МС-10» оказалось, что по крайней мере первые три операции членам экспедиции МКС-56/57 – россиянину Сергею Прокопьеву, немцу Александру Герсту и американке Серине Ауньён-Чэнселлор – придётся выполнять втроём. С задачей обслуживания японского корабля экипаж справился, HTV-7 отстыковался от станции 7 ноября. Запуск «Прогресса» планируется на 16 ноября, а КК Cygnus ОА-10 (корпорация Northrop Grumman) – на 17 ноября. 

Dragon SpX-16 (компания SpaceX) ожидается на МКС 5-6 декабря текущего года. К этому сроку очередной запуск «Союза» со сменным экипажем станции вряд ли состоится. Так что, скорее всего, приём и разгрузку «Дракона» членам МКС-56/57 также придётся выполнять втроём. Что касается CST-100 Starliner, то первый полёт к МКС нового корабля компании Boeing планируется на март 2019 года, а к этому времени новый экипаж на станции практически наверняка появится. 

Нельзя также забывать о том, что пребывание космических кораблей «Союз» на орбите ограничено сроком 200 суток. Во времена длительного пребывания космонавтов на борту космических станций (рекорд принадлежит Валерию Полякову, который в середине 1990-х годов провел на борту орбитальной станции «Мир» без малого 438 суток) это ограничение обходили «челночной» тактикой. Экспедиция посещения после выполнения своей задачи возвращалась на Землю на «предыдущем» корабле, а «свой» оставляла на орбите для основного экипажа станции. Сейчас время пребывания на МКС ограничено, и сменные экипажи на чём прилетают, на том и улетают. 

Сейчас на орбите находится корабль «Союз МС-09», который с экспедицией МКС-56/57 на борту стартовал 6 июня текущего года.  Планируемая продолжительность его полета составляла 187 суток. Нетрудно посчитать, что посадка «Союза МС-09» намечалась на 10 декабря. 

Авария «Союза МС-10» привела к тому, что перед экспедицией МКС-56/57 встала проблема возвращения. Действительно, если космонавты намерены вернуться на Землю на «Союз МС-09», это желательно сделать до конца года. Но подготовка нового пилотируемого запуска – процесс небыстрый, не факт, что «Роскосмос» сможет уложиться в заданные сроки (пока пилотируемые пуски запрещены). 

А значит – есть вероятность, что сменщики на МКС не прилетят. В этом случае предстоит нелегкий выбор. Есть, конечно, вариант оставить МКС в беспилотном режиме, но в этом случае наверняка потребуется выполнить определённые процедуры консервации. А следующей экспедиции придётся выполнять расконсервацию – в ущерб своей полётной программе. Второй вариант - отправка к МКС в беспилотном режиме «пассажирского» корабля, предназначенного для возвращения Прокопьева, Герста и Ауньён-Чэнселлор, в этом случае космонавты могут задержаться на станции. Однако риск всё равно остаётся: если старт окажется неудачным, то космонавтам придётся положиться на надёжность «Союза МС-09», который к тому моменту может уже вылетать гарантийный ресурс. 

Ещё одним последствием аварии «Союза МС-10» стали финансовые – а точнее, страховые – проблемы «Роскосмоса». При попытке застраховать запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космическим аппаратом «Глонасс-М» конкурс не состоялся - ни одна страховая компания не подала заявку на участие в нем. Пришлось Государственной корпорации по космической деятельности договариваться со страховщиками «напрямую» - на проведение повторного конкурса просто не было времени. Это привело к тому, что «Роскосмос» понёс дополнительные затраты. Если в условиях конкурса максимальный размер страховой премии составлял 178 млн руб., то по итогам прямых переговоров компании СОГАЗ и «Ингосстрах» получат 201 млн руб., при том, что страховая сумма осталась прежней - 2 млрд руб. Получается, что затраты на страхование выросли на 13%.  

Неясной остаётся и ситуация со страхованием запуска РН «Союз-ФГ» с грузовым кораблём «Прогресс МС-10». Ранее представители «Роскосмоса» говорили, что страховщик на этот полёт будет найден, и призвали воздержаться от спекуляций при обсуждении этого вопроса. Тем не менее, 22 октября Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, подразделение «Роскосмоса») объявил конкурс на страхование запуска несостоявшимся. Причина та же – ни одной заявки подано не было. 2 ноября (за две недели до запуска) ЦЭНКИ подал новую заявку на проведение конкурса. И если в первом случае максимальная цена договора составляла 116,5 млн руб., то во втором она увеличилась до 259,6 млн руб. (рост на 143,1 млн. руб., 123%). При этом страховая сумма по договору осталось неизменной, она составляет 3,24 млрд руб. Ранее эксперты Всероссийского союза страховщиков оценивали возможный рост цен контрактов по договорам страхования космических запусков в 10%. Как видно, они ошиблись, и ошиблись серьёзно. 

Помимо последствий «организационных» и финансовых, авария «Союза МС-10» ослабит позиции «Роскосмоса» и в конкурентной борьбе за выполнение коммерческих запусков. В том числе, и в области полётов к МКС. Компания Boeing и NASA, как говорилось выше, планируют выполнить первый беспилотный полёт корабля CST-100 Starliner к Международной космической станции в марте следующего года, а пилотируемый полёт назначен на август. Если тестовые запуски пройдут успешно, американцы могут пересмотреть условия договора о доставке экипажей на МСК, которая сейчас осуществляется исключительно «Союзами». Это приведёт к падению доходов «Роскосмоса». 

Можно предположить, что авария 11 октября была в значительной степени вызвана чрезмерной уверенностью в надёжности носителей «Союз». Действительно, ракеты этого семейства выполнили примерно 1800 запусков, при этом зарекомендовали себя как надёжный и неприхотливый аппарат. Однако от проблем по причине «человеческого фактора» не застрахована даже самая лучшая конструкция. Остается надеяться, что руководство «Роскосмоса» сделает из этого инцидента правильные выводы и постарается действительно улучшить положение дел в отечественной космонавтике, а не ограничится, как принято у наших чиновников, «косметическими» реорганизациями. 

Поделиться
Комментарии0

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу проверил на космодроме Плесецк подготовку к пуску ракеты-носителя «Союз-2» с блоком спутников.

565 0 0

С космодрома Плесецк в Архангельской области боевым расчетом Космических войск Воздушно-космических сил осуществлен пуск ракеты-носителя среднего класса «Союз-2» с блоком космических аппаратов низкоорбитальной коммерческой системы спутниковой связи «Гонец-М».

635 0 0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.