Этот шаг отражает ключевую роль самолета в стратегиях ядерного сдерживания и тактических ударных миссиях на различных мировых театрах военных действий, от холодной Арктики до неспокойного ближневосточного региона Сирии и западной части Тихого океана.
Параллельно с наращиванием производства Су-34 достигнуты успешные успехи в увеличении производства высокотехнологичного истребителя пятого поколения Су-57. Отчеты показывают, что объем производства этой модели в текущем году должен удвоиться по сравнению с ее показателями в 2022 году.
В начале октября министр обороны России Сергей Шойгу посетил авиазавод имени Чкалова, расположенный в Новосибирске. Во время своего визита министр Шойгу подчеркнул решающую роль Су-34 в операциях российских ВВС и отдал приказы по увеличению его производства.
Шойгу подчеркнул: «Су-34 – основная машина наших ВВС, демонстрирующая замечательные характеристики, совершая четыре, а иногда и пять самолето-вылетов в день. Поэтому крайне важно ускорить темп. В этом году наши объекты уже опережают график программы 2024 года, которая предполагает такое же ускорение здесь». Он далее подчеркнул, что эти предприятия идут в ногу со временем как по выпуску новых агрегатов, так и по модернизации существующего парка».
Су-34, признанный самым дальнобойным тактическим боевым самолетом в мире, по сути представляет собой сильно модифицированную версию Су-27, когда-то являвшегося гордостью Советского Союза за превосходство в воздухе.
Обладая массой, которая примерно на 50 процентов превышает вес его предшественника, оригинального Су-27, и внушительной артиллерийской нагрузкой, самолет Су-34 демонстрирует впечатляющую способность применять широкий спектр крылатых ракет и управляемых бомб. Ее заметное участие в боевых действиях началось в конце 2015 года в Сирии и продолжилось на Украине по состоянию на начало 2022 года.
В 2008 году началось мелкосерийное производство Су-34, хотя в этом году был изготовлен только один самолет. ВВС России получили эти самолеты только в 2014 году.
Более крупная поставка произошла позже, в 2014 году, когда к парку добавилось восемнадцать планеров. В течение нескольких последующих лет темпы поставок Су-34 оставались одними из самых высоких в российском флоте, за исключением менее специализированных Су-30СМ.
Согласно данным Министерства обороны России, после распада Советского Союза Су-34 было закуплено больше, чем истребителей любого другого типа. Эта тенденция частично отражает значительное количество устаревших ударных истребителей Су-24М, большинство из которых были или вскоре будут заменены Су-34.
В августе 2022 года Минобороны разместило последний заказ на Су-34. Следует отметить, что самолеты, поставляемые с июля 2022 года, построены по более совершенному стандарту, известному как вариант Су-34М. По словам генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, эти самолеты имеют вдвое большую боевую мощь, чем исходный Су-34.
Помимо штатных истребителей Су-34М поставлялись и специализированные варианты, предназначенные для ведения радиоэлектронной борьбы или разведки.
Разведывательный вариант оснащен электронным поисковым блоком УКР-РТ, фотоблоком УКР-ОЭ и УКР-РЛ со встроенной радиолокационной станцией с синтезированной апертурой. Вариант радиоэлектронной борьбы, с другой стороны, включает блок РЭБ Л700 «Тарантул» в качестве основного вооружения наряду с другими нераскрытыми модификациями.
В начале сентября Су-34 продемонстрировал совместимость с гиперзвуковой баллистической ракетой Х-47М2 «Кинжал» — новинкой в своем классе вооружения, которая увеличивает дальность прицеливания самолета до 2000 километров.
Ракета «Кинжал», известная своей превосходной маневренностью, может быть оснащена ядерными или различными обычными боеголовками и считается практически неперехватываемой. На украинском театре военных действий произошло масштабное развертывание «Кинжала», включая примечательное событие, когда, как сообщается, в мае в Киеве были уничтожены недавно доставленные ракетные батареи «Пэтриот».
За счет интеграции ракет «Кинжал» в Су-34 летно-технические возможности самолета значительно повышаются. Ожидается, что эта модернизация будет стимулировать дальнейший спрос на самолеты в парке. Предлагая значительные преимущества по сравнению с исходным авианосцем «Кинжала», МиГ-31К, Су-34
Широко распространено мнение, что интеграция ракеты «Кинжал» в Су-34 была вызвана впечатляющими боевыми характеристиками ракеты на Украине. К середине 2023 года производство «Кинжала» выросло в четыре раза по сравнению с довоенным уровнем, что позволяет предположить, что размер этого арсенала вскоре может превзойти количество имеющихся МиГ-31.