Редкий случай: ВВС России направили МиГ-29 на перехват иностранного самолета

25 августа 2023
2 561 1 0

23 августа российские ВВС задействовали истребитель МиГ-29 для перехвата разведывательного самолета P-8 Poseidon, принадлежащего ВВС Норвегии. Это событие развернулось в непосредственной близости от российского воздушного пространства, над Баренцевым морем.

Редкий случай: ВВС России направили МиГ-29 на перехват иностранного самолета

Многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ ВВС России во время боевой подготовки - Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В Национальном центре управления обороной России подробно рассказали о недавнем происшествии: «23 августа 2023 года бдительные системы мониторинга, осуществляющие надзор за воздушным пространством России, обнаружили неопознанный воздушный объект, вторгающийся на государственную границу России и пролетавший над ледяными просторами. Баренцева моря. В целях немедленного реагирования на обнаружение неизвестной воздушной цели и недопущение возможного нарушения государственной границы с Россией был оперативно мобилизован истребитель МиГ-29 – надежная опора резервных сил ПВО Северного флота».

В подробном отчете Центра говорится, что МиГ-29 выполнил свой полет в строгом соответствии с международными правилами, диктующими использование воздушного пространства. Далее в нем поясняется, что «приближающийся иностранный военный самолет, узнав присутствие российского истребителя, незамедлительно отклонился от своего курса, направленного в сторону территориальной границы Российской Федерации, тем самым предотвратив потенциальное нарушение». Этот инцидент представляет собой редкий случай, когда сообщалось об использовании МиГ-29 для операций по перехвату.

МиГ-29, выдающийся продукт передовой инженерной мысли, был тщательно разработан, чтобы служить основой как советского, так и союзного флота стран Варшавского договора. Подобно американским F-18 и F-16, этот самолет представлял собой вершину истребительной технологии четвертого поколения. Однако МиГ-29 был не просто аналогом; он продемонстрировал существенное превосходство в нескольких аспектах. Его летные характеристики были исключительными, его ракетные возможности были выдающимися, и он обладал уникальной способностью развертываться с передовых импровизированных аэродромов, демонстрируя тем самым свою тактическую адаптируемость.

Беспрецедентный для своего времени истребитель стал первым в мире, оснащенным высокой способностью наведения за пределы прицеливания. Эта современная особенность позволяла ему поражать цели под крайними углами в бою на дальности видимости, используя ракеты Р-73, наведение которых осуществлялось с помощью нашлемных прицелов. Этот новаторский потенциал был критически оценен службами НАТО в эпоху после «Холодной войны» и признан, что он дает поистине подавляющее преимущество.

Примечательно, что эти расширенные возможности наведения по-прежнему обеспечивают даже старым моделям МиГ-29 значительное преимущество перед лучшим западным истребителем завоевания превосходства в воздухе F-22. F-22 еще не включил в свою конструкцию нашлемные прицелы, что подчеркивает непреходящую ценность и актуальность высокой возможности прицеливания за пределами, которая впервые дебютировала в вышеупомянутом истребителе.

В боевых сценариях над Ираком и Югославией было замечено, что МиГ-29 явно не обладали расширенными возможностями прицеливания. Это досадное обстоятельство означало, что эти самолеты не смогли продемонстрировать свое огромное преимущество в боевых условиях до появления реверс-инжиниринга. В частности, западным оборонным секторам удалось расшифровать и воспроизвести технологию, заложенную в МиГ-29. Эти подразделения первоначально были получены через Восточную Германию после исторического события воссоединения Германии.

Благодаря своим огромным возможностям МиГ-29 когда-то был неотъемлемым компонентом ВВС России. Однако после распада Советского Союза его известность значительно снизилась. В 1991 году советские ВВС располагали примерно 800 такими грозными самолетами, и их число планировалось ежегодно увеличивать.

Одним из основных катализаторов этого стал более надежный и совершенный Су-27, а также его многочисленные модификации. Несмотря на более высокую цену, эти модели считались более экономичной альтернативой МиГ-29. Обоснование этой оценки основано на их расширенных возможностях наблюдения за обширными территориями благодаря увеличенному радиусу действия и превосходным радиолокационным системам. Эта особенность значительно укрепила свое ценностное предложение, несмотря на необходимые значительные финансовые вложения.

Примечательно, что в области воздушных перехватов, проводимых ВВС России, подавляющая часть приходится на несколько модификаций Су-27. Обычно для этой цели используется исходная модель Су-30 или Су-35. В редких случаях российские войска прибегали к использованию тяжелых перехватчиков МиГ-31 для проведения подобных тактических операций.

В начале 2010-х годов в многочисленных сообщениях говорилось, что Минобороны России рассматривало возможность значительного расширения парка МиГ-29. Целью было доведение самолета до стандарта МиГ-29СМТ поколения «4+». Эта модернизация значительно расширит дальность полета самолета, обеспечит совместимость с новейшим вооружением и будет включать в себя значительно более совершенную авионику, включая радары с фазированной решеткой. Однако предложенные улучшения остались нефинансированными и, следовательно, нереализованными.

Ожидается, что МиГ-29 постепенно уйдут с основной боевой роли, однако, по прогнозам, они будут составлять большую часть резервных подразделений ВВС России вплоть до 2030-х годов. Этот график можно было бы расширить еще больше, учитывая существование сотен минимально используемых и во многих случаях разобранных самолетов, которые в настоящее время остаются на хранении.

Несмотря на то, что базовые модели 1980-х годов в значительной степени устарели с точки зрения авионики, датчиков и вооружения, модернизированная версия истребителя сохраняет значительную степень эффективности. Это свидетельство непреходящей актуальности конструкции, даже несмотря на то, что технологические достижения продолжают менять ландшафт военной авиации.

За последнее десятилетие МиГ-29 был стойким лидером российского экспорта самолетов, занимая значительное присутствие на международных рынках. Эту популярность можно объяснить стратегическими усовершенствованиями резервных МиГ-29, а также превосходными достижениями, включенными в недавно построенные модели МиГ-29М и МиГ-29К. Эти модернизированные самолеты завоевали популярность среди клиентов по всему миру, в список покупателей вошли такие страны, как Сирия, Индия, Египет, Алжир, Сербия и Монголия.

Поделиться
Комментарии0

Истребитель МиГ-29 был поднят в воздух, когда норвежский самолет P-8 Poseidon приблизился к российской границе над Баренцевым морем, сообщил Центр управления национальной обороной России.

27 апреля 2024Украина

Главком ВСУ признался союзникам по НАТО, что фронт трещит по швам

Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский рассказал союзникам по НАТО о плачевном состоянии дел на передовой....

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».