Встреча Путина и Эрдогана в Сочи: Сирия и всё остальное

30 сентября 2021
620 0 0

Вчера президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели трёхчасовую встречу в Сочи. Российский и турецкий лидеры лично встретились впервые за полтора года.

Встреча Путина и Эрдогана в Сочи: Сирия и всё остальное

Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречиВладимир Смирнов/ТАСС

Путин и Эрдоган поблагодарили друг друга за конструктивную и продуктивную встречу и выделили эпизоды, по которым в сотрудничестве двух стран действительно особых противоречий не наблюдается — прежде всего, это функционирование газопровода «Турецкий поток», энергетическая сфера и продажа комплексов С-400 (Анкара запросила ещё один расчёт). Эрдоган также выразил российскому президенту признательность за помощь при тушении летних пожаров в Турции. 

Однако противоречий у двух стран  больше, и очевидно, что президенты встретились, чтобы обсуждать именно их — поскольку то, что и так идёт хорошо, можно решать и на низших уровнях.

Незадолго до саммита Эрдоган и министр иностранных дел, крымский татарин по национальности, Мевлют Чавушоглу разразились резкими высказываниями об «оккупированном Крыме». Обычно перед двухсторонними встречами так о стране, с лидером которой собираются встречаться, не болтают. Но причина, по которой Эрдоган наговорил об «исторических границах Турции», что «находятся в памяти у его народа», вполне понятна. Едва ли турецкие власти сейчас всерьёз вынашивают планы  возвращения Крыма, на которое они в той или иной форме так надеялись во время его временной принадлежности Украине — финансово, политически и культурно поддерживая крымских татар. 

Главная тема разговора — Сирия 

Ясно, что главное раздражение Эрдогана было вызвано событиями последних месяцев в Сирии — и основное противоречие  в отношениях между странами надо искать именно на Арабском Востоке. Однако говорить об этом открыто в условиях, когда в САР действует совместный российско-турецкий координационный центр по обеспечению прекращения огня  и проведению совместного патрулирования, едва ли было бы полезным. Поэтому турецкая сторона предпочла в жёстких высказываниях обходные манёвры.

Тем более, что последний месяц принёс России новую стратегическую инициативу. После взятия колыбели цветной революции — района Деръа-аль-Балад в столице мухафазы Даръа — российскими, сирийскими и проиранскими войсками — ВКС России начали масштабные авиаудары по позициям протурецких боевиков в Идлибе. За две недели российские боевые самолёты нанесли по Идлибу несколько сотен ударов — в основном именно по тем местам, где находятся протурецкие формирования с турецкими военными и инструкторами. Бомбили и лагеря протурецкой «Сирийской национальной армии» в провинции Алеппо. «День тишины» российские ВКС устроили только ради сочинской встречи.

На обвинения Анкары Россия реагирует аргументами о том, что Турция не выполняет своих обязательств по разоружению боевиков в зоне деэскалации «Идлиб». Действия российской боевой авиации, несмотря на протесты турок и их западных партнёров, показывают, что России надоело ждать и она настроена на скорейшее решение проблемы Идлиба. Это последний анклав сосредоточения разномастных протурецких и/или прозападных боевиков, которые собрались там после ухода из Алеппо, Восточной Гуты, Даръи и других мест, которые освобождали русские, сирийские и проиранские силы. Всего там, по оценкам Генштаба ВС РФ, находится около 50 тысяч представителей бандформирований. Прежде всего это представители «Свободной сирийской армии» (в лучшие для них времена их называли «rebels») и боевиков группировок, таких как Хайят Тахрир аш-Шам (бывшая «Джебхат ан-Нусра») и Ахрар аш-Шам — связанных с «Аль-Каидой» и ИГ.

Есть небеспочвенные предположения, что после мощнейшей авиаподготовки со стороны ВКС России Сирийская арабская армия и проиранские вооружённые группировки начнут наземную операцию в Идлибе. Из Сирии  приходят сообщения, что авиадуров такого масштаба российские самолёты не совершали с марта прошлого года — с момента соглашении о перемирии между Путиным и Эрдоганом. Тогда операция российских и правительственных сил в Идлибе была приостановлена, после того как протурецкие силы и представители турецкой армии фактически попали в окружение. Турки пообещали заняться разоружением боевиков, но, разумеется, этого не сделали. Если Дамаск и Москва заинтересованы в скорейшем восстановлении конституционного порядка на северо-западе Сирии, то Анкара  желала бы, чтобы нынешняя сияющая неопределённость сохранялась как можно дольше. Но России, похоже, ждать надоело.

Анкара всячески препятствует попыткам навести порядок в Идлибе, что ослабит её позиции в Сирии и логически приведёт к пониманию необходимости скорейшего освобождения тюрконаселённых городов и поселений в приграничных с Турцией районах, а затем и территорий, которые турки отняли у курдов на севере страны. Анкара, чувствуя, что в Идлибе становится худо, отправила на северо-запад Сирии дополнительный контингент в (по разным оценкам 1,5-4 тысячи солдат и 300 единиц бронетехники). Турки уже относятся к приграничным с Сирией регионам как к своей собственности, и уходить оттуда совсем не хотят.

А о том, что уходить надо и придётся, постоянно напоминают. Неделю назад министр иностранных дел САР Фейсал Микдад в очередной раз потребовал от Анкары вывести войска с севера страны и прекратить поддержку боевиков. Примерно в то же время Дамсак беспримерно жёстко обратился к США, заявив, что если американцы не выведут свои формирования из Дейр-эз-Зора и других районов Сирии, то их ждёт такой же позор, как в Афганистане. 

 
Тайные взаимные симпатии «стронгменов»

Как видим, Эрдогану было о чём поговорить с Путиным в Сочи. Учитывая важнейшее геополитическое значение Сирии, она, конечно же, была главной темой переговоров. На этом фоне ситуация в Нагорном Карабахе, отражающая  главный военный успех Турции за последние десятилетия, выглядит достаточно спокойно, поскольку Москва пока считает, что осталась там «при своих» и не заинтересована в эскалации. Ещё один камень преткновения — поставка турецких беспилотников «Байрактар ТБ2» на Украину, которая может определённым образом осложнить жизнь ополченцам в ДНР и ЛНР. На днях появилось сообщение о том, что Турция открывает под Киевом центр по техническому обслуживанию БПЛА.

Конечно, Москва будет дополнительно напоминать о том, что турецкое оружие на Украине ей совсем не нужно, а Анкара может потребовать за это уступок в других сферах. Скорее всего затронута была и Ливия, несколько дней назад появилась информация о том, что из североафриканской страны в преддверии президентских выборов должны быть выведены и турецкие, и российские неформальные военные группировки (говорят, что «вагнеровцев» уже видели прилетающими из Ливии в аэропорт Египта).

Проблем на  переговорах Путина и Эрдогана было предостаточно, а по иному и быть не могло, поскольку встречались два сильных лидера, вернувших своим странам статус важных субъектов международной политики. Думается, хотя серьёзных противоречий между странами хватает, два «стронгмена» с имперским мышлением относятся друг к другу с определённой симпатией. В конце концов, Эрдоган вполне вписывается в рамки так любимой Москвой концепцией многополярного мира. Свой полюс турецкий президент, конечно, создал — и определённую самостоятельность в рамках НАТО страна со второй по силе армией Североатлантического альянса демонстрирует. Это подчёркивается и стремлением Анкары укрепить свои ПВО российским «Триумфом», поскольку С-400 могут (если что) сбивать самолёты НАТО, а американское оружие не может.

Самостоятельный Эрдоган с его концепцией «тюркского мира», разумеется, создаёт для Москвы немалые проблемы. Однако, думается, что если бы перед Москвой, как 5 с лишним лет назад, снова встала бы дилемма, кого поддержать во время проамериканского хизметистского военного переворота, Кремль вряд ли бы изменил свою позицию в пользу Гюлена. Поскольку с сильным турецким лидером, выражающим явное стремление к насколько возможно независимой от Вашингтона позиции, есть о чём разговаривать именно как с субъектной фигурой.

А вот, скажем, с крупнейшими европейскими странами,  особенно с Великобританией, этого уже практически не получается.  Гадит от этого «англичанка» не меньше, но проблемы, связанные с этим приходится решать уже с их заокеанскими друзьями. А у Турции, помимо исторической памяти о границах оттоманской Порты, есть и историческая память о многочисленных войнах с Россией, практически все из которых она разгромно проиграла. Поэтому и границы разумного в создании для Москвы проблем Анкара тоже должна понимать очень хорошо.

Поделиться
Комментарии0
7 мая 2024Украина

«Дикие гуси» не изменят ситуацию на Украине

Отправка иностранного военного контингента на помощь ВСУ не сможет изменить положение дел на фронте....

Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Францию, где обсудил с Эммануэлем Макроном ситуацию на Украине.

Что делает из мужчины солдата, когда он становится настоящим воином? В этом материале мы расскажем вам о старой военной традиции – приведения к воинской присяге.

17 марта 2024Техника

Индия выпустила 300 российских истребителей Су-30 и тысячу танков Т-90

Детальное совместное с Россией производство вооружений в Индии развивается уверенными темпами, как заявил Денис Алипов, посол Российской Федерации в Индии. Это заявление было сделано в ответ на сообщения, предполагающие переориентацию оборонных закупок Индии с России. «Эти утверждения искажают реальность», - подтвердил Алипов....

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что гиперзвуковой планирующий аппарат его страны «Авангард» свел на нет миллиардные инвестиции Соединенных Штатов и их западных союзников в технологии противоракетной обороны.

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины.