За рубежом

Европейские члены НАТО должны перестать надеяться, что США будут и впредь оплачивать их счета

Почти семь десятилетий НАТО создавала и укрепляла трансатлантические связи, создавая впечатление общности Запада, пишет журнал National Interest.

12 марта
Поделиться:

Это оборонная организация защищает 66% европейцев и 62% американцев. За прошедшие годы взгляды НАТО в целом улучшились. После падения коммунизма в Европе цели и приоритеты североатлантического альянса изменились и во многих районах и областях увеличились. Изменилось за без малого 70 лет очень много, но одно наследие времен холодной войны осталось неизменным. Речь идет о дисбалансе в расходах между членами организации.

Хотя суммарные расходы членов НАТО на оборону за время ее существования существенно выросли, Соединенные Штаты продолжают оставаться главным плательщиком. Европа восстановилась после Второй мировой войны, а НАТО выросла от небольшой организации, состоящей из 12 членов в 1949 году, до большого альянса, состоящего из 29 государств в 2017 г. Однако входящие в североатлантический альянс страны до сих пор не платят то, что должны платить в общий бюджет. Самый большой дисбаланс в расходах на НАТО был зафиксирован в 1952 году, когда на долю США пришлись 77% всех расходов альянса. Наиболее близким к паритету, относительно, конечно, годом был 1999 год. Тогда доля Америки составила «всего лишь» 55% от суммарного бюджета НАТО. Существенное сокращение разрыва объясняется участием европейских членов НАТО в конфликтах на Балканах. Нынешняя американская администрация пытается заставить европейских союзников платить больше, и это ей в основном удается.

В том, что происходит с финансированием НАТО, нет ничего нового. Споры о том, чтобы делать в общий бюджет альянса положенные взносы, идут не один год. Они начались в далеком 1953 году. Тогда платить больше Европу попросил президент Эйзенхауэр, объяснивший свою просьбу серьезными финансовыми трудностями Америки. В результате уговоров европейские члены НАТО увеличили расходы на оборону, но и с учетом этого увеличения США продолжали нести львиную долю расходов.

Вторая волна споров о финансировании относится к восьмидесятым годам прошлого века, когда в Белом доме находился Рональд Рейган. Доля США в бюджете НАТО тогда составляла 63%. В 1977 г. союзники в Старом Свете согласились увеличить расходы на оборону таким образом, чтобы они достигли 3% от их ВВП. Однако в реальности обещание выполнили лишь несколько европейских стран. Вашингтон не смог похвалиться особыми успехами в убеждении союзников по НАТО наращивать бюджеты министерств обороны и в этот раз. В результате в 1989 году доля Америки в бюджете североатлантического альянса уменьшилась за десять с лишним лет всего лишь на 1% и составила 62%. Позднее, по мере улучшения геополитической обстановки на континенте и отношений между Западом и Востоком в конце холодной войны было принято решение уменьшить расходы на оборону и НАТО до 2% от ВВП.

Нынешняя волна споров и уговоров об увеличении расходов началась, строго говоря, не при президенте Трампе, а раньше. Он пожаловался союзникам на то, что они мало тратят на оборону, на первой же встрече с ними в Брюсселе: «Члены НАТО не платят тех денег, которые должны платить… Это несправедливо по отношению к американскому народу и американским налогоплательщикам».

Первые дебаты третьей волны разговоров о расходах начались еще в 2011 году, когда министр обороны США Гейтс упрекнул европейских союзников в невыполнении финансовых обязательств. Он заявил, что «Соединенные Штаты не намерены больше относиться к НАТО как к благотворительной организации». Тогда же впервые была поставлена под сомнение жизнеспособность североатлантического альянса. По словам Гейтса, она представляется «если не ужасной, то как минимум мрачной». Выволочке, устроенной министром обороны США союзникам, предшествовало их постоянное снижение военных расходов после начала экономического кризиса в Старом Свете. В результате доля США в бюджете НАТО вновь превысила 70% и достигла в 2011 г. 71,5%.

Дебаты о расходах на НАТО вспыхнули с новой силой в 2014 году на саммите в Уэльсе. Члены североатлантического альянса пообещали переломить тенденцию снижения расходов на оборону и довести к 2024 году их долю до 2% от ВВП. Прямым результатом уэльских обещаний стал рост военных бюджетов членов НАТО в 2015 г. Кстати, это произошло впервые с середины девяностых годов прошлого столетия. Два десятилетия европейские члены НАТО военные расходы сокращались.

Через три года двухпроцентное обещание выполнили лишь шесть стран: США, Греция, Великобритания, Польша, Латвия, Эстония и Румыния. За три года, миновавшие после саммита в Уэльсе, мало что изменилось и для США. Их доля в общем бюджете североатлантической организации продолжает держаться на отметке 72%. В абсолютных цифрах это выглядит так: из 946 млрд долларов, составляющих бюджет НАТО, Вашингтон платит 693 млрд.

Что касается Европы, то в ней самыми большими плательщиками в абсолютном исчислении являются Британия (55 млрд долларов), Франция (44 млрд) и Германия (43 млрд). Тем не менее, эти три европейские страны платят лишь 15% от суммарного бюджета организации.

Несмотря на обязательство довести расходы на оборону до 2% от ВВП это обещание членов НАТО ни к чему не обязывает. Его считают знаком политической приверженности к идеалам и целям альянса. Это замечание особенно относится к новым членам НАТО с их ограниченными военными возможностями и небольшими экономиками. Очень важно сейчас и эффективное расходование собранных средств.

Выравнивание расходов среди членов НАТО неразрывно связано с «умным» оружием, которое находится в списке безотлагательных задач альянса с саммита в Лиссабоне в 2010 году. Разработка «умных» видов оружия и техники или «умная» оборона является крайне важным орудием для сокращения разрыва между требованиями обороны и возможностями.

Недавние события повысили и важность политической приверженности задачам североатлантической организации, доверия и единства между членами НАТО. Германия является одним из главных европейских государств, которая соединяет разделение военных возможностей с сильным акцентом на эффективность. В этом отношении в Европе наметился сдвиг в лучшую сторону. 23 европейские страны недавно договорились о Постоянном структурном сотрудничестве в оборонной сфере (PESCO). Его задача – создать юридические основы для инвестиций европейских стран в безопасность и оборону. Сюда же относится и намерение увеличивать расходы на оборону не только в процентном отношении, но и в реальном исчислении; развитие совместных оборонных возможностей, инвестиции в общие проекты и повышение оперативной боевой готовности. 

Геополитические реалии по сравнению с серединой прошлого века, конечно, сильно изменились. Ситуация с экономикой сейчас тоже сильно отличается от той, что была семь десятилетий назад, когда Соединенные Штаты несли основное бремя по защите и безопасности Европы. Сейчас Европейский Союз является самым сильным экономически, богатым и большим торговым блоком на планете. Объединенная Европа достаточно глубоко интегрирована и обладает серьезным военным потенциалом. Европе необходимо брать на себя больше ответственности в защите самой себя и трансатлантического альянса, считает NI.

Вашингтон ждет от европейских союзников выполнения финансовых обязательств в отношении НАТО. Этого требует, считают за океаном, и положение с безопасностью Старого Света. Число вызовов и угроз не снижается, а растет. Кроме обострения отношений с Россией, это и многочисленная миграция выходцев из Ближнего Востока и Северной Африки, и нарастающие угрозы терроризма и экстремизм, который сейчас тоже на подъеме. Автор статьи считает, что рост расходов на оборону членов НАТО не имеет альтернативы, это, по его мнению, стратегическая необходимость.

 / Главное

Кибервойны – новый вызов системам безопасности России и США

Президент России Владимир Путин назвал риск возникновения масштабной конфронтации в цифровой сфере одним из основных стратегических вызовов современности и предложил Соединённым Штатам Америки создать международный экспертный совет по кибербезопасности.

26 сентября

Кибервойны – новый вызов системам безопасности России и США

Президент России Владимир Путин назвал риск возникновения масштабной конфронтации в цифровой сфере одним из основных стратегических вызовов современности и предложил Соединённым Штатам Америки создать международный экспертный совет по кибербезопасности.

25 сентября

Северный дозор на страже

Морские пехотинцы Северного флота завершили арктический поход.

25 сентября

Измена по-Балкански: Вучич назвал настоящую причину подписания соглашения с Косово

Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что подписал с Приштиной соглашение в Вашингтоне для большего американского присутствия в регионе.

24 сентября

«Химичат» провокацию: в Сирии боевики приготовились к атаке отравляющими веществами

В одном из населенных пунктов Идлибской зоны деэскалации готовятся съемки инсценировки химической атаки на мирное население.

24 сентября

Евроатлантическая утопия Грузии

Бывший-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе рассказала о перспективах вступления страны в НАТО.

23 сентября

По следам 75-й Генассамблеи ООН: от юбилея Победы до запрета космического оружия

Впервые в истории работы ООН заседание Генеральной ассамблеи организации проводится в дистанционном формате: лидеры стран обращаются к президиуму посредством видеообращений.

23 сентября

Японский «реваншизм» или ответ на заокеанские угрозы?

Спланированный на следующий год военный бюджет Японии будет самым большим в истории страны.

22 сентября

Рябков парировал ультиматум Биллингсли по ДСНВ

Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в ответ на ультиматум спецпосланника президента США Маршалла Биллингсли по ДСНВ заявил, что Россия готова к любому развитию ситуации.

22 сентября

Оборонка без срывов: Армию России оснастят новым вооружением

Доля новых современных образцов вооружения и военной техники в российской армии достигнет 70 процентов до конца года.

21 сентября

США повышают ставки по СНВ-3

Если Москва не примет условия Вашингтона по продлению Договора СНВ, то «плата за вход повысится», заявил спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.

21 сентября

Из российского бюджета 9,5 трлн.рублей уйдет на оборону

Российское правительство планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей, в 2022 году - 3,2 трлн рублей, в 2023 году - 3,1 трлн рублей.

18 сентября

Минск закрывает границы

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о закрытии государственной границы.

18 сентября

В США определились с главным врагом государства

Россия и Китай являются для Соединенных Штатов главными стратегическими соперниками.

17 сентября

Продлить нельзя – денонсировать

США выдвинули заведомо невыполнимые требования к России по продлению СНВ-3.

17 сентября
Армия

«Славянское братство»: десантники России и Белоруссии дадут отпор терроризму

На белорусском полигоне Брестский 14 сентября стартовали Российско-белорусские учения «Славянское братство – 2020».

Угрозы

Горячие воды Балтийского моря: эсминец США приблизился к границам России

Балтийский флот России развернул корабельную и авиационную группировку для слежения за американским эсминцем «Росс».

Битва за историю

По следам 75-й Генассамблеи ООН: от юбилея Победы до запрета космического оружия

Впервые в истории работы ООН заседание Генеральной ассамблеи организации проводится в дистанционном формате: лидеры стран обращаются к президиуму посредством видеообращений.

За рубежом

Измена по-Балкански: Вучич назвал настоящую причину подписания соглашения с Косово

Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что подписал с Приштиной соглашение в Вашингтоне для большего американского присутствия в регионе.

Самое читаемое