Впервые широкой публике новейший танк Т-14 с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» был представлен на параде Победы в 2015 году. Его, по словам конструкторов, не способно поразить ни одно из существующих в мире противотанковых средств. В том числе, ПТРК Javelin, TOW (оба производства США) и Spike (Израиль).
Система защиты Т-14 «Армата» условно состоит из трех эшелонов. За первую линию обороны «отвечает» комплекс активной защиты «Афганит», перехватывающий на подлете высокоскоростные противотанковые управляемые ракеты и бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. Если комплекс по какой-то причине оплошал, то в дело вступает второй эшелон обороны — система динамической защиты «Малахит». Ее главная задача — рассеять кумулятивную струю ПТУРа или боеприпаса гранатомета. Третий эшелон обороны обеспечивает крепкая броня Т-14. Лоб корпуса «держит удар» 120-миллиметровых снарядов (основной калибр танков НАТО) и ПТУР калибра до 150 мм.
Первая партия Т-14 поставлена в войска еще в 2016 году. В ноябре 2017 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил о включении серийных поставок «Арматы» в новую госпрограмму вооружения на 2018/2019 год. На «Уралвагонзаводе» работают сейчас над созданием беспилотной версии танка, сообщал гендиректор» УВЗ Александр Потапов.
Казалось бы, налицо очередной прорыв отечественной «оборонки». Но оказалось, что технические характеристики Т-14, мягко говоря, не соответствует заявленным.
Независимый эксперт Алексей Хлопотов напомнил, что Т-14 является логическим продолжением другого танка УВЗ — Т-95 («Объект 195»), который должен поступить на вооружение в 2010 году. Однако в отличие от Т-14 при создании Т-95 руководствовались логичной и понятной концепцией: его отличительная особенность — наличие мощной пушки 2А83 калибра 152 мм. Благодаря этому Т-95 мог поражать танки противника еще до того, как они смогут выйти на рубеж атаки. При этом попадания в цель одного снаряда, выпущенного из этой пушки было достаточно, чтобы вывести вражескую машину из боя. Плюс к этому у Т-95 была автоматическая пушка калибра 30 мм для поражения легкой бронетехники и пехоты, а в систему управления огнем входила радиолокационная станция, которая в условиях плохой видимости могла стать альтернативой тепловизору.
У Т-14 этих плюсов нет. При этом по габаритам и массе он почти сравнялся с Т-95. Причины, по которым Т-95 так и не был запущен в серию, банальны: смена руководства УВЗ и КБ. Как говорится, новая метла, по-новому метет. Стоит также вспомнить и вклад Анатолия Сердюкова, который на посту министра обороны зарубил ряд перспективных программ по перевооружению, в том числе, которые были на выходе. Под эту «раздачу» попал и Т-95.
«В сравнении с танками предыдущих моделей — как серийных, так и тех, что остались только в проектах и опытных образцах, а также перед западными танками, особых достоинств у Т-14 нет. А вот недостатков просматривается масса. Но именно на этот проект у нас сделали ставку. Видимо, кому-то очень хочется славы, премий, наград, а кому-то — «жирных» госзаказов», — полагает Алексей Хлопотов.
По его словам, бортовую броню Т-14 пробьет не только современный Javelin, но и любая противотанковая пушка времен Второй Мировой войны калибром более 85-мм. Чуть лучше обстоят дела с крышей. Надежная защита у танка есть только впереди. Вся надежда на КАЗ «Афганит». Но это вполне самостоятельный комплекс, его при желании можно поставить на любой танк. Хоть на Т-55, хоть на Т-34. Единственное, что стоит в Т-14 отметить: за счет того, что экипаж отделен от топлива и боеприпасов, он имеет чуть больше шансов на выживание, чем в Т-72 или Т-90.
Не имеет «Армата» преимуществ перед «натовскими» танками и по вооружению. Мощность его пушки сравнима с мощностью новых пушек танков НАТО. «Более того, у нашей 125мм пушки 2А82-1М имеются производственные и технологические проблемы — ее не могут делать качественно и в больших количествах. Большие проблемы с качеством металла заготовки ствола», — сообщил независимый специалист.
Все это прекрасно знают в Минобороны и потому не торопятся закупать новинку. «На данный момент законтрактовано два батальонных комплекта танков Т-14 и один комплект тяжелых БМП Т-15 на той же платформе «Армата». Всего около сотни единиц. Однако, по моей информации, было выпущено только по дюжине танков и ТБМП — это как раз те машины, которые показывают на парадах. Еще по одной машине сделано для испытаний. При этом полностью работоспособен, то есть может не только ездить, но и стрелять, только один опытный экземпляр. Эта машина регулярно «гастролирует» от Нижнего Тагила до подмосковного парка «Патриот» и обратно. Вдруг на выставке нынешний министр обороны вспомнит о разрекламированной «Армате» и захочет посмотреть ее в действии», — отметил эксперт.
Кроме того, много вопросов по стоимости проекта. По информации Хлопотова, Т-14 стоит примерно в 4 раза дороже, чем обычный танк Т-90А. Опытные образцы обходились Минобороны порядка 400 млн руб. за танк, в то время как Т-90А стоил примерно 100 млн. Бывший гендиректор УВЗ Олег Сиенко обещал, что при выпуске крупной серии, он сможет снизить эту стоимость примерно в два раза — до 250-200 млн рублей. Но его «ушли», и теперь за эти слова спросить не с кого. Именно по этим причинам тему «Арматы» сейчас особо не поднимают, стараются по-тихому замять.
«Вооруженные силы России не стремятся массово закупать танки «Армата» из-за их дороговизны», — признал 30 августа заместитель председателя правительства Юрий Борисов, отвечающий за оборонную промышленность. «Зачем наводнять "Арматами" все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с "Абрамсами", "Леклерками" и "Леопардами" по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит»,— сказал Борисов.
Как сообщил Хлопотов, не впечатляет «Армата» и западных экспертов. Однако в своих СМИ они готовы петь ей дифирамбы и нагонять жути на общественность, но с одной лишь целью — выбить деньги из налогоплательщиков для собственных военно-промышленных концернов.
Нужно ли принимать «Армату» к серийному производству? «Закупать эту машину для нашей армии все равно надо, — уверен Хлопотов. - Наш танковый парк давно устарел. И частичная модернизация, которая производится сейчас, не решает эту проблему. Нам, как воздух, нужна новая боевая машина. Сейчас в части качества танкового парка мы находимся в положении догоняющего, нам нужен рывок вперед. Увы, «Армата» нам его не обеспечит, но это будет хоть какой-то шаг вперед, создающий технологический задел для будущих разработок».
«Проблема в том, что «Армату» раньше времени распиарили. Если откажемся от нее — получим репутационные потери. А наладим выпуск — выбросим деньги на ветер. Судя по всему, сейчас ищут компромисс: после окончания госиспытаний машину доработают и по этому образцу выпустят ограниченную серию — те машины, что уже законтрактованы. Дальнейшее производство, скорее всего, свернут», — заключил Алексей Хлопотов.