Техника

Тяжелые крылья Родины

Российским вооруженным силам требуется около 200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Поэтому Ульяновский авиазавод увеличивает их ежегодное производство в 6 раз

16 марта
Поделиться:

Российской военно-транспортной авиации (ВТА) требуется, в общей сложности, 150-200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые должны сменить в небе привычный тяжелый «транспортник» Ил-76. Об этом командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов рассказал на встрече с коллективом ульяновского авиастроительного завода «Авиастар-СП» (входит в «ОАК»). 

«Самолет отлично показал свой потенциал. Эффективность его значительно выше – 25-30 процентов от базового самолета. И мы сегодня с большим удовольствием осваиваем эти авиалайнеры и ждем поступления на вооружение последующих», - сказал генерал-лейтенант Бенедиктов. Он также отметил и крайнюю заинтересованность ВТА в модернизированном топливозаправщике Ил-78М-90А, первый летный экземпляр которого поднялся в небо в конце 2017 года. «Он тоже очень нужен, потому что его увеличенные возможности позволят дальней стратегической авиации решать задачи с более широким диапазоном. Наши стратегические бомбардировщики окажутся где и когда угодно для решения поставленных задач» - убежден командующий ВТА.

Первый летный экземпляр Ил-76МД-90А (в просторечии – Ил-476) выкатился на летное поле из цехов «Авиастара» еще летом 2012 года. Он, по сути, только внешне (обводами планера)  походит на своего знаменитого предшественника – Ил-76, которых с 70-х годов прошлого века в Ташкенте – на ТАПОиЧ было выпущено почти тысяча машин.  

Новое крыло, состоящее из цельных панелей (у старой машины был разъем посередине), усиленное шасси, новые двигатели пермского производства дали возможность на 20 тонн – до 210 тонн, увеличить максимальную взлетную массу самолета, и с 48 до 60 тонн увеличить максимальную полезную нагрузку. За счет того, что двигатели ПС-90А-76 экономичней своих предшественников на 12%, дальность полета с грузом 52 тонны возросла с 4000 км до 5000 км. Большая тяга двигателей позволила также улучшить взлетно-посадочные характеристики: длина разбега с максимальной взлетной массой сократилась с 1750 до 1600 м. На более современную заменена вспомогательная силовая установка. Летный ресурс машины – 35 лет с возможностью продления до 45 лет.

Аналоговый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-II» заменен на цифровой «Купол – III – 76М (А). Также на цифру заменена система автоматического управления. Вместо традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа теперь применяется комплексная система электронной индикации и сигнализации, включающая в себя многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Не обошлось, естественно, и без современной спутниковой навигационной системы. Крейсерская скорость машины – 780-850 километров в час. Она способна брать на борт 126 десантников, конвертироваться в передвижной госпиталь или служить средством доставки различных грузов.

При этом Ил-476 сохранил основные оперативные возможности своего предшественника, в том числе способность взлетать и садиться в тяжелых климатических условиях при отсутствии наземной навигационной поддержки на грунтовые полосах.

Проблема с самолетом, в принципе, одна – несоответствие производственных мощностей ОАК в Ульяновске запросам российских военных. По контракту с Минобороны «Авиастар СП» должно до 2020 года поставить российскому военному ведомству 39 таких самолетов. А, фактически, он может сейчас выпускать в год не более трех Ил-76МД-90А.  

И это не вина авиастроителей, а общая российская постперестроечная беда. В советское время на Ульяновском авиазаводе, который был построен для производства самых тяжелых в мире воздушных грузовиков – самолетов Ан-124 «Руслан», работало 40 тыс человек. А к моменту начала работы над новым российским транспортником – в конце прошлого десятилетия, «Авиастар СП» насчитывал не более 4 тыс сотрудников. Поэтому авиастроителей на этот завод в последние годы собирали со всего постсоветского пространства – из Узбекистана, с Украины, переманивали с Самары и Саратова и т.д. Параллельно шла техническая модернизация самого завода, поскольку, помимо налаживания производства ИЛ-76МД-90А, ОАК загрузило «Авиастар СП» сборкой компонентов пассажирских лайнеров МС-21 и ИЛ-112В, модернизаций  АН-124-100 «Руслан», кастомизацией  SSJ-100 и исполнением заказов на поставку ТУ-204 различным государственным структурам.

Венцом этой модернизации станет ввод в начале 2018 года на ульяновском заводе «Авиастар-СП» новой поточной линии, позволяющей увеличить количество выпускаемых Ил-76МД-90А с трёх до 18 в год. Она позволяет, например, проводить стыковку элементов самолёта в режиме конвейера, в то время как сейчас стыковка крыла и центроплана производятся вручную.

Россия, конечно, подзадержалась с переносом производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск и постановкой в серию Ил-476. За это время европейский концерн Airbus уже начал серийное производство военно-транспортного самолета А400М, который удивительнейшим образом похож на украинский Ан-70. Прямой конкурент ИЛ-76МД-90А  - американский самолет C-17 Globemaster III производства компании Boeing, уже стоит на вооружении как минимум семи стран: США, Австралии, Великобритании, Канады, Катара, ОАЭ, Кувейта. Китайская народно-освободительная армия летом прошлого года официально приняла на вооружение тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, который, по сути, является «клоном» советского Ил-76 и летает на российских двигателях.  

Это, конечно, сильно осложняет перспективы продвижения нового российского «тяжеловоза» на внешних рынках. Однако, в ОАК и Министерстве обороны РФ не скрывают, что сначала самолетами Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А перевооружат российские Вооруженные Силы, и только затем придет черед экспортных контрактов.  

Читайте по теме
Новости

В Америке уважают и опасаются С-400

Американская пресса дала ЗРС С-400 «Триумф» высокую оценку и подчеркнула, что с российскими ракетами шутки плохи.

23 октябрь
Новости

Министерство обороны РФ готово преодолеть важный рубеж

В оставшееся до конца года время намечено довести долю современных вооружений в ЦВО, ВВО и ЮВО до 50%.

11 октябрь
Новости

США изучают возможности С-300

Сейчас они попытались проверить их на Украине.

11 октябрь
 / Главное

Евроатлантическая утопия Грузии

Бывший-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе рассказала о перспективах вступления страны в НАТО.

23 сентября

По следам 75-й Генассамблеи ООН: от юбилея Победы до запрета космического оружия

Впервые в истории работы ООН заседание Генеральной ассамблеи организации проводится в дистанционном формате: лидеры стран обращаются к президиуму посредством видеообращений.

23 сентября

Японский «реваншизм» или ответ на заокеанские угрозы?

Спланированный на следующий год военный бюджет Японии будет самым большим в истории страны.

22 сентября

Рябков парировал ультиматум Биллингсли по ДСНВ

Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в ответ на ультиматум спецпосланника президента США Маршалла Биллингсли по ДСНВ заявил, что Россия готова к любому развитию ситуации.

22 сентября

Оборонка без срывов: Армию России оснастят новым вооружением

Доля новых современных образцов вооружения и военной техники в российской армии достигнет 70 процентов до конца года.

21 сентября

США повышают ставки по СНВ-3

Если Москва не примет условия Вашингтона по продлению Договора СНВ, то «плата за вход повысится», заявил спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.

21 сентября

Из российского бюджета 9,5 трлн.рублей уйдет на оборону

Российское правительство планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей, в 2022 году - 3,2 трлн рублей, в 2023 году - 3,1 трлн рублей.

18 сентября

Минск закрывает границы

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о закрытии государственной границы.

18 сентября

В США определились с главным врагом государства

Россия и Китай являются для Соединенных Штатов главными стратегическими соперниками.

17 сентября

Продлить нельзя – денонсировать

США выдвинули заведомо невыполнимые требования к России по продлению СНВ-3.

17 сентября

«Эссен» следит за «Рузвельтом»: чем закончится морская дуэль двух кораблей?

Российский фрегат «Адмирал Эссен» следит за действиями эсминца ВМС США «Франклин Рузвельт» в Черном море.

16 сентября

Предложения «по-киевски»

Украина призывает Североатлантический альянс создать совместный центр по борьбе с гибридными угрозами.

16 сентября

Горячие воды Балтийского моря: эсминец США приблизился к границам России

Балтийский флот России развернул корабельную и авиационную группировку для слежения за американским эсминцем «Росс».

15 сентября

«Славянское братство»: десантники России и Белоруссии дадут отпор терроризму

На белорусском полигоне Брестский 14 сентября стартовали Российско-белорусские учения «Славянское братство – 2020».

15 сентября

НАТО раздувает военный пузырь вблизи белорусских границ

Министр обороны Белоруссии заявил о переброски войск НАТО к границам Белоруссии.

14 сентября
Армия

«Славянское братство»: десантники России и Белоруссии дадут отпор терроризму

На белорусском полигоне Брестский 14 сентября стартовали Российско-белорусские учения «Славянское братство – 2020».

Угрозы

Под видом лжи и обвинений – США наращивают ядерный потенциал

Систему глобального ядерного сдерживания дестабилизируют не действия Москвы, а разработка и наращивание Вашингтоном ракет с ядерным зарядом малой мощности.

Битва за историю

По следам 75-й Генассамблеи ООН: от юбилея Победы до запрета космического оружия

Впервые в истории работы ООН заседание Генеральной ассамблеи организации проводится в дистанционном формате: лидеры стран обращаются к президиуму посредством видеообращений.

За рубежом

Космические реплики США

Американский президент Дональд Трамп признался, что космические силы США были созданы из-за России и Китая и, естественно, по их подобию.

Самое читаемое