Тяжелые крылья Родины

16 марта 2018
1 273 0 0

Российским вооруженным силам требуется около 200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Поэтому Ульяновский авиазавод увеличивает их ежегодное производство в 6 раз

Российской военно-транспортной авиации (ВТА) требуется, в общей сложности, 150-200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые должны сменить в небе привычный тяжелый «транспортник» Ил-76. Об этом командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов рассказал на встрече с коллективом ульяновского авиастроительного завода «Авиастар-СП» (входит в «ОАК»). 

«Самолет отлично показал свой потенциал. Эффективность его значительно выше – 25-30 процентов от базового самолета. И мы сегодня с большим удовольствием осваиваем эти авиалайнеры и ждем поступления на вооружение последующих», - сказал генерал-лейтенант Бенедиктов. Он также отметил и крайнюю заинтересованность ВТА в модернизированном топливозаправщике Ил-78М-90А, первый летный экземпляр которого поднялся в небо в конце 2017 года. «Он тоже очень нужен, потому что его увеличенные возможности позволят дальней стратегической авиации решать задачи с более широким диапазоном. Наши стратегические бомбардировщики окажутся где и когда угодно для решения поставленных задач» - убежден командующий ВТА.

Первый летный экземпляр Ил-76МД-90А (в просторечии – Ил-476) выкатился на летное поле из цехов «Авиастара» еще летом 2012 года. Он, по сути, только внешне (обводами планера)  походит на своего знаменитого предшественника – Ил-76, которых с 70-х годов прошлого века в Ташкенте – на ТАПОиЧ было выпущено почти тысяча машин.  

Новое крыло, состоящее из цельных панелей (у старой машины был разъем посередине), усиленное шасси, новые двигатели пермского производства дали возможность на 20 тонн – до 210 тонн, увеличить максимальную взлетную массу самолета, и с 48 до 60 тонн увеличить максимальную полезную нагрузку. За счет того, что двигатели ПС-90А-76 экономичней своих предшественников на 12%, дальность полета с грузом 52 тонны возросла с 4000 км до 5000 км. Большая тяга двигателей позволила также улучшить взлетно-посадочные характеристики: длина разбега с максимальной взлетной массой сократилась с 1750 до 1600 м. На более современную заменена вспомогательная силовая установка. Летный ресурс машины – 35 лет с возможностью продления до 45 лет.

Аналоговый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-II» заменен на цифровой «Купол – III – 76М (А). Также на цифру заменена система автоматического управления. Вместо традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа теперь применяется комплексная система электронной индикации и сигнализации, включающая в себя многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Не обошлось, естественно, и без современной спутниковой навигационной системы. Крейсерская скорость машины – 780-850 километров в час. Она способна брать на борт 126 десантников, конвертироваться в передвижной госпиталь или служить средством доставки различных грузов.

При этом Ил-476 сохранил основные оперативные возможности своего предшественника, в том числе способность взлетать и садиться в тяжелых климатических условиях при отсутствии наземной навигационной поддержки на грунтовые полосах.

Проблема с самолетом, в принципе, одна – несоответствие производственных мощностей ОАК в Ульяновске запросам российских военных. По контракту с Минобороны «Авиастар СП» должно до 2020 года поставить российскому военному ведомству 39 таких самолетов. А, фактически, он может сейчас выпускать в год не более трех Ил-76МД-90А.  

И это не вина авиастроителей, а общая российская постперестроечная беда. В советское время на Ульяновском авиазаводе, который был построен для производства самых тяжелых в мире воздушных грузовиков – самолетов Ан-124 «Руслан», работало 40 тыс человек. А к моменту начала работы над новым российским транспортником – в конце прошлого десятилетия, «Авиастар СП» насчитывал не более 4 тыс сотрудников. Поэтому авиастроителей на этот завод в последние годы собирали со всего постсоветского пространства – из Узбекистана, с Украины, переманивали с Самары и Саратова и т.д. Параллельно шла техническая модернизация самого завода, поскольку, помимо налаживания производства ИЛ-76МД-90А, ОАК загрузило «Авиастар СП» сборкой компонентов пассажирских лайнеров МС-21 и ИЛ-112В, модернизаций  АН-124-100 «Руслан», кастомизацией  SSJ-100 и исполнением заказов на поставку ТУ-204 различным государственным структурам.

Венцом этой модернизации станет ввод в начале 2018 года на ульяновском заводе «Авиастар-СП» новой поточной линии, позволяющей увеличить количество выпускаемых Ил-76МД-90А с трёх до 18 в год. Она позволяет, например, проводить стыковку элементов самолёта в режиме конвейера, в то время как сейчас стыковка крыла и центроплана производятся вручную.

Россия, конечно, подзадержалась с переносом производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск и постановкой в серию Ил-476. За это время европейский концерн Airbus уже начал серийное производство военно-транспортного самолета А400М, который удивительнейшим образом похож на украинский Ан-70. Прямой конкурент ИЛ-76МД-90А  - американский самолет C-17 Globemaster III производства компании Boeing, уже стоит на вооружении как минимум семи стран: США, Австралии, Великобритании, Канады, Катара, ОАЭ, Кувейта. Китайская народно-освободительная армия летом прошлого года официально приняла на вооружение тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, который, по сути, является «клоном» советского Ил-76 и летает на российских двигателях.  

Это, конечно, сильно осложняет перспективы продвижения нового российского «тяжеловоза» на внешних рынках. Однако, в ОАК и Министерстве обороны РФ не скрывают, что сначала самолетами Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А перевооружат российские Вооруженные Силы, и только затем придет черед экспортных контрактов.  

Поделиться
Комментарии0

В Крокус Сити Холл прошла первая ежегодная премия «Титаны неба». Она состоялась в рамках юбилейного вечера, посвященного 90-летию Военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил Российской Федерации.

575 0 0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

124 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

215 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.