Техника

Тяжелые крылья Родины

Российским вооруженным силам требуется около 200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Поэтому Ульяновский авиазавод увеличивает их ежегодное производство в 6 раз

16 марта
Поделиться:

Российской военно-транспортной авиации (ВТА) требуется, в общей сложности, 150-200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые должны сменить в небе привычный тяжелый «транспортник» Ил-76. Об этом командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов рассказал на встрече с коллективом ульяновского авиастроительного завода «Авиастар-СП» (входит в «ОАК»). 

«Самолет отлично показал свой потенциал. Эффективность его значительно выше – 25-30 процентов от базового самолета. И мы сегодня с большим удовольствием осваиваем эти авиалайнеры и ждем поступления на вооружение последующих», - сказал генерал-лейтенант Бенедиктов. Он также отметил и крайнюю заинтересованность ВТА в модернизированном топливозаправщике Ил-78М-90А, первый летный экземпляр которого поднялся в небо в конце 2017 года. «Он тоже очень нужен, потому что его увеличенные возможности позволят дальней стратегической авиации решать задачи с более широким диапазоном. Наши стратегические бомбардировщики окажутся где и когда угодно для решения поставленных задач» - убежден командующий ВТА.

Первый летный экземпляр Ил-76МД-90А (в просторечии – Ил-476) выкатился на летное поле из цехов «Авиастара» еще летом 2012 года. Он, по сути, только внешне (обводами планера)  походит на своего знаменитого предшественника – Ил-76, которых с 70-х годов прошлого века в Ташкенте – на ТАПОиЧ было выпущено почти тысяча машин.  

Новое крыло, состоящее из цельных панелей (у старой машины был разъем посередине), усиленное шасси, новые двигатели пермского производства дали возможность на 20 тонн – до 210 тонн, увеличить максимальную взлетную массу самолета, и с 48 до 60 тонн увеличить максимальную полезную нагрузку. За счет того, что двигатели ПС-90А-76 экономичней своих предшественников на 12%, дальность полета с грузом 52 тонны возросла с 4000 км до 5000 км. Большая тяга двигателей позволила также улучшить взлетно-посадочные характеристики: длина разбега с максимальной взлетной массой сократилась с 1750 до 1600 м. На более современную заменена вспомогательная силовая установка. Летный ресурс машины – 35 лет с возможностью продления до 45 лет.

Аналоговый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-II» заменен на цифровой «Купол – III – 76М (А). Также на цифру заменена система автоматического управления. Вместо традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа теперь применяется комплексная система электронной индикации и сигнализации, включающая в себя многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Не обошлось, естественно, и без современной спутниковой навигационной системы. Крейсерская скорость машины – 780-850 километров в час. Она способна брать на борт 126 десантников, конвертироваться в передвижной госпиталь или служить средством доставки различных грузов.

При этом Ил-476 сохранил основные оперативные возможности своего предшественника, в том числе способность взлетать и садиться в тяжелых климатических условиях при отсутствии наземной навигационной поддержки на грунтовые полосах.

Проблема с самолетом, в принципе, одна – несоответствие производственных мощностей ОАК в Ульяновске запросам российских военных. По контракту с Минобороны «Авиастар СП» должно до 2020 года поставить российскому военному ведомству 39 таких самолетов. А, фактически, он может сейчас выпускать в год не более трех Ил-76МД-90А.  

И это не вина авиастроителей, а общая российская постперестроечная беда. В советское время на Ульяновском авиазаводе, который был построен для производства самых тяжелых в мире воздушных грузовиков – самолетов Ан-124 «Руслан», работало 40 тыс человек. А к моменту начала работы над новым российским транспортником – в конце прошлого десятилетия, «Авиастар СП» насчитывал не более 4 тыс сотрудников. Поэтому авиастроителей на этот завод в последние годы собирали со всего постсоветского пространства – из Узбекистана, с Украины, переманивали с Самары и Саратова и т.д. Параллельно шла техническая модернизация самого завода, поскольку, помимо налаживания производства ИЛ-76МД-90А, ОАК загрузило «Авиастар СП» сборкой компонентов пассажирских лайнеров МС-21 и ИЛ-112В, модернизаций  АН-124-100 «Руслан», кастомизацией  SSJ-100 и исполнением заказов на поставку ТУ-204 различным государственным структурам.

Венцом этой модернизации станет ввод в начале 2018 года на ульяновском заводе «Авиастар-СП» новой поточной линии, позволяющей увеличить количество выпускаемых Ил-76МД-90А с трёх до 18 в год. Она позволяет, например, проводить стыковку элементов самолёта в режиме конвейера, в то время как сейчас стыковка крыла и центроплана производятся вручную.

Россия, конечно, подзадержалась с переносом производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск и постановкой в серию Ил-476. За это время европейский концерн Airbus уже начал серийное производство военно-транспортного самолета А400М, который удивительнейшим образом похож на украинский Ан-70. Прямой конкурент ИЛ-76МД-90А  - американский самолет C-17 Globemaster III производства компании Boeing, уже стоит на вооружении как минимум семи стран: США, Австралии, Великобритании, Канады, Катара, ОАЭ, Кувейта. Китайская народно-освободительная армия летом прошлого года официально приняла на вооружение тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, который, по сути, является «клоном» советского Ил-76 и летает на российских двигателях.  

Это, конечно, сильно осложняет перспективы продвижения нового российского «тяжеловоза» на внешних рынках. Однако, в ОАК и Министерстве обороны РФ не скрывают, что сначала самолетами Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А перевооружат российские Вооруженные Силы, и только затем придет черед экспортных контрактов.  

Читайте по теме
Армия

Шойгу: в Армии России завершены основные преобразования

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу дал интервью «Российской газете» в ходе которого рассказал об окончании преобразований в структуре Вооруженных Сил страны.

16 апрель
Новости

В Америке уважают и опасаются С-400

Американская пресса дала ЗРС С-400 «Триумф» высокую оценку и подчеркнула, что с российскими ракетами шутки плохи.

23 октябрь
Новости

Министерство обороны РФ готово преодолеть важный рубеж

В оставшееся до конца года время намечено довести долю современных вооружений в ЦВО, ВВО и ЮВО до 50%.

11 октябрь
 / Главное

На смену солдатам приходят роботы

Израиль приступил к развертыванию в конфликтных зонах Сектора Газа боевых роботов «Ягуар».

10 мая

США откроют военные базы в Таджикистане и Узбекистане

Вашингтон всерьез рассматривает перспективу передислокации своего военного контингента из Афганистана в соседние Узбекистан и Таджикистан.

10 мая

«Это праздник со слезами на глазах»

Россия и зарубежье отмечают 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

9 мая

Армии ЕС быть?

Европейский союз намерен создать оперативные вооруженные силы.

7 мая

Советская кровь за свободу Польши

Минобороны России обнародовало ранее не публиковавшиеся документы об освобождении Польши от гитлеровской Германии.

7 мая

Русские «Медведи» утомили американцев на Аляске

Систематические полеты над Арктикой российских бомбардировщиков Ту-95, получивших условное наименование «русский медведь», взволновали экипажи американских ВВС в Аляске.

6 мая

Москва напомнила Вашингтону, что он вне закона

Посольство России в США указало Вашингтону, на незаконность присутствия американских войск на территории Сирии.

6 мая

США разместили вблизи Сербии крупный контингент с танками и бронетехникой

В Хорватии и Боснии и Герцеговине стартуют военные учения «Немедленное реагирование 21».

5 мая

Пражское восстание: как англичане и американцы пытались завербовать участников РОА обещаниями политического убежища

76 лет назад – 5 мая 1945 года – в тогда еще оккупированной немецкими войсками Чехии началось стихийное антинацистское восстание, вошедшее в историю как Пражское.

5 мая

В Европе забыли о советских военнопленных

Тему пребывания советских военнопленных с 1941 по 1945 годы в странах Европы обсудили в Италии.

4 мая

Уходят и обещают вернуться

Администрация Белого дома заявила, что несмотря на вывод военного контингента из Афганистана, продолжит активную работу в среднеазиатской стране.

4 мая
Видео

Несокрушимая и легендарная. Военный оркестр.

Выступление оркестра артиллерийской бригады 20-й армии Западного военного округа в г.Коломна.

2 мая
Видео

We Will Rock You. Военный оркестр.

Выступление оркестра артиллерийской бригады 20-й армии Западного военного округа в г.Коломна.

1 мая
Видео

Смуглянка. Военный оркестр.

Выступление оркестра артиллерийской бригады 20-й армии Западного военного округа в г.Коломна.

1 мая

Неизвестный штурм: как брали столицу Третьего рейха

Минобороны России рассекретило ряд уникальных архивов о штурме Красной Армией Берлина в 1945 году.

30 апреля
Юнармия - продолжение традиций

Состав специального назначения

С Киевского вокзала 25 апреля отправился тематический поезд Минобороны России в рамках акции «Мы – армия страны! Мы – армия народа!».

Угрозы

Россия готова выйти из Договора по открытому небу

Об этом заявил глава российской делегации Константин Гаврилов заявил в ходе переговоров по вопросам контроля над вооружениями.

Уроки мужества

Дорога в один конец: советские солдаты подняли восстание в пакистанском лагере Бадабер

Ровно 36 лет назад, в 26 апреля 1985 года, группа советских военнопленных подняла восстание в секретном лагере Пакистана – Бадабер.

Техника

На смену солдатам приходят роботы

Израиль приступил к развертыванию в конфликтных зонах Сектора Газа боевых роботов «Ягуар».

За рубежом

Начнется ли война между Киргизией и Таджикистаном?

На киргизско-таджикской границе началась перестрелка пограничников и групп спецназа.

Самое читаемое