Российской военно-транспортной авиации (ВТА) требуется, в общей сложности, 150-200 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые должны сменить в небе привычный тяжелый «транспортник» Ил-76. Об этом командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов рассказал на встрече с коллективом ульяновского авиастроительного завода «Авиастар-СП» (входит в «ОАК»).
«Самолет отлично показал свой потенциал. Эффективность его значительно выше – 25-30 процентов от базового самолета. И мы сегодня с большим удовольствием осваиваем эти авиалайнеры и ждем поступления на вооружение последующих», - сказал генерал-лейтенант Бенедиктов. Он также отметил и крайнюю заинтересованность ВТА в модернизированном топливозаправщике Ил-78М-90А, первый летный экземпляр которого поднялся в небо в конце 2017 года. «Он тоже очень нужен, потому что его увеличенные возможности позволят дальней стратегической авиации решать задачи с более широким диапазоном. Наши стратегические бомбардировщики окажутся где и когда угодно для решения поставленных задач» - убежден командующий ВТА.
Первый летный экземпляр Ил-76МД-90А (в просторечии – Ил-476) выкатился на летное поле из цехов «Авиастара» еще летом 2012 года. Он, по сути, только внешне (обводами планера) походит на своего знаменитого предшественника – Ил-76, которых с 70-х годов прошлого века в Ташкенте – на ТАПОиЧ было выпущено почти тысяча машин.
Новое крыло, состоящее из цельных панелей (у старой машины был разъем посередине), усиленное шасси, новые двигатели пермского производства дали возможность на 20 тонн – до 210 тонн, увеличить максимальную взлетную массу самолета, и с 48 до 60 тонн увеличить максимальную полезную нагрузку. За счет того, что двигатели ПС-90А-76 экономичней своих предшественников на 12%, дальность полета с грузом 52 тонны возросла с 4000 км до 5000 км. Большая тяга двигателей позволила также улучшить взлетно-посадочные характеристики: длина разбега с максимальной взлетной массой сократилась с 1750 до 1600 м. На более современную заменена вспомогательная силовая установка. Летный ресурс машины – 35 лет с возможностью продления до 45 лет.
Аналоговый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-II» заменен на цифровой «Купол – III – 76М (А). Также на цифру заменена система автоматического управления. Вместо традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа теперь применяется комплексная система электронной индикации и сигнализации, включающая в себя многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Не обошлось, естественно, и без современной спутниковой навигационной системы. Крейсерская скорость машины – 780-850 километров в час. Она способна брать на борт 126 десантников, конвертироваться в передвижной госпиталь или служить средством доставки различных грузов.
При этом Ил-476 сохранил основные оперативные возможности своего предшественника, в том числе способность взлетать и садиться в тяжелых климатических условиях при отсутствии наземной навигационной поддержки на грунтовые полосах.
Проблема с самолетом, в принципе, одна – несоответствие производственных мощностей ОАК в Ульяновске запросам российских военных. По контракту с Минобороны «Авиастар СП» должно до 2020 года поставить российскому военному ведомству 39 таких самолетов. А, фактически, он может сейчас выпускать в год не более трех Ил-76МД-90А.
И это не вина авиастроителей, а общая российская постперестроечная беда. В советское время на Ульяновском авиазаводе, который был построен для производства самых тяжелых в мире воздушных грузовиков – самолетов Ан-124 «Руслан», работало 40 тыс человек. А к моменту начала работы над новым российским транспортником – в конце прошлого десятилетия, «Авиастар СП» насчитывал не более 4 тыс сотрудников. Поэтому авиастроителей на этот завод в последние годы собирали со всего постсоветского пространства – из Узбекистана, с Украины, переманивали с Самары и Саратова и т.д. Параллельно шла техническая модернизация самого завода, поскольку, помимо налаживания производства ИЛ-76МД-90А, ОАК загрузило «Авиастар СП» сборкой компонентов пассажирских лайнеров МС-21 и ИЛ-112В, модернизаций АН-124-100 «Руслан», кастомизацией SSJ-100 и исполнением заказов на поставку ТУ-204 различным государственным структурам.
Венцом этой модернизации станет ввод в начале 2018 года на ульяновском заводе «Авиастар-СП» новой поточной линии, позволяющей увеличить количество выпускаемых Ил-76МД-90А с трёх до 18 в год. Она позволяет, например, проводить стыковку элементов самолёта в режиме конвейера, в то время как сейчас стыковка крыла и центроплана производятся вручную.
Россия, конечно, подзадержалась с переносом производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск и постановкой в серию Ил-476. За это время европейский концерн Airbus уже начал серийное производство военно-транспортного самолета А400М, который удивительнейшим образом похож на украинский Ан-70. Прямой конкурент ИЛ-76МД-90А - американский самолет C-17 Globemaster III производства компании Boeing, уже стоит на вооружении как минимум семи стран: США, Австралии, Великобритании, Канады, Катара, ОАЭ, Кувейта. Китайская народно-освободительная армия летом прошлого года официально приняла на вооружение тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, который, по сути, является «клоном» советского Ил-76 и летает на российских двигателях.
Это, конечно, сильно осложняет перспективы продвижения нового российского «тяжеловоза» на внешних рынках. Однако, в ОАК и Министерстве обороны РФ не скрывают, что сначала самолетами Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А перевооружат российские Вооруженные Силы, и только затем придет черед экспортных контрактов.