В 2021 году Австралия заявила, что намерена получить атомные ударные подводные лодки, чтобы помочь противостоять стратегической угрозе, исходящей в первую очередь от Китая. Когда лидеры Австралии, Великобритании и США собрались в Сан-Диего 13 марта, чтобы объявить оптимальный путь вперед, на бумаге все выглядело довольно просто.
Но Австралия поставила перед собой геркулесову задачу, в которой зачинщики AUKUS, возможно, не осознавали огромных масштабов, которые им предстояли. Кроме того, страна замыкается на маршруте, с которого мало шансов выбраться.
Канберра зациклилась на дизель-электрических подводных лодках класса «Attack» французской разработки в 2016 году, назвав их идеальным способом получения подводных лодок «регионального превосходства».
Но что это говорит об австралийском военном и стратегическом планировании, если всего за пять лет было доказано, что оно идет совершенно по ложному пути?
В 2016 году Австралия решила, что ей не нужны новые технологии, такие как литий-ионные батареи, для своих лодок класса «Attack». Об этом всем рассказали «эксперты» Королевского военно-морского флота Австралии и Группы по приобретению и обеспечению возможностей.
Но, похоже, они действительно не думали далеко вперед, и часть проблемы в том, что Австралия прятала голову в песок и слишком поздно осознала растущую угрозу со стороны Народно-освободительной армии (НОАК).
Но как теперь Австралия может быть уверена, что ее нынешний путь под эгидой AUKUS является правильным?
Подводная лодка с управляемыми ракетами класса «Attack» была создана на базе «Shortfin Barracuda» от Naval Group во Франции. Теперь эти усилия отправлены в мусорное ведро.
Политика, несомненно, тоже сыграет свою роль. Австралия имеет ошеломляющий послужной список избрания и изгнания правительственных лидеров и партий. И правящая Лейбористская партия, и предшествующая Либеральная партия выразили двухпартийную поддержку программе атомных ударных подводных лодок, но можно ли рассчитывать на их политическую поддержку в течение следующих трех, пяти, десяти, 15, 20 или 30 лет?
Это крупнейшая оборонная программа в истории Австралии. Когда расходы на программу начнут кусаться – в настоящее время они оцениваются в 368 миллиардов австралийских долларов (245 миллиардов долларов) в течение следующих 30 лет – продолжит ли Канберра курс?
Кроме того, у Австралии есть неприятная привычка полностью занижать стоимость военных закупок. В конце концов, бюджет программы класса «Attack» увеличился с 50 миллиардов австралийских долларов (38,5 миллиардов долларов) до 80 миллиардов австралийских долларов всего за несколько лет. С таким сложным проектом, как атомные ударные подводные лодки, вероятность перерасхода еще больше.
Силы обороны Австралии также не должны забывать, что огромные затраты на эти подводные лодки вполне могут привести к болезненным компромиссам в других частях оборонного бюджета.
Но нужно учитывать не только австралийскую политику. А как насчет грязных политических споров в США? Например, если бы Дональд Трамп вернулся к власти (никто не может сбрасывать со счетов причудливые капризы американской общественности), он или кто-то вроде него вполне мог бы продолжить интроспективную политику и решить, что потребности США имеют абсолютный приоритет.
Сделка также требует одобрения Конгресса США. Еще до объявления некоторые круги США сопротивлялись тому, что австралийские амбиции могут помешать требованиям подводных лодок ВМС США.
Британская политика может иметь меньшее значение, даже то, что Великобритания на самом деле неплохо справляется с этой сделкой с AUKUS. Она закупает новые ПЛА для себя, и цена будет снижена из-за масштабов экономики, так как Австралия вносит финансовый вклад в производство.
Таким образом, с политической точки зрения, это приобретение сопряжено с риском, учитывая то, сколько времени оно займет, когда так много может измениться.
Кроме того, насколько сильно изменится политический ландшафт Австралии через десять лет, когда появятся первые подводные лодки проекта? Останется ли воинственный председатель Си Цзиньпин у власти в Китае, или он вообще будет жив? Он уже завоевал Тайвань?
Сроки также несут в себе большой риск. Могут ли США быстро увеличить свои производственные мощности, чтобы удовлетворить потребности Австралии в трех ПЛА класса «Вирджиния» к началу 2030-х годов? Эти даты не так уж и далеки, и это требует от США быстрого увеличения объемов производства с нынешних 1,5 лодок в год.
Или проект US британской разработки будет отложен, поскольку британская работа, уже проделанная, безусловно, потребует модификации?
Другой вопрос, сможет ли судостроительная промышленность Австралии вовремя произвести эти новые подводные лодки. Правительство утверждает, что «потребность в персонале на австралийской верфи для подводных лодок почти вдвое превышает прогнозируемый ранее». Только для проектирования и строительства верфи для подводных лодок требуется около 4000 человек, а в пиковый период для строительства подводных лодок потребуется 4000-5000 рабочих.
Австралии придется создать когорту квалифицированных рабочих для своей латентной ядерной отрасли, а также создать систему обучения, чтобы обеспечить долгосрочную непрерывность. Несомненно, операционная совместимость и промышленные базы в трех странах будут улучшены, как и устойчивость цепочки поставок.
Лодки австралийской постройки не начнут поступать до начала 2040-х годов, и, по-видимому, рабочая сила тем временем будет занята модернизацией шести лодок класса «Collins», которым еще предстоит служить долгие годы.
Также потребуется намного больше подводников, и не будет ли в конечном итоге Австралия одновременно эксплуатировать три класса подводных лодок?
Партнеры AUKUS мудро провели 18-месячную консультацию о том, как лучше всего продвигаться вперед в стремлении Австралии. Определенно этот период был необходим для такого серьезного начинания, и по крайней мере некоторые мысли теперь были вложены в это предприятие по сравнению с тем, что было рефлекторной реакцией, когда AUKUS был впервые объявлен 15 сентября 2021 года, и французам грубо показали дверь.
С этим австралийским «оптимальным путем» так много неуловимых вещей, и способность достичь этих путевых точек не следует автоматически предполагать.
Конечно, Китай выразил возмущение тем, что Австралия сделала выбор в пользу атомных подводных лодок. Пекин также раскритиковал AUKUS за распространение ядерных технологий.
Управление военно-морской разведки США ожидает, что подводный флот Китая вырастет с нынешних 66 лодок до 76 к 2030 году. ВМС НОАК могут иметь до восьми ПЛАРБ к 2030 году, плюс общий запас ядерных боеголовок увеличивается как снежный ком. По оценкам Пентагона, к 2027 году у НОАК будет до 700 доставляемых ядерных боеголовок, а всего через три года после этого – 1000.
Будет ли Китай использовать этот план AUKUS в качестве предлога для ускорения своего собственного атомного подводного флота? Эта возможность будет беспокоить ВМС США, и если Си действительно поведет Китай по такой траектории, это, несомненно, заставит США идти в ногу. При таком сценарии через десять лет, сдержат ли США обещание, данное Австралии в 2023 году, когда стратегическое давление начнет нарастать?