Динамика безопасности в Индийском океане

19 января 2023
751 0 0

Нетрадиционное сотрудничество в области безопасности иногда может иметь неожиданные результаты в области традиционной безопасности.

Динамика безопасности в Индийском океане

Офицер ВМС Индии перед ракетной установкой на корабле - Фото: DIVYAKANT SOLANKI/EPA/TASS

По мере усиления соперничества между Китаем и Индией, и, конечно же, Китаем и США, растет и присутствие и влияние Китая в регионе Индийского океана: водное пространство не только становится важным местом соперничества крупных держав, но и вовлекает небольшие государства региона, такие как Шри-Ланка, в водоворот этого соперничества. 

Хотя есть возможности для сотрудничества между крупными державами по нетрадиционным вопросам – например, совместная борьба с пиратством в западной части Индийского океана – результаты такого сотрудничества могут быть сложными.

Основные вопросы безопасности в Индийском океане в начале 2023 года связаны с обострением стратегического соперничества между крупными державами, в связи с чем, в свою очередь, возникает вопрос, в какой степени сотрудничество, которое мир видел ранее, может быть возможно в Индийском океане в будущем.

Индия добилась значительного прогресса в демонстрации лидерства и присутствия в Индийском океане. В частности, за последние 15 лет страна повысила свою осведомленность о морской сфере, начав с усилий по усилению безопасности побережья после терактов в Мумбаи в 2008 году. Эти инвестиции в нетрадиционную безопасность, направленные на предотвращение еще одного террористического нападения, принесли дивиденды в традиционном контексте безопасности, поскольку внешнеполитические усилия страны расширилась до партнерских отношений в более широком регионе Индийского океана.

С тех пор Индия неуклонно наращивала потенциал, партнерские отношения по обмену информацией и оперативные отношения со странами Индийского океана. Например, Индия создала сеть прибрежных радиолокационных станций в островных государствах Мальдивы, Сейшельские острова и Маврикий. Индийский центр обработки информации в регионе Индийского океана принял офицеров связи примерно из 10 стран региона и партнеров-нерезидентов, таких как Япония и США. Страна также расширила свое региональное присутствие за счет развертывания миссий ВМС Индии, которые охватывают весь Индийский океан. Тем временем ВМС Индии продолжают наращивать свой флот, совсем недавно подразделение ввело в строй пятую подводную лодку класса «Scorpene» и ввело в эксплуатацию новый авианосц.

Однако развитие порта Хамбантота было сопряжено с противоречиями в течение последних 15 с лишним лет. Помимо поднятия хорошо известных вопросов о Китае и соперничестве великих держав, порт также вызывает споры внутри страны. Движущие силы порта варьируются от морской стратегической культуры Шри-Ланки и амбиций по развитию юго-восточного региона до местной политики.

Большая часть деятельности порта до сих пор состояла из перевалки транспортных средств из Индии и Японии в пункты назначения в Восточной Африке и на Ближнем Востоке. Планы на 2023 год включают в себя строительство бункеровочного бизнеса порта, ремонт транзитных судов, привлечение круизных лайнеров и реализацию проектов развития в более широком регионе.

Совместное предприятие с китайским большинством согласилось на 99-летнюю аренду для управления портом Хамбантота в 2017 году, когда Шри-Ланка остро нуждалась в иностранной валюте. Этот эпизод был предвестником экономического кризиса, с которым страна столкнулась сейчас после истощения валютных резервов в 2022 году. Выполнение этого соглашения иллюстрирует дилемму, с которой часто сталкиваются малые государства. Хотя агентство Шри-Ланки при принятии этого решения не следует игнорировать, китайские переговорщики добились чрезмерного срока от небольшого государства, переживающего экономические трудности.

Из-за разногласий по поводу роли Китая в строительстве и финансировании порта и совместного предприятия с китайским большинством, которое управляет им, Коломбо намеренно разрешил военную дипломатию и дозаправку из других стран в Хамбантоте. Шри-Ланка приветствовала визиты военно-морских кораблей США, Индии, России и Японии, а также организовала экскурсии по порту для иностранных дипломатов и военных чиновников.

Однако только в августе 2022 года правительство наконец разрешило первый визит китайского корабля «Юань Ван 5» в Хамбантоту. Неудивительно, что подготовка к визиту, как сообщается, вызвала большие разногласия среди официальных лиц из Индии и Китая по поводу колебаний Коломбо в отношении того, давать ли разрешение. Этот эпизод проиллюстрировал, что малые государства в Индийском океане будут все чаще приспосабливаться к предпочтениям крупных держав, вовлеченных в стратегическую конкуренцию.

В отличие от Тихого океана, у Китая нет морских споров в Индийском океане. Однако есть опасения, что напористая деятельность Китая в Южно-Китайском море может распространиться и на этот регион. Индийский океан – это регион, где страны исторически говорили о необходимости сохранения «зоны мира», еще со времен Холодной войны.

В современную эпоху все большее внимание уделяется рыболовной деятельности Китая, особенно в западной части Индийского океана. Здесь существует более широкое беспокойство по поводу незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла на фоне растущего осознания истощения запасов желтоперого тунца в результате чрезмерного вылова.

Точно так же в центральной части Индийского океана Мальдивы встревожены иностранным промыслом в их исключительной экономической зоне и последствиями для продовольственной безопасности страны.

На фоне этих опасений мониторинг зоны является серьезной проблемой, с которой сталкиваются небольшие морские силы в Индийском океане, учитывая существующие платформы, потребности в персонале и оборонные бюджеты. 

Помимо незаконного рыболовства, еще одной проблемой являются опасные военные взаимодействия между внерегиональными державами в Индийском океане. Подобный инцидент произошел в Южно-Китайском море, когда самолет Китая пролетел очень близко от самолета США. В другом инциденте еще в 2018 году Вашингтон выразил протест Китаю за использование лазеров против американских военных самолетов в Джибути, в результате чего военнослужащие ВВС получили ранения. Такие инциденты могут подорвать региональную стабильность.

Важно помнить, что нетрадиционное сотрудничество в области безопасности иногда может иметь неожиданные результаты в плане традиционной безопасности. Например, сотрудничество по оказанию помощи при стихийных бедствиях между США, Индией, Японией и Австралией после цунами в Индийском океане в 2004 году заложило основу для «Quad», группы, чей «свободный и открытый» подход контрастирует с подходом Китая. Другим примером является развертывание военно-морских сил многих стран примерно 15 лет назад для борьбы с пиратством в западной части Индийского океана. Несмотря на значительное снижение числа пиратских нападений с тех пор, традиционные последствия для безопасности очевидны: постоянное присутствие Китая в Индийском океане продолжается и по сей день. Обострение стратегического соперничества между крупными державами ставит под вопрос, в какой степени сотрудничество, которое мы наблюдали ранее, может быть возможно в будущем в Индийском океане.

Поделиться
Комментарии0
22 апреля 2024Украина

Позиции ВСУ трещат по швам. На Западе раскрыли, когда Одесса станет русской

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса....

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал поставить Киеву в ближайшем будущем системы ПВО, высокоточные дальнобойные ракеты и снаряды калибра 155 мм.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

103 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.