«МАКС 2021»: «шах и мат» новейшим истребителем «пятого поколения», многоцелевой лайнер с отечественными двигателями и вертолёты-беспилотники

22 июля 2021
1 067 0 0

В подмосковном Жуковском открылась крупнейшая в мире в этом году авиакосмическая выставка — «МАКС 2021». На международном салоне каждые два года представляются образцы новейшей русской авиационной техники, а также зарубежные инновационные проекты.

«МАКС 2021»: «шах и мат» новейшим истребителем «пятого поколения», многоцелевой лайнер с отечественными двигателями и вертолёты-беспилотники

Новый однодвигательный истребитель пятого поколения CheckmateEPA/TASS

Нынешнее мероприятие, традиционно являющимся крупнейшим среди аналогов в Восточной и Центральной Европе в сферах военного, гражданского и специального авиастроения, станет пятнадцатым с момента проведения первого «МАКСа» в 1993 году. Рекордным по количеству представленных экспонатов (740) стал 2009 год, в 2001 год МАКС посетило наибольшее количество зрителей — 660 тысяч, салон 2011 года принёс рекордную сумму заключённых контрактов — более 10 миллиардов долларов.

«МАКС 2021» пройдёт с 20 по 25 июля, в нём принимают участие сотни компаний из 56 стран. В Жуковском, помимо прочего, представлены: истребитель «пятого поколения» Су-57Э,  впервые участвующий в авиашоу в качестве серийного истребителя; многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ Су-35; двухместный многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30; многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ МиГ-35; палубный истребитель Су-47 «Беркут»; учебный самолёт Як-152.

Отечественные двигатели для нового русского гражданского лайнера

Новинкой стал среднемагистральный лайнер МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 и турбовинтовой Ил-114-300. Особенно важным является то,  что МС-21 выполнил демонстрационные полеты именно с нашими двигателями — они являются ключевыми для прогресса российской гражданской авиации, учитывая, что наша боевая авиационная индустрия находится в значительно лучшем состоянии, чем гражданская. Последняя всё меньше может рассчитывать на советское наследие, с другой стороны, ей всё больше приходится считаться с последствиями развала авиапромышленности СССР и эффектом от западных санкций. Это в принципе касается всех проектов, но МС-21 в особенности — он имеет не только коммерческое, но и политическое значение — должен убедить скептиков в том, что русская гражданская авиация способна создавать отечественные суперпроекты, не останавливаясь на линейке Ил-96.

Отечественный двигатель ПД-14, универсальный генератор, очень важен, потому что сегодня стран, которые могут производить двигатели, меньше, чем тех, что могут создавать самолеты. Санкции со стороны США помогли сделать выбор в пользу ПД-14, а не американского PW1431G (Pratt & Whitney), с которыми МС-21 летал на прошлом салоне. Конструкторами самолёта являются компания «Иркут» совместно с ОКБ «Яковлева», общее руководство созданием воздушного судна осуществляется в рамках Объединённой авиастроительной корпорации.

На авиавыставке впервые был представлен самолет LMS-901 «Байкал», преемник легендарного «кукурузника» Ан-2. Самолет развивает скорость 300 километров в час, а максимальная дальность полета — 3000 километров. По сравнению со своим предшественником «Байкал» намного меньше, имеет более высокие скорости и возможность более длительного полета без дозаправки. Самолет будет способен доставлять нагрузку в две тонны на расстояние не менее 1500 км. При этом он не уступает по надежности и эффективности  Ан-2 — и  вскоре должен полностью заменить его. В свою очередь, ещё одна новинка — ближнемагистральный турбовинтовой ИЛ-114-300 — должен заменить Ан-24.

Главная звезда салона

Главной звездой и новинкой «МАКСа» стал проект «Checkmate» (Шах и мат)  - первый российский лёгкий многоцелевой тактический истребитель пятого поколения, выпускаемый компанией «Сухой» («Ростех»). Новый самолет, способный развивать скорость до двух Махов (2450 км/ч), будет выпускаться в  двухместном и беспилотном вариантах. Используя шахматную терминологию, специалисты сравнивают этот самолет с лёгкой конницей, поскольку он действительно имеет небольшой вес (максимальная боевая нагрузка Checkmate — 7400 килограммов) и удобен в маневрировании, способен делать неожиданные ходы и таким образом определять ход игры.  Вероятно,  истребитель будет однодвигателевым, что станет абсолютной инновацией для российского самолётостроения, но не исключено, что будет и второй двигатель, по центру, для обеспечения вертикального взлёта.

Статистические испытания   истребителей «Checkmate» закончатся примерно через год,  в 2023 году начнутся лётные. Первые поставки  начнутся через пять с половиной лет, экспортный же вариант должен быть востребован в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Если Россия успешно реализует заявленные планы, то на рынке истребителей «пятого поколения» появится серьёзнейший игрок, способный потеснить конкурентов. Экономическими преимуществами  этого боевого самолета является дешевизна и  низкие затраты на обслуживание — при выполнении максимально возможного числа боевых задач.  Заявленная цена составляет 25-30 миллионов долларов, что значительно дешевле истребителя четвертого поколения F-16 и китайских аналогов -  лёгких истребителей.

Боевыми преимуществами самолёта являются: трудность обнаружения благодаря характеристикам низкозаметности, которые обеспечивает технология и угловатая геометрия «stealth», УВТ (управление вектором тяги), современный бортовой комплекс радиоэлектронного подавления и защиты, позволяющий самолету уходить от средств обнаружения и поражения, а также радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). «Checkmate» должен будет пролетать 1500 километров с полной боевой нагрузкой. Самолёт предназначен для быстрого вертикального взлёта, что делает возможным его применение в палубной авиации. Истребитель может использоваться против любых наземных, воздушных и морских целей. Разумеется, управление самолётом будет пронизано искусственным интеллектом.

На вооружении нового истребителя «пятого поколения» (отсеки для оружия будут внутри фюзеляжа): ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» Р-74М, управляемые ракеты «воздух— земля» Х-38, противорадиолокационные ракеты Х-58УШКЭ, управляемые ракеты Гром-Э1, корректируемые авиационные бомбы с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и пушечное вооружение.  

Вопросы обслуживания, поставок запчастей, обучения персонала должна решать для «Checkmate» информационно-логистическая система «Матрешка».

Новинки среди вертолётов

Вертолётный парк представили: ударный  Ка-52 «Аллигатор»; пожарный Ка-32; впервые продемонстрированный в новейшей модификации лёгкий вертолёт Ка-226Т;  люксовый вертолет «Ансат Аурус». Именно на Ка-26 и «Ансатах» (в переводе с татарского «Ансат» значит «простой») обучаются водить винтокрылые машины курсанты Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков.

Кроме того, Холдинг «Вертолеты России» впервые представил на Международном авиационно-космическом салоне  свой новый проект БАС-200. Беспилотный вертолётный летательный аппарат БАС-200 может применяться для выполнения широкого спектра авиационных работ: мониторинга местности, доставки грузов, выполнения поисково-спасательных и сельскохозяйственных работ.

Та же компания продемонстрировала развитие беспилотного вертолётов двух проектов:  ВРТ-300, представленного на авиасалоне 2017 года, и лёгкого соосного вертолёта ВРТ-500, который зрители впервые увидели на предудущем салоне.  Оба проекта благодаря своим характеристикам будут играть важнейшую роль в том числе и в Арктике — регионе, за который сейчас разворачивается битва ведущих стран мира. Модель ВРТ-300 станет и вертолётным беспилотником для «Почты России». «Вертолеты России» сейчас, пожалуй, самая успешная компания в области гражданской авиации, но  важно и то, что она сочетает мирные проекты с военными, успешно реализует свою продукцию за рубеж, постоянно создаёт новые программы и развивает их.

Также на выставке был представлен «Сокол-М» - прототип нового скафандра для космонавтов, в котором они должны полететь на Луну на межпланетном корабле «Орёл».

Поделиться
Комментарии0
30 апреля 2024Битва за историю

Знамя Победы над Рейхстагом: падение символа нацистской Германии

Ровно 77 лет назад в Берлине советские воины водрузили Знамя Победы над поверженным Рейхстагом....

Британские власти продолжают активно поддерживать режим Зеленского на Украине, поставляя Киеву боеприпасы и военную технику.

С 1 мая на Поклонной горе будет представлена западная техника ВСУ, захваченная российскими бойцами в зоне СВО.

16 марта 2024Техника

Рывок на 27 Маха делает противоракетную оборону США бесполезной

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что гиперзвуковой планирующий аппарат его страны «Авангард» свел на нет миллиардные инвестиции Соединенных Штатов и их западных союзников в технологии противоракетной обороны....

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины.

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.