Атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту, авианосцы и другие военные корабли не имеют себе равных в мире. Как показывает история, бросать открытый вызов Вашингтону чаще всего чистейшей воды самоубийство. Однако сверхновые супертихие дизель-электрические подлодки противника представляют для ВМФ США очень серьезную угрозу и требуют внесения изменений в тактику ведения боевых действий.
Строго говоря, практически бесшумные дизель-электрические субмарины появились не сегодня и даже не вчера. Им несколько десятков лет. Однако подводные лодки нового поколения, вооруженные противокорабельным оружием и новыми системами движения (AIP), которые позволяют неделями не подниматься на поверхность, делает практически невозможными их поиски и обнаружение в глубинах океанов и представляют серьезную угрозу для любого военного флота.
Подводные лодки этого класса, которые по аналогии с самолетами можно назвать «невидимками», были признаны Пентагоном очень опасной угрозой еще в 2005 году. Американцы обратились за помощью к союзникам. В середине нулевых шведская субмарина с системой AIP «Готланд» целый год провела в Калифорнии. Целью столь длительной командировки было проверить, насколько опасны подлодки подобного класса для авианосцев и других военных кораблей. Опасения оказались не напрасными – в бою «Готланд» без особого труда пустил бы на дно подавляющее большинство американских военных судов, включая атомные субмарины. На учениях с участием авианосца «Рональд Рейган» шведские подводники произвели много пусков, после чего спокойно ушли, так и не обнаруженные американцами. Шведская субмарина действовала так тихо, что ее не могли обнаружить американские радары.
Были у американских кораблей встречи с бесшумными дизель-электрическими субмаринами и не на учениях. В 2006 г. китайская дизель-электрическая субмарина типа 039 Song, которая, к слову, была значительно слабее «Готланда» (у нее, к примеру, не было системы AIP), долго следила в Южно-Китайском море около Окинавы за авианосцем «Китти Хок». Об ее присутствии стало известно лишь после того, как она поднялась на поверхности в 8 км от авианосца и была случайно замечена одним из американских самолетов, совершавших рутинный разведывательный полет.
Россия сейчас очень энергично строит дизель-электрические подлодки проекта 677 (Лада), причем, значительно более совершенного типа.
«Способности к скрытному перемещению новых дизель-электрических субмарин проекта «Лада» значительно превышают те, что были у их предшественниц»,- заявил в свое время российским СМИ Александр Бузаков, гендиректор предприятия «Адмиралтейские верфи».
Они действуют даже бесшумнее российских подлодок класса «Кило» (проект 877 «Палтус» и проект 636 «Варшавянка»), которые ранее считались самыми бесшумными в мире. За уникальную способность исчезать с экранов радаров на Западе их называли «черными дырами».
Новые российские подводные лодки способны бесшумно передвигаться благодаря совмещению акустического покрытия нового поколения и новейшей гидроакустической системы. По словам Бузакова, в ходе проектирования и строительства новых субмарин конструкторам удалось собрать больший объем очень полезной и важной информации и данных, которые помогли значительно улучшить и лодки класса «Кило».
Субмарины проекта «Лада» созданы для охраны побережья от военных кораблей и подводных лодок противника, для сбора данных, для разведывательных миссий и наблюдения. Они также могут выполнять роль «материнского корабля» для спецназа. Благодаря новейшей системе AIP субмарины проекта «Лада» могут находиться под водой и не подниматься на поверхность до 25 дней. С учетом огромного арсенала вооружения их можно считать первыми на планете неатомными подводными лодками, которые вооружены специальными пусковыми установками для крылатых ракет.