Еще 10 лет назад небо над северными рубежами нашей страны представляло собой большую «дыру» шириной почти 20 тыс км, а Северный флот съежился вокруг Кольского полуострова. Сейчас всё изменилось. В декабре 2014 года было создано Объединённое стратегическое командование «Север», которое предназначено для комплексного обеспечения безопасности арктического региона России и единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря. Министерство обороны восстановило традиционные арктические военные базы и построило новые, развернуло над этим макрорегионом полноценный «космический зонтик», и укрепило структуру береговой обороны. Сейчас со стороны Арктики России ничто не угрожает.
Триединая задача
«Освоение Арктики напрямую связано с выполнением долгосрочных задач экономического развития страны, энергетической безопасности и конкурентоспособности на мировом рынке. И в соответствии с «Основами государственной политики в Арктике» Министерством обороны проводится последовательная работа по укреплению группировки войск (сил) для защиты национальных интересов России в этом регионе», – еще в 2013 году заявил министр обороны Сергей Шойгу.
Основных угрозы России со стороны Арктики три. Первая – глобальная. Создаваемая США система противоракетной обороны (ПРО), предусматривает либо превентивное поражение межконтинентальных баллистических ракет (МБР) вероятного противника в местах их базирования, либо уничтожение вражеских МБР на первом этапе полета – до разделения боевых блоков. Для максимально быстрого целеуказания для американских противоракет в Норвегии, в 60 км от границы с Россией, еще в конце прошлого века была размещена радиолокационная станция (РЛС) Have Stare (Globus II). Восточный сектор российской части Арктики эффективно «накрывает» американская РЛС системы ПРО морского базирования SBX, расположенная на Дальнем Востоке, у острова Шемия. Globus II и SBX отслеживают всю траекторию полета российских баллистических ракет, начиная с момента их пуска, а также на участках маневрирования платформы разведения головных частей индивидуального наведения и средств преодоления ПРО.
При этом американцы уже построили и достаточное количество эсминцев и крейсеров, оснащенных системами управления «Иджис» и ракетами-перехватчиками SM-3 Block1B, которые могут создать реальную угрозу российскому «ядерному щиту». Однако, для того, чтобы эффективно уничтожать (перехватывать) российские МБР, эти американские мобильные средства перехвата должны быть максимально приближены к местам базирования российских ракет. И есть только одно место на земле, где они могут это сделать – в Арктике. По расчетам военных гидрографов США, благодаря глобальному потеплению уже к 2025 году Северный ледовитый океан будет полностью свободен ото льдов, которые мешают плаванию наводных кораблей, почти два месяца в году. И американские эсминцы и крейсеры УРО тогда смогут зайти в нейтральные воды северных морей, омывающих российские берега, и встать там на боевое дежурство. К такому развитию событий нашей стране, безусловно, надо быть готовой.
Две других причины усиления военной мощи России в Арктике носят, прежде всего, экономический характер. Первая – это огромные запасы нефти и газа, содержащихся в российской части Арктики. И когда мир начнет испытывать «энергетический голод», охотников до них будет появляться все больше. При этом не надо переоценивать трудности добычи арктических углеводородов и недооценивать способы контроля над ними с помощью военной силы. НАТО регулярно проводит отработку боевых задач на Северо-Западном театре военных действий, в том числе по контролю над разрабатываемыми месторождениями углеводородов. А проводившиеся в марте 2012 года в Северной Норвегии учения Cold Response стали крупнейшими военными маневрами в циркумполярном регионе со времен окончания холодной войны. В них приняли участие 16 300 военнослужащих из 15 стран Северо-Атлантического альянса. Неудивительно, что и Россия одну из двух арктических мотострелковых бригад размещает именно на Ямале, где уже сейчас добывается львиная доля российского природного газа.
Вторая экономическая причина связана с транспортным сообщением в Арктике. Таяние арктических льдов открывает путь через Северный ледовитый океан не только для военных кораблей, но и для гражданских судов. Китай, например, уже к 2025 году намерен перевести на Севморпуть – кратчайшую морскую дорогу между Европой и Азией, проходящую вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, 15% своего гигантского внешнеторгового оборота. Речь идет о десятках миллионов тонн грузов и миллиардах долларов. Поэтому Поднебесная уже сейчас начала выторговывать у России режим «наибольшего благоприятствования» для движения своих судов по СМП, а США и его европейские союзники – заявлять о том, что движение по Севморпути должно осуществляться под неким «международным контролем». Однако, позиция нашей страны в этом отношении неизменна – движение гражданских судов и военных кораблей по Северному морскому пути должно осуществляться в рамках национального законодательства и при полном и безусловном контроле со стороны России. Однако, для того, чтобы это требование выполнялось, России нужны соответствующие средства убеждения и принуждения.
Масштабное развертывание
Начиная с 2013 года, по открытым данным, в интересах российских военных по Северному морскому пути ежегодно перевозится не менее 70 тыс тонн грузов. Одна из первых крупных партий (более 10 тыс тонн) была доставлена в сентябре 2013 года на остров Котельный архипелага Новосибирские острова. Спустя два года на это месте появилась новая база Северного флота (СФ). На острове, расположенном на 76-м градусе северной широты, были построены 42 здания и сооружения, в том числе аэродром «Темп» и жилищный комплекс «Северный клевер» площадью более 12 тысяч кв. м. Комплекс рассчитан на проживание 250 человек — штаб, жилые помещения, спортивный зал, учебные классы, библиотека, медпункт, баня и т.д. Фундамент из металлических свай, трехслойные утепленные металлические панели, тепло и энергоснабжение обеспечивают современная котельная и мощная дизельная электростанция. Между сооружениями — крытые теплые переходы, позволяющие военнослужащим нести вахту, невзирая на погодные условия. Еще одна база СФ создана на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. 80-й градус широты, несколько десятков сооружений, жилищный комплекс в 14 000 кв. м, дороги, небольшой порт для приема топлива.
Эти и другие арктические базы, по словам командующего ОСК «Север» (он же командует и Северным флотом), вице-адмирала Николая Евменова, позволяют расположенным в них гарнизонам, состоящим из нескольких сотен человек, автономно решать задачи в течение длительного времени. «Каждая арктическая база Северного флота, как орбитальная станция, способна от года до полутора лет существовать автономно, без пополнения запасов», - сообщил он недавно журналистам, отметив при этом, что «система материально-технического обеспечения строится таким образом, чтобы в случае необходимости на базу можно было доставить любые материалы, оборудование или припасы в максимально короткий срок, несмотря на погодные и природные условия».
Создание на основе СФ межвидового стратегического объединения, которое, по сути, имеет статус военного округа, резко усилило степень защиты национальных интересов РФ в Арктике. По мнению командующего, этому способствовало «создание уникальных соединений и частей». «Это арктическая мотострелковая бригада, тактическая группа береговых войск, подразделения противовоздушной обороны, которые несут боевую вахту на островах Северного Ледовитого океана, на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова», - подчеркнул журналистам командующий ОСК «Север».
Претерпел качественную трансформацию и сам Северный флот. В 2013 году отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» в сопровождении четырех атомных ледоколов впервые в своей истории прошел походом от Североморска до Новосибирских островов. Год спустя в рамках стратегического командно-штабного учения «Восток-2014», отряд боевых кораблей Северного флота совместно с судами Мурманского морского пароходства и ледоколами «Росатомфлота» доставил личный состав и технику тактической группы на остров Котельный (архипелаг Новосибирские острова) и провел боевые стрельбы зенитным ракетным комплексом «Кинжал» с большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». Кроме того, в рамках этих учений впервые на остров Врангеля был высажен тактический воздушный десант из состава 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ и 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота. До этого морские пехотинцы и десантники (правда, по отдельности), несколько раз штурмовали в ходе других учений Новосибирские острова, необорудованное побережье центральной части российской Арктики, а затем 50 бойцов ВДВ впервые в истории Воздушно-десантных войск успешно высадились на парашютах системы «Арбалет-2» на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса. И сейчас межвидовые учения российских военных в Арктике стали столь же привычными, как моржи и белые медведи в этом макрорегионе.