Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана

23 мая 2023
1 770 0 0

Подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном неизбежно, заявил в понедельник президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана

Дорожный знак на армянско-азербайджанской границе - Фото: Александр Патрин/ТАСС

«Мы считаем, что подписание мирного договора неизбежно, и стараемся прилагать конструктивные усилия для достижения этой цели. Естественно, этот мирный договор должен охватывать международные нормы и принципы, сказал он после переговоров со своим литовским коллегой Гитанасом Науседа в Вильнюсе.

Между тем премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что 86,6 тысячи квадратных километров азербайджанской территории, которую Ереван готов признать, включают в себя и территорию Карабаха.

В минувшую среду Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга в пределах советских административных границ.

«Эти 86,6 квадратных километров включают Нагорный Карабах. Но также следует констатировать, что вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться в формате Баку-Степанакерт», - сказал Пашинян на пресс-конференции.

Армения готова признать территориальную целостность Азербайджана на площади 86,6 тысячи квадратных километров, а армянская сторона считает, что Азербайджан готов признать территориальную целостность Армении на площади 29,8 тысячи квадратных километров.

Он добавил, что необходимо создать гарантии, при которых не будет продолжена политика этнических чисток и геноцида в отношении армян Карабаха.

Около 20% территории Азербайджана, включая Верхний Карабах или Нагорный Карабах, остаются под оккупацией Армении примерно три десятилетия.

На этот факт ссылаются четыре резолюции Совета Безопасности ООН и две резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, а также решения многих международных организаций, которые требуют вывода войск Армении из Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов Азербайджана.

В Верхнекарабахский регион входят города Шуша, Ханкенди, Ходжалы, Аскеран, Ходжавенд, Агдара, Гадрут.

Семь других оккупированных районов Азербайджана - это районы, окружающие район Верхнего Карабаха, включая Лачинский, Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангиланский.

По официальным данным Азербайджана, во время нагорно-карабахского конфликта более миллиона азербайджанцев стали внутренне перемещенными лицами (ВПЛ), 20 000 человек погибли в ходе военных действий, а 50 000 получили ранения и стали инвалидами.

По меньшей мере 4000 азербайджанцев пропали без вести во время конфликта, и их судьба остается неизвестной. Более 2000 азербайджанцев были захвачены и взяты в заложники армянскими войсками.

В 1923 году советское правительство учредило Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) общей площадью 4400 квадратных километров в горной части Карабаха, заложив основу сепаратистских тенденций в этом регионе.

В начале 1980-х годов армяне в руководстве Советского Союза, наряду с руководством Советской Армении и ее зарубежной диаспоры, воспользовавшись ослаблением центральной власти СССР, начали кампанию по присоединению Нагорно-Карабахской автономной области к Армении.

Причиной армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта стали открытые территориальные претензии армян на исторические земли Азербайджана, а также этнические провокации 1988 года.

С 1987 по 1989 год более 250 000 азербайджанцев были изгнаны со своих исторических земель в Армении, при этом 216 из них были зверски убиты и еще 1154 ранены.

На состоявшейся 20 февраля 1988 года сессии Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области члены армянской общины области приняли резолюцию об обращении в законодательный орган, Верховный Совет Азербайджанской ССР и Армянской ССР. ССР, или Советская Армения) для присоединения НКАО к Армянской ССР.

22 февраля 1988 года армяне открыли огонь по мирной демонстрации, устроенной азербайджанцами близ города Аскерана в знак протеста против этой резолюции, в результате которой двое азербайджанцев погибли.

1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял беспрецедентное постановление: «Об объединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление: «О несоответствии Конституции СССР актов о Нагорном Карабахе, принятых Верховным Советом Армянской ССР 1 декабря 1989 года и 9 января 1990 года». В постановлении охарактеризовано как незаконное требование Армянской ССР об объединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха, отметив, что такой акт может быть осуществлен только с согласия Азербайджанской ССР.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана провозгласил восстановление государственной независимости, впервые обретенной еще в 1918 году.

18 октября в стране принят Конституционный акт: «О государственной независимости Азербайджанской Республики».

26 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики принял Закон «Об упразднении Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджанской Республики».

С конца 1991 по начало 1992 года конфликт перешел в военную стадию.

В это время, воспользовавшись распадом Советского Союза и политической нестабильностью в Азербайджане, вызванной внутренним противостоянием, Армения начала военные действия в Нагорном Карабахе при внешней военной поддержке.

26 февраля 1992 года армянские силы учинили резню, известную как Ходжалинский геноцид, в отношении этнических азербайджанцев города Ходжалы.

Согласно азербайджанской статистике, в ходе двухчасового армянского наступления 613 граждан Азербайджана, в том числе 106 женщин, 63 ребенка и 70 пожилых людей, были убиты и 487 человек получили тяжелые ранения. 8 семей были полностью уничтожены, 130 детей потеряли одного родителя и 25 детей потеряли обоих родителей.

ЦВ мае 1992 года армянские сепаратисты заняли города Шуша и Лачин. В 1993 году Вооруженные силы Армении захватили еще шесть азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха, в том числе Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангиланский.

30 апреля 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 822, требующую немедленного вывода всех сил из Кельбаджарского района и других районов Азербайджана.

Совбез отметил «с тревогой эскалацию боевых действий и, в частности, недавнее вторжение местных армянских сил в Кельбаджарский район Азербайджанской Республики», — говорится в резолюции.

29 июля 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 853, требующую «немедленного полного и безоговорочного вывода оккупационных сил» из Агдамского района и всех других недавно оккупированных районов Азербайджана.

14 октября 1993 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 874, призывающую к немедленному осуществлению встречных и неотложных шагов, предусмотренных в «Скорректированном графике» Минской группы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), включая вывод войск с недавно оккупированных территорий.

11 ноября 1993 г. Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 884, осуждающую недавние нарушения установленного между сторонами режима прекращения огня, повлекшие за собой возобновление боевых действий, и «особо осуждающую оккупацию Зангиланского района и города Горадиз, нападения на мирных жителей и бомбардировки территории Азербайджанской Республики».

Резолюция также требовала «одностороннего вывода оккупационных сил из Зангиланского района и города Горадиз и вывода сил из других недавно оккупированных районов Азербайджанской Республики».

В феврале 1992 года в рамках СБСЕ был запущен процесс посредничества в урегулировании армяно-азербайджанско-нагорно-карабахского конфликта.

24 марта 1992 года Комитет старших должностных лиц созвал Дополнительное заседание Совета СБСЕ в Хельсинки, на котором Совет принял решение о созыве в Минске специальной конференции, которая должна была стать постоянной основой для переговоров по поиску «скорейшего мирного решения». к конфликту» в соответствии с принципами, обязательствами и положениями СБСЕ.

12 мая 1994 года стороны объявили о прекращении огня.

5-6 декабря 1994 г. на Будапештском саммите СБСЕ главы государств и правительств государств-участников СБСЕ учредили институт сопредседательства Минской конференции в целях координации всех посреднических усилий в рамках СБСЕ. .

Будапештский саммит поручил действующему председателю СБСЕ провести переговоры, направленные на заключение политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта, ликвидации последствий конфликта и разрешении созыва Минской конференции.

Минская группа насчитывает 17 членов, включая Турцию. Но только трое — Франция, Россия и США — занимают посты сопредседателей. Однако сопредседатели не сделали ничего серьезного для прекращения оккупации.

23 марта 1995 года действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выдал мандат сопредседателям Минского процесса.

2-3 декабря 1996 г. на саммите ОБСЕ в Лиссабоне сопредседатели Минской группы ОБСЕ и действующий председатель ОБСЕ рекомендовали принципы, которые должны лечь в основу урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Однако Армения не приняла эти принципы и была единственной страной из 54 стран-участниц ОБСЕ, которая их не поддержала.

14 марта 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, охватывающую правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и подтверждающую принципы его урегулирования.

Эти принципы подтверждали территориальную целостность Азербайджана, выражали поддержку международно признанных границ страны и требовали немедленного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий и подтвердили неотъемлемое право азербайджанского населения на возвращение в свои дома и подтвердили, что ни одно государство не должно признавать законным положение, сложившееся в результате оккупации территорий Азербайджана, или оказывать помощь в поддержании такого положения.

ЕС также призвал к выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, выводу армянской армии с оккупированных территорий Азербайджана, уважению территориальной целостности и международно признанных границ сторон, прекращению международно-незаконных и вынужденная ситуация.

Совместная декларация, подписанная на саммите Восточного партнерства в Брюсселе 24 ноября 2017 г., подтвердила решимость ЕС поддерживать территориальную целостность, суверенитет и независимость всех своих партнеров.

В апреле 2016 года Армения в очередной раз совершила военную провокацию, обстреляв густонаселенные районы Азербайджана вдоль линии соприкосновения, что привело к человеческим жертвам.

Поделиться
Комментарии0

Армянский МИД выпустил заявление по поводу ударов Азербайджана по военной технике республики, в котором осуждаются попытки агрессии со стороны Баку. Об этом говорится на сайте внешнеполитического ведомства.

544 0 0
22 мая 2024Армия

В США испугались российского противоспутникового оружия

В последнее время напряженность в космической сфере возросла из-за действий России, которая, по информации представителя Пентагона Патрика Райдера, осуществила запуск нового космического аппарата с возможностями противоспутникового оружия....

В контексте усиливающегося украинского конфликта, ряд государств Североатлантического альянса, которые ранее отправили своих военных специалистов для обучения военнослужащих ВСУ, начали их возвращать на родину.

ООН, приняв резолюцию по Сребренице, не скорбит о погибших, а желает наказать сербов.

1 апреля 2024Техника

Россия расширяет границы авиации, выпуская истребители МиГ-41 ПАК ДП 6-го поколения

Российский истребитель шестого поколения МиГ-41 имени Микояна в качестве замены МиГ-31 имени Микояна снова появился в новостях. Сообщается, что Россия расширяет границы авиационной техники, ускоряя разработку МиГ-41....

1 449 0 0

На полигонах было проведено испытание пушки танка Т-14 «Армата». Для испытания использовался танковый снаряд 3УБК21 «Спринтер». В отчетах указывается, что орудию 2А82 в паре со снарядом удалось поразить гипотетическую воздушную цель, расположенную на расстоянии 8 км. Согласно предыдущим российским данным, максимальная достигнутая дальность стрельбы танка составляла примерно 7-7,5 км.

Детальное совместное с Россией производство вооружений в Индии развивается уверенными темпами, как заявил Денис Алипов, посол Российской Федерации в Индии. Это заявление было сделано в ответ на сообщения, предполагающие переориентацию оборонных закупок Индии с России. «Эти утверждения искажают реальность», - подтвердил Алипов.