Лишь в конце XIX века началась история Тихоокеанского флота как регулярной части; однако русские моряки задолго до этого ходили по водам Тихого океана. Между XVII и XVIII веками на побережьях Камчатки и Охотска возникли первые поселения, основанные казаками-землепроходцами и мореплавателями. Великая Северная экспедиция под предводительством Беринга и другие плавания XVIII века дали России и всему миру точную картографию северной части Тихого океана. Началось освоение биологических ресурсов этого региона, а именно морских животных, рыб, китов. В те времена Дальний Восток был в основном оторван от России, а земли Приморья нам даже не принадлежали — нынешняя граница по Амуру и Уссури была утверждена еще в 1860 году.
20 июня 1860 года у Золотого Рога был основан город и порт Владивосток, будущая столица российского Приморья. Военные корабли, дислоцированные в городе, сразу же стали главным инструментом российской политики в регионе. В 1863 году эскадра в составе шести частей под командованием контр-адмирала Попова вышла из Владивостока и направилась в Сан-Франциско. Одновременно в Нью-Йорк прибыла Балтийская эскадра под командованием контр-адмирала Лесовского, что считалось весомым аргументом в поддержку северных штатов в Гражданской войне. Русские корабли в Тихом и Атлантическом океанах были одним из главных факторов, препятствовавших вмешательству Англии в войну на стороне Юга.
Владивосток был выбран официальной столицей Приморья и флота в 1871 году, когда в город из Николаевска-на-Амуре были переведены резиденция губернатора и главная база Сибирской военной флотилии. В 1880 году было установлено регулярное сообщение между Одессой и Владивостоком. Пересечение двух океанов заняло 46 дней. И, наконец, Транссибирская магистраль, открытая в 1903 году, связала город и базу с Центральной Россией.
В конце XIX века западное побережье Тихого океана стало ареной военного противостояния России и Японии. Когда-то прекратились дружеские отношения между двумя странами, позволившие российской Тихоокеанской эскадре базироваться зимой в незамерзающем Нагасаки. Укрепление позиций России в Приморье и Маньчжурии, а также усиление активности поставили под угрозу расширяющиеся интересы Японии. Война 1904-1905 годов, в которой Японию как финансово, так и технически поддерживала Англия, была проиграна Россией. В водах Дальнего Востока русский флот потерпел самое сокрушительное поражение за всю свою историю, а именно поражение в Цусимском сражении. Эта война запечатлена в нашей памяти бессмертными подвигами крейсера «Варяг», эсминца «Стерегущий», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков», павших в боях с сильно превосходящим противником.
После полного поражения в русско-японской войне военно-морские силы России на Дальнем Востоке были сведены почти к нулю. Тихоокеанский флот был переформирован в Сибирскую флотилию для обороны побережья. Возрождение и восстановление военно-морских сил Приморья началось после революции и Гражданской войны, в 1930-е годы. 11 января 1935 года Дальневосточным военно-морским силам был присвоен статус флота. Первым командующим Тихоокеанским флотом СССР был Михаил Викторов.
В 1930-е годы силы Тихоокеанского флота были вовлечены в локальные конфликты: морская авиация вела воздушные бои с японскими самолётами в боях на озере Хасан и реке Халхин-Гол. В Великой Отечественной войне флот участия не принимал; однако части тихоокеанских подводных лодок и эсминцев были переброшены на север для участия там в боях. Ключевой задачей флота была защита границ СССР и его коммуникаций на Дальнем Востоке в случае войны с Японией. Летом 1945 года Тихоокеанский флот совместно с Сибирской флотилией активно участвовал в морских операциях против японских войск. Корабли флота высадили десант в южной части Сахалина и Курильских островов.
В послевоенные годы Тихоокеанский флот продолжал выполнять оборонительные задачи. Возможности флота значительно возросли после того, как на его вооружение были поставлены новые легкие крейсера проекта 86бис, эсминцы проектов 30бис и 56, а также современные дизельные подводные лодки проектов 611 и 613. Эти новые тактические единицы позволили флоту «оторваться от берега». и войти в океан.
После оснащения Тихоокеанского флота атомными подводными лодками сложившуюся систему базирования пришлось существенно изменить. Атомоходам, которым для выполнения поставленной задачи требовался свободный выход на маневренное пространство без узкой акватории, дали базу в Петропавловске-Камчатском.
С середины 1960-х до конца 1980-х годов Тихоокеанский флот СССР выполнял различные задачи. Наиболее важными из них были следующие: боевое дежурство стратегических подводных лодок-ракетоносцев, готовящихся к нанесению ядерных ударов; слежение за авианосными группами и атомными подводными лодками «вероятного противника» и обеспечение присутствия СССР в Индийском океане, где свои обязанности выполняла 8-я стратегическая эскадрилья ВМФ СССР. Помимо указанного, Тихоокеанский флот, располагая наиболее мощными по сравнению с другими советскими флотами группировками морской пехоты, должен был обеспечить в случае необходимости высадку советских войск на Японские острова.
В настоящее время в состав Тихоокеанского флота России как оперативно-стратегического объединения ВМФ входят ракетные подводные лодки стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской акваториях, корабельные ракетные - несущая авиация, противолодочная и истребительная авиация, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.
В основные задачи Тихоокеанского флота России входят: ядерное сдерживание, защита морской энергетической инфраструктуры, демонстрация флага при заходах в порты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Индийском океане и Средиземноморье.
Части морской пехоты Тихоокеанского флота ВМФ России мужественно и самоотверженно показывают себя в ходе специальной военной операции на Украине. Так, известны подвиги морпехов-тихоокеанцев на Угледарском и Кременском направлении.