Поляки хотят назвать американскую базу на территории Польши именем президента Трампа. Очевидно, в Варшаве считают, что перед таким заманчивым предложением тщеславный президент США не устоит.
Польша, напомним, вступила в НАТО в 1999 году. К России поляки исторически относятся настороженно, но их обычные подозрения переросли в нечто большее, сильно смахивающее на паранойю, четыре года назад, после присоединения к России Крыма.
Польша вместе с балтийскими государствами больше всех боится пресловутой российской угрозы. Варшава, пожалуй, чаще других выступает со всевозможными инициативами, касающимися обороны, и просто «бредит» войсками НАТО и в первую очередь американскими военнослужащими на своей территории на постоянной основе.
Президент Польши Анджей Дуда побывал с официальным визитом в США. Он договорился с Дональдом Трампом об укреплении сотрудничества в сфере обороны, разведки, технологий создания систем противоракетной обороны и подготовки военных . Президент США особо отметил, что Варшава купила ракетные системы Patriot, которые будут поставлены в следующем году, а Дуда тут же попросил продавать им еще больше американского оружия и военной техники.
Переговоры между президентами США и Польши и их результаты интересуют в основном политологов. Простых же обывателей больше всего заинтересовал неожиданный очень серьезный и имеющий большие последствия и одновременно даже немного юмористический аспект встречи между американским и польским лидерами. Речь, конечно, идет о создании на территории Польши американской военной базы на постоянной основе.
В мае этого года Варшава уже произвела фурор, предложив Пентагону создать военную базу в Польше и разместить на ней бронетанковую бригаду. Понимая, что сейчас в Белом доме на счету каждый цент, правительство Польши даже согласилось взять на себя расходы по созданию как самой базы, так и инфраструктуры вокруг нее в размере примерно 2 млрд долларов.
Весной это предложение было сделано на уровне военных министерств. Сейчас президент Польши Анджей Дуда повторил его уже на самом высшем уровне, в беседе с Дональдом Трампом. А для того, чтобы сделать предложение об открытии постоянной американской военной базы в Польше еще более привлекательным для президента США, он пообещал… назвать ее в его честь - Форт Трамп.
На совместной с хозяином Белого дома пресс-конференции после переговоров Анджей Дуда сказал: «Я бы очень хотел создать постоянную базу в Польше, которую мы готовы назвать Форт Трамп. Убежден, что такое решение в интересах как Польши, так и Соединенных Штатов».
Стоявший рядом Трамп хмыкнул. Он саркастически поднял правую бровь и надул губы, как бы показывая, что он обдумывает возможность появления в Польше военной базы, названной в его честь.
«Польша готова заплатить миллиарды долларов за базу,- сказал Дональд Трамп.- Если они хотят это сделать, то мы, конечно, обсудим это предложение».
Дональд Трамп, очевидно, не замечает, что его готовность изучить вопрос постоянного присутствия американских военнослужащих в Польше идет вразрез с регулярными заявлениями относительно того, что он не понимает, что делают американские войска за границами Америки в Германии, Японии и Северной Корее? Дуда заранее, еще перед поездкой приготовил ответ на это противоречие: постоянное присутствие американских войск в Польше будет реакцией на растущую угрозу со стороны России.
«Существует целый ряд доводов в пользу оправдания постоянного присутствия американских войск в этом регионе,- сказал президент Польши.- В том числе и растущая угроза со стороны Москвы».
Кстати, на вопрос, согласен ли Трамп с утверждением Дуды о растущей угрозе со стороны России, президент США тоже ответил утвердительно: «Думаю, это очень агрессивная ситуация. По-моему, Россия ведет себя агрессивно. Они уважают силу. Они уважают силу, как и все остальные, а самая большая мощь на планете у нас. Особенно сейчас».
В Варшаве Соединенные Штаты считают ключевым союзником. Сейчас на территории Польши находится около четырех тысяч американских военнослужащих, включая и тех, кто размещен там в рамках сил НАТО, дислоцированных на восточном фланге Североатлантического альянса на ротационной основе. Однако польским властям этого оказалось мало, и они настойчиво просят Белый дом перейти на постоянное размещение ВС США на территории Польши. Минобороны Польши предлагает заокеанским союзникам на выбор несколько мест для размещения будущей базы вместе с больницами, школами и даже тренажерными залами для американских военнослужащих.
Вообще-то после Второй мировой войны главной базой американских войск в Европе является Германия, где их дислоцировано примерно 35 тыс. Но Варшава, похоже, и тут много учла. Ни для кого не секрет напряженные отношения между Дональдом Трампом, считающим, что немцы тратят на оборону крайне мало, и федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Отношения настолько напряженные, что, по слухам, на одной из встреч с советниками президент США даже якобы спросил, нельзя ли вывести из Германии весь американский контингент? В Белом доме это, конечно, отрицают, а Пентагон неоднократно заявлял и продолжает заявлять о безоговорочной приверженности США защите Европы в целом и Германии в частности.
Что касается предложения Варшавы, то его сейчас внимательно изучает в Пентагоне. Военное ведомство получило приказ от Конгресса, зафиксированный в оборонном бюджете на 2019 год, изучить вопрос и дать на него обстоятельный и аргументированный ответ до 1 марта 2019 года.
За подмигиванием и надуванием губ со стороны Трампа и однозначным заискиванием со стороны Дуды, стороны, создается впечатление, как-то забыли о том, что военное присутствие американских войск в Польше и открытие или закрытие там военных баз США – не двустороннее дело Польши и Америки. Поскольку обе страны входят в НАТО, то решение о появлении военной базы Форт Трамп или под каким-то другим названием в Польше касается не только их и России, которая внимательно следит за перемещениями войск альянса и США, но и других членов НАТО, потому что решения в организации принимаются коллегиально и потому что это решение может затронуть не только Польшу и Америку, но и другие европейские страны.
Кроме сторонников, у предложения Польши есть, конечно, и противники. И даже несмотря на то, что антироссийская риторика и антироссийские настроения являются одним из немногих моментов, которые объединяют как европейцев, так и членов НАТО, у него есть и немало противников. И еще, к слову, неизвестно, кого больше.
Так, бывший командующий американскими силами в Европе, отставной генерал-лейтенант Бен Ходжес, который, кстати, широко известен как антироссийский ястреб, неожиданно (для поляков) заявил, что открытие постоянной американской военной базы в Польше будет расценено остальными членами НАТО как ненужная провокация и расколет организацию и Европу на два лагеря.
Что касается европейской солидарности, то этот аргумент в самой Польше не действует. Напомним, что в 2015 году консервативная партия «Право и справедливость», в которую до избрания президентом входил и Анджей Дуда, одержала неожиданную победу на выборах в немалой степени благодаря своей откровенной еврофобской позиции. Последние без малого три года польское правительство делает все, чтобы обострить отношения с Брюсселем. Сейчас над Варшавой навис дамоклов меч применения статьи 7 Устава ЕС, предусматривающей наказание вплоть до лишения права голоса в Совете Европы за нарушение демократических принципов, лежащих в основе объединенной Европы. Достаточно сказать, что в понедельник было приостановлено членство Польши в Европейской юридической ассоциации.
Однако Польше волей-неволей, по крайней мере, на данном этапе еще приходится считаться с остальной Европой, а в ней, за исключением восточного фланга, отношение к Америке и особенно Дональду Трампу очень критичное. Можно, например, напомнить, что президент Евросовета Дональд Туск, бывший премьер-министр Польши и член оппозиционной партии, очень невысокого мнения об американском президенте. Об отношении Туска к Трампу много говорят его слова в отношении американского лидера: «С такими друзьями и враги не нужны».
Не в восторге от потенциального появления американцев на постоянной основе в Польше и так называемые «старые европейцы». В первую очередь идет об европейских тяжеловесах Германии и Франции. Причин для недовольства у них тоже достаточно. К примеру, открытие Форта Трампа в Польше увеличит вес и укрепит позиции Варшавы как в НАТО, так и в Евросоюзе, а в Берлине и Париже не хотят ни того, ни другого, что не удивительно, если вспомнить, сколько хлопот доставляют им поляки.
Особенно настороженно относятся к планам Варшавы в отношении Форта Трампа в Германии. Меркель и остальных немцев понять можно. Едва ли они хотят размещения дополнительных сил и ракет на западных границах России и особенно в Калининградской области, потому что в случае серьезного конфликта они могут быть обращены и против них.