Аванпроект перспективного российского многоцелевого тяжёлого авианосца был разработан в Крыловском государственном научно-исследовательском центре в конце прошлого десятилетия. Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Масштабная модель этого корабля впервые была показана специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года. С тех этот проект вызывает живейшее внимание и специалистов, и широкой публики.
По своим размерам этот корабль будет равен новейшим американским авианосцам типа Gerald R. Ford, серийное строительство которых ведется в США с 2009 года. По своей «начинке» - тоже (см.справка). По скорости корабли также будут равны - 30 узлов. Существенное различие на этапе аванпроекта «Щторма» было в силовой установке. У американских авианосцев она изначально атомная (два новых реактора A1B). У российского авианосца сначала хотели использовать в качестве главной энергетической установки котлотурбинную систему на углеводородном топливе (мазуте). Однако, в 2016 году было объявлено, что корабли этого проекта все же получат ядерные силовые установки (предположительно, реакторы РИТМ-200). Кроме того, корпус российского авианосца, в отличие от американских, будет усиленного ледяного класса, что позволит ему эффективно действовать в северных морях.
Российское министерство обороны рассчитывает, что техническое проектирование первого российского тяжелого авианосца начнется уже в следующем году, в 2024 году начнется его строительство, а к 2030 году авианосец будет спущен на воду. Далее несколько лет уйдет на его достройку, оснащение, испытания и т.д. Для сравнения: головной авианосец серии Gerald R. Ford был заложен на стапелях Northrop Grumman в 2009 году, спущен на воду в 2013 и вступил в строй в 2017 году. При этом он стал самым дорогим кораблем в истории мирового кораблестроения – на его строительство потребовалось почти 13 млрд долларов (754 млрд рублей по нынешнему курсу).
России, если она хочет через 15 лет получить подобный корабль, потребуется преодолеть огромное количество сложностей. Начиная от того, что в нашей стране сейчас нет сухого дока для строительства кораблей подобного размера (он остался на Украине, в Николаеве), заканчивая тем, что к моменту спуска авианосца на воду должны быть списаны большинство кораблей 1-го ранга, которые составляют основу группы сопровождения авианосной ударной группы (АУГ). И смогут ли их к этому времени заменить эсминцы типа «Лидер» (головной корабль этой серии предполагается начать строить в 2025 году) – еще большой вопрос. А авианосец без кораблей сопровождения – это просто большая красивая мишень. Много вопросов у специалистов вызывает и предполагаемый состав авианосной группы будущего российского авианосца, в частности, самолеты ДРЛОиУ. Сейчас в «морском» варианте их просто нет (на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» для этих целей используется вертолет).
«Цена вопроса» при этом может вырасти с 360 млрд руб, которые озвучивались в качестве «базовой» цифры, необходимой для создания авианосца типа «Шторм» (включая стоимость авианосной группы и бортового вооружения), до 1 трлн рублей и более. И это, естественно, вызывает закономерный вопрос о том, зачем России, которая и так находится в далеко не лучшем экономическом положении, тратить такие деньги на создание своего тяжелого авианосца. Может быть, на эти деньги лучше построить 30 с лишним атомных подводных лодок типа «Ясень», которые скрытно, из под воды попадут крылатыми ракетами за 5 тыс км в любую цель с точностью до 10 метров?
На самом деле, для отражения возможной агрессии на нашу страну, России авианосец, действительно, не нужен. У российского военного ведомства уже сейчас достаточно сил и средств, чтоб эффективно отразить любую атаку на нашу территорию, а в будущем их станет еще больше. Совершенно не обязательно ставить в Беринговом проливе, разделяющем Россию и США, авианосец – достаточно укрепить военные базы в Анадыре, на Новосибирских островах и в Вилючинске.
Но американцы, благодаря своим АУГ, блестяще доказали, что авианосцы являются одним из самых эффективных инструментов во внешней политике. И именно этот инструмент будет крайне необходим России, если она всерьез намерена усилить свою роль в быстро меняющемся современном мире. Это четко показывает и опыт Ливии, где наша страна ничего не смогла противопоставить агрессии западных стран против суверенного правительства этой страны, и опыт Сирии, где российские летчики внесли решающий вклад в освобождение этой страны от боевиков ИГ (террористическая группировка запрещена в России). Поэтому присутствие российских авианосцев в районах мировой напряженности в будущем будет способствовать поддержанию там стабильности. Как в западном полушарии – у берегов Северной Африки, так и восточном – в акваториях стран Юго-Восточной Азии. Не зря же Китай уже к 2020 году намерен создать у себя как минимум две полноценные АУГ. Наш восточный сосед понимает, что если американский флот по какой-либо причине перекроет Малаккский пролив, по которому в Поднебесную поступает 90% нефти, то этому действию придется давать адекватный ответ.
СПРАВКА
Проект 23000Э «Шторм». Перспективный российский многоцелевой тяжёлый авианосец. Разработан Крыловским государственным научно-исследовательским центром. Предположительное начало строительства – 2024 год.
Корабль предназначается для выполнения в составе АУГ различных задач в дальней океанской зоне. Будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.
По проекту длина составляет 330 м, ширина — 40 м, максимальная осадка — 11 м. Водоизмещение – около 100 тыс тонн. Скорость хода – 30 узлов. Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишером.
Авиагруппа включает в себя до 90 единиц техники:
- Палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ
- Самолёты дальнего радиолокационного обнаружения
- Вертолёты Ка-27
- Средства ПВО – корабельная версия ЗРК С-500 (предположительно)
Боезапас крылатых ракет и авиабомб — 3000 единиц (предположительно)
Экипаж – 4-5 тыс чел
Стоимость (с авиагруппой и вооружением) – около 360 млрд руб