«Ситуация с самолетами сложная. Мы постоянно ведем диалог с Украиной по этому поводу, как и со всеми их просьбами», — заявил Марлес в эфире местного радиошоу.
Марлес отметил, что технологические аспекты, сроки и способность украинских пилотов маневрировать этими самолетами являются одними из ключевых соображений для Австралии при рассмотрении вопроса о пожертвовании самолетов.
«Следовательно, наши текущие обсуждения с Украиной имеют решающее значение. Они были тщательными и продуктивными. Тем не менее, конечной целью этих бесед должен быть практический, своевременный вклад, который действительно может изменить ситуацию», — пояснил он.
С тех пор, как Россия начала свою военную операцию, западные союзники поставляют Украине оружие, от легких артиллерийских боеприпасов и учебных до более тяжелого оружия. В последнее время Украина призывает своих благотворителей предоставить истребители, против чего постоянно предостерегает Россия.
Австралия смотрит в будущее, отдавая предпочтение мощи истребителей F-35 стареющим «Хорнетам». Несмотря на проблемы с прорезыванием зубов F-35 компании Lockheed Martin, австралийцы, похоже, питают слабость к этим новичкам.
Несмотря на огромные счета за техническое обслуживание, ВВС Великобритании готовятся к противостоянию с китайскими истребителями в гипотетическом региональном конфликте. Королевские ВВС также находятся на пути к полному вводу в действие своих эскадрилий F-35 в этом году, что является важной военной вехой, которую часто называют достижением «уровня убийств».
Смогут ли австралийские самолеты найти новый дом на Украине вместе с 17 другими подобными самолетами? Ходят слухи, что Вашингтон, Канберра и Киев ведут переговоры о передаче Украине 41 истребителя F/A-18 «Hornet», и эта возможность открылась после того, как Вашингтон наконец согласился выдать лицензию на реэкспорт реактивных самолетов.
В то время как многочисленные СМИ предполагают, что Австралия может поставить Украине 41 истребитель F/A-18 Hornet, правда заключается в том, что в Австралии осталось не так много самолетов. В настоящее время их всего 24, из них 18 продано в Канаду. Так, в прошлом году в Оттаву вылетели 12 одноместных F/A-18A и шесть двухместных F/A-18B Hornet.
Канада, получившая 18 «Хорнетов» из Австралии, как сообщается, надеется приобрести еще как минимум семь. Ход этих переговоров остается неясным, и недавние разоблачения предполагают, что эта сделка может не состояться.
Почему же тогда международная шумиха о том, что Канберра поставила 41 Hornet? Похоже, Вашингтон предпочитает не привлекать к себе внимания как прямой экспортер боевых самолетов в Украину и предпочитает работать через страны-посредники. Австралия потенциально могла бы выступить в качестве этого стороннего донора, получив 17 истребителей от RAAF, прежде чем официально реэкспортировать их из Канберры.
Другой вероятный сценарий – договор купли-продажи. Австралия может купить у США до 41 самолета по значительно сниженной цене или получить огромную скидку на следующую военную покупку. Возможности безграничны, особенно с учетом прочной связи между США и Австралией, двумя странами, которые, как ожидается, сформируют прочный фронт обороны Тайваня в потенциальном конфликте с Китаем.
Австралия все еще эксплуатирует свои стареющие «Hornet», но Канберра стремится вывести их из эксплуатации. Их потенциальное развертывание происходит в идеальное время для Киева, поскольку президент Зеленский отчаянно ищет боевую технику для противодействия российским истребителям, которые продолжают доминировать в украинском небе.
Австралийские шершни, в настоящее время дислоцированные на базе за пределами Ньюкасла, полностью исправны и имеют несколько дополнительных разрешений. Это делает их привлекательной покупкой для любой заинтересованной стороны, как на Украине, так и за ее пределами.
Эти самолеты были повышены до уровня A++ и оснащены впечатляющим арсеналом. Сюда входят ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и ASRAAM, способные противостоять любой воздушной угрозе. Они также несут оружие для наземных атак, такое как ракеты «Paveway II», JDAM-ER, AGM-158 JASSM и «Harpoon». В последних двух даже используется технология невидимости.
Украина единственный потенциальный покупатель? На самом деле, да. Если эти «Хорнеты» не продать и не пустить в бой, они просто будут пылиться в ангаре. В настоящее время только США, Австралия, Финляндия и Кувейт продолжают эксплуатировать F/A-18 «Hornet».
Канберра может попытаться продать их на запчасти, но когда эта модель будет снята с производства, покупателей будет мало. Такие страны, как Финляндия и Кувейт, могут счесть более рентабельным инвестировать в новые воздушные платформы, чем искать запчасти для своих стареющих самолетов.
Продажа в другую страну, кроме Украины, также маловероятна по причинам, изложенным ранее. Частные военные компании всегда были хорошим рынком сбыта такой техники, но это уже другая история.
У Австралии были возможности продавать свои «Хорнеты» частным компаниям, в первую очередь американским, но эти сделки не состоялись. Таким образом, Украина остается наиболее вероятным покупателем. Рынок, кажется, предпочитает этот вариант, хотя он не единственный на столе.
Возможны задержки с доработкой «Хорнетов» для ВВС Украины или их «понижение» за счет удаления некоторых технологий, которые не должны попасть в руки России.