Они могли летать, но это не значит, что они также были способны вести бой. Украинцы приехали в Словакию за неделю до вылета, привезли запчасти и осмотрели самолеты», - заявил министр обороны Словакии Ярослав Надь в ответ на критику оппозиции в адрес правительства за отказ от ценных самолетов.
Надь предположил, что неисправности МиГ-29 могли быть преднамеренно вызваны российскими техниками, которые до конца 2022 года находились на авиабазе Слиач в Словакии.
Он отметил, что дефекты наблюдались только в тех частях, к которым имели доступ российские специалисты.
Однако полицейское расследование не смогло однозначно доказать умысел со стороны российских техников.
В прошлом месяце соседние с Украиной страны, Польша и Словакия, обязались передать Украине первый транш истребителей МиГ-29. Из них Польша отправит четыре самолета советского производства, а Словакия — 13.
23 марта на Украину прибыли первые четыре словацких МиГ-29, что стало первой поставкой истребителей НАТО в раздираемую войной страну.
Как ранее сообщалось, МиГ-29 (кодовое название НАТО «Fulcrum») был разработан Советским Союзом для противодействия угрозе, исходящей от нового поколения боевых самолетов НАТО, в том числе F-15 и F-16.
Однако западный альянс унаследовал десятки самолетов советской постройки, когда восточноевропейские страны присоединились к НАТО после распада Советского Союза, положившего конец Холодной войне.
Словакия унаследовала девять одноместных МиГ-29А (известных как проект 9.12) и один двухместный МиГ-29УБ после разделения Чехословакии в 1993 году. После этого страна приобрела еще 12 МиГ-29А и два МиГ-29УБ у России в счет погашения долга в 1993-1996 годах.
В 2009 году Словакия заключила контракт с техническими специалистами Российской авиастроительной корпорации на модернизацию 10 МиГ-29А и двух УБ с помощью совместимых с НАТО радиостанций и навигационного оборудования для достижения стандартов безопасности полетов и совместимости НАТО.
Новые компоненты включали системы навигации/защищенной связи Rockwell Collins, системы идентификации «свой-чужой», а также новые бортовые компьютеры и ЖК-дисплеи, поддерживаемые цифровым процессором.
Однако было также несколько проблем, связанных с готовностью и ремонтопригодностью двигателей РД33, которые приводили в действие эти реактивные самолеты и, возможно, даже другие компоненты самолета.
Тем не менее, только несколько словацких МиГов можно было использовать для операций или обучения одновременно, что привело к решению в 2018 году использовать эти самолеты.
К тому времени, когда Словакия списала свои последние МиГи в августе прошлого года, в стране, как сообщается, остался только один пилот, который все еще активно патрулировал воздушное пространство и был вооружен только пушкой из-за отсутствия на вооружении Словакии ракет класса «воздух-воздух».
При этом власти Словакии выразили уверенность, что ВВС Украины смогут привести самолет в полную боевую готовность.
Однако ветераны вооруженных сил утверждают, что дополнительные МиГ-29 не изменят правила игры для Украины.
Этот жест гораздо более символичен, чем фактически улучшает способность украинцев вести войну в воздухе с русскими.
Даже украинские летчики-истребители утверждают, что МиГ-29 только помогут удержать воздушное пространство Украины, тогда как F-16 будут иметь большое значение для установления украинского контроля над ее воздушным пространством.