За рубежом

Японский авианосцы… без самолетов

Парламентские выборы в Японии принесли убедительную победу премьер-министру Синдзо Абэ и практически дали ему официальный мандат на фактический отказ от пацифистской конституции, запрещающей Токио иметь настоящую армию.

27 марта
Поделиться:

Речь идет и о военном флоте, в котором есть корабли класса авианосцев, но по политическим соображением считать их авианосцами нельзя.

Корабли, обслуживающие морскую авиацию в Стране восходящего солнца, растут в размерах, мощи и технических характеристиках. Взять, к примеру, вертолетоносец «Изумо» (Izumo). Его размеры поражают и слишком велики для обычного корабля, который служит базой для вертолетов, но тем не менее, он считается обычным вертолетоносцем.

После более чем шести десятилетий Япония обзаводится громадными кораблями со вполне пригодным для запусков самолетов полосами. В общем, все, как и положено, во флоте крупной морской державы, которой, естественно, в силу своего географического положения является Япония. Правда, обращает на себя внимание одно любопытное обстоятельство – сами японцы не называют и призывают всех остальных не называть их авианосцами.

На вооружении императорского военно-морского флота Японии находятся три «вертолетных эсминца»: «Хиюга» (Hyuga), его корабль-близнец «Изе» (Ise) и самый крупный – «Изумо» (Izumo). Особенностью этих «вертолетоносных эсминцев» считается сильное сходство с авианосцами. Однако по политическим и техническим соображениям, японцы утверждают, они не являются авианосцами. Тем не менее, события последних двух лет свидетельствуют, что Страна восходящего солнца твердо стоит на пути к тому, что в случае необходимости на вооружении ее военно-морского флота быстро появятся настоящие корабли с боевой авиацией на борту.

После Второй Мировой войны, в которой Япония, как известно, потерпела поражение, в Токио официально отвергли войну как средство государственной политики. Правительство согласилось только на создание Сил самообороны. Их главной задачей является оборона островов, а не ведение наступательных действий за их пределами. Конечно, военно-морской флот Сил самообороны является самым настоящим военным флотом почти во всем, кроме названия. Хотя, конечно, ряд немаловажных ограничений существует и сейчас. Правительство Японии, например, запрещает создание оружия и военной техники, которые по своему определению считаются скорее наступательными, чем оборонительными. Особенно, это ограничение относится к авианосцам.

Несмотря на эти ограничения руководство Морских сил самообороны Японии (MSDF) давно добивается возврата корабельной авиации. Для защиты морских путей сообщения Япония, говорят японские адмиралы, нуждается как в настоящих огромных авианосцах, так и в авианосцах средних размеров. Авторы морской стратегии Страны восходящего солнца особенно не торопятся и намерены ждать выполнения поставленной задачи, сколько нужно.

В конце 60-х годов прошлого столетия MSDF построили два вертолетоносных эсминца класса «Харуна» (Haruna). На «Харуне» и родственном ему корабле «Хьей» (Hiei) половина пространства отведена под вертолеты: палуба и ангары. Главная задача этих кораблей - служить плавучей базой для боевых вертолетов, которые должны бороться с вражескими подводными лодками. Вскоре после спуска на воду двух первых вертолетоносцев флот получил еще одну пару схожих кораблей – класса «Ширан» (Shirane).

Конечно, корабли класса «Харуна» и «Ширан» никоим образом нельзя отнести к авианосцам, но инициаторы их создания и не предназначали их для базирования самолетов. Строительство первых таких кораблей можно считать пробным шаром, проверкой общественного мнения по вопросу появления корабельной морской авиации. За вышеуказанными кораблями последовали корабли класса «Осуми» (Osumi). Это были транспортные корабли, предназначенные для десантирования танков. Они имели водоизмещение 14 тыс. тонн, служили в качестве паромов и предназначались для перевозки десантов между японскими островами. Любопытно, но на них предусмотрена и полной длины взлетно-посадочная полоса, хотя ангары и другие помещения, необходимые для обслуживания воздушных судов, отсутствовали. Тем не менее, внешне они были вполне похожи на авианосцы.

В 2009 году Япония сделала еще один серьезный шаг на пути к возвращению военно-морской авиации: со штапелей сошел очередной военный корабль – «Хияга» (Hyuga). «Хияга» вместе со своим кораблем-близнецом «Изе» имел в длину 206 м и водоизмещение – 19,5 тыс. тонн. Солидные габариты позволяли им превосходить по размерам такие известные военные суда, как британский крейсер «Непобедимый». Оба судна имели на борту по четыре вертолета, предназначенных для борьбы с субмаринами, и могли при необходимости взять до 11 винтокрылых машин. В 2013 году на воду был спущен вертолетоносец еще больших размеров – «Изумо». Длина этого левиафана составляет 250 метров, а вес при полной загрузке – 27 тыс. тонн. Его близнец - «Кага» (Kaga) сейчас находится в доках. Корабли этого класса предназначены в нормальных условиях держать на борту 9 вертолетов, но при необходимости это число можно увеличить до 14. Каждый из этих громадных вертолетоносцев возглавляет целую флотилию эсминцев и кораблей сопровождения, которые должны защищать его от нападения вражеских подводных лодок.

У всех четырех вышеупомянутых кораблей есть взлетно-посадочные полосы полной длины, лифты для самолетов и огромные ангары. И все же в отличие от привычных авианосцев корабли классов «Хиюга» и «Изумо» не в состоянии служить базой для традиционных авиасоединений. Теоретически на них есть место для F-35B V/STOL, но все же проектное решение исключает размещение самолетов, потому что отсутствует ряд устройств и приспособлений, необходимых для взлета самолетов. Установка оборудования, необходимого для использования вертолетоносцев в качестве авианосцев, потребует серьезных переделок. Новенькие боевые корабли придется на год с лишним ставить в доки. Например, каждый корабль оборудован двумя лифтами для самолетов, но только один из них достаточно просторен, чтобы вместить крупные самолетов типа F-35B и MV-22 Osprey.

На кораблях обоих классов имеются помещения для складирования снаряжения и боеприпасов, а также авиационного топлива, но даже для размещения средних и небольших боевых самолетов их понадобится существенно расширять в размерах. Такое расширение уменьшит площадь ангаров и, таким образом, уменьшит место для самолетов. Это значит, что превращение вертолетоносцев в настоящие авианосцы значительно сложнее, дороже и затратнее по времени, чем может показаться со стороны.

Говоря о будущем, специалисты сходятся во мнении, что японские авиационные корабли непрерывно растут в размерах и мощи. Считается, что Токио наращивает габариты кораблей для того, чтобы получить опыт, который обязательно понадобится, когда возникнет нужда в строительстве авианосцев.

Возникает вопрос: если Япония намерена в будущем строить авианосцы, как их будут использовать? Скорее всего, для обеспечения дополнительного прикрытия с воздуха островов Рюкю и Сенкаку. Сейчас эти задачи в основном пытается выполнять единственная база на острове Окинава, которая одновременно является и гражданским аэропортом. С другой стороны, если авианосцы окажутся не в состоянии одновременно поднять в воздух несколько десятков боевых самолетов, близость этих островов к Китаю будет означать, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и авиация ВМФ КНР всегда смогут без особых проблем подавить японскую военно-морскую авиацию хотя бы счет своего численного превосходства.

В заключение стоит заметить, что Япония просто не может позволить себе иметь авианосцы. Госдолг Токио сейчас вдвое превышает ВВП страны. Оборонные расходы составляют в бюджете приблизительно 1%. Растет бюджет Минобороны медленно, а чаще и вовсе и вовсе не растет. Однако нынешняя модель финансирования военного ведомства и сама стратегическая концепция подразумевают, что необходимость в авианосцах у Страны восходящего солнца не возникнет. Если отношения с Китаем еще больше ухудшатся, Токио всегда сможет финансировать строительство авианосцев за счет госдолга.

Сейчас Япония оказалась на перепутье. Техническая возможность строить авианосцы есть. Имеется благодаря США и доступ к лучшим для авианосцев базам. Токио всегда может полагаться на опыт американских коллег. С другой стороны, на данном этапе Токио не хватает стратегического импульса для создания авианосного флота. Вопрос об его необходимости зависит от Китая, а если быть точным – от отношений с ним. Если они будут нормальными, то воевать японцам не с кем и авианосцы им особенно не нужны.

 / Главное

Кибервойны – новый вызов системам безопасности России и США

Президент России Владимир Путин назвал риск возникновения масштабной конфронтации в цифровой сфере одним из основных стратегических вызовов современности и предложил Соединённым Штатам Америки создать международный экспертный совет по кибербезопасности.

26 сентября

Кибервойны – новый вызов системам безопасности России и США

Президент России Владимир Путин назвал риск возникновения масштабной конфронтации в цифровой сфере одним из основных стратегических вызовов современности и предложил Соединённым Штатам Америки создать международный экспертный совет по кибербезопасности.

25 сентября

Северный дозор на страже

Морские пехотинцы Северного флота завершили арктический поход.

25 сентября

Измена по-Балкански: Вучич назвал настоящую причину подписания соглашения с Косово

Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что подписал с Приштиной соглашение в Вашингтоне для большего американского присутствия в регионе.

24 сентября

«Химичат» провокацию: в Сирии боевики приготовились к атаке отравляющими веществами

В одном из населенных пунктов Идлибской зоны деэскалации готовятся съемки инсценировки химической атаки на мирное население.

24 сентября

Евроатлантическая утопия Грузии

Бывший-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе рассказала о перспективах вступления страны в НАТО.

23 сентября

По следам 75-й Генассамблеи ООН: от юбилея Победы до запрета космического оружия

Впервые в истории работы ООН заседание Генеральной ассамблеи организации проводится в дистанционном формате: лидеры стран обращаются к президиуму посредством видеообращений.

23 сентября

Японский «реваншизм» или ответ на заокеанские угрозы?

Спланированный на следующий год военный бюджет Японии будет самым большим в истории страны.

22 сентября

Рябков парировал ультиматум Биллингсли по ДСНВ

Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в ответ на ультиматум спецпосланника президента США Маршалла Биллингсли по ДСНВ заявил, что Россия готова к любому развитию ситуации.

22 сентября

Оборонка без срывов: Армию России оснастят новым вооружением

Доля новых современных образцов вооружения и военной техники в российской армии достигнет 70 процентов до конца года.

21 сентября

США повышают ставки по СНВ-3

Если Москва не примет условия Вашингтона по продлению Договора СНВ, то «плата за вход повысится», заявил спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.

21 сентября

Из российского бюджета 9,5 трлн.рублей уйдет на оборону

Российское правительство планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей, в 2022 году - 3,2 трлн рублей, в 2023 году - 3,1 трлн рублей.

18 сентября

Минск закрывает границы

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о закрытии государственной границы.

18 сентября

В США определились с главным врагом государства

Россия и Китай являются для Соединенных Штатов главными стратегическими соперниками.

17 сентября

Продлить нельзя – денонсировать

США выдвинули заведомо невыполнимые требования к России по продлению СНВ-3.

17 сентября
Армия

«Славянское братство»: десантники России и Белоруссии дадут отпор терроризму

На белорусском полигоне Брестский 14 сентября стартовали Российско-белорусские учения «Славянское братство – 2020».

Угрозы

Горячие воды Балтийского моря: эсминец США приблизился к границам России

Балтийский флот России развернул корабельную и авиационную группировку для слежения за американским эсминцем «Росс».

Битва за историю

По следам 75-й Генассамблеи ООН: от юбилея Победы до запрета космического оружия

Впервые в истории работы ООН заседание Генеральной ассамблеи организации проводится в дистанционном формате: лидеры стран обращаются к президиуму посредством видеообращений.

За рубежом

Измена по-Балкански: Вучич назвал настоящую причину подписания соглашения с Косово

Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что подписал с Приштиной соглашение в Вашингтоне для большего американского присутствия в регионе.

Самое читаемое