За рубежом

Японский авианосцы… без самолетов

Парламентские выборы в Японии принесли убедительную победу премьер-министру Синдзо Абэ и практически дали ему официальный мандат на фактический отказ от пацифистской конституции, запрещающей Токио иметь настоящую армию.

27 марта
Поделиться:

Речь идет и о военном флоте, в котором есть корабли класса авианосцев, но по политическим соображением считать их авианосцами нельзя.

Корабли, обслуживающие морскую авиацию в Стране восходящего солнца, растут в размерах, мощи и технических характеристиках. Взять, к примеру, вертолетоносец «Изумо» (Izumo). Его размеры поражают и слишком велики для обычного корабля, который служит базой для вертолетов, но тем не менее, он считается обычным вертолетоносцем.

После более чем шести десятилетий Япония обзаводится громадными кораблями со вполне пригодным для запусков самолетов полосами. В общем, все, как и положено, во флоте крупной морской державы, которой, естественно, в силу своего географического положения является Япония. Правда, обращает на себя внимание одно любопытное обстоятельство – сами японцы не называют и призывают всех остальных не называть их авианосцами.

На вооружении императорского военно-морского флота Японии находятся три «вертолетных эсминца»: «Хиюга» (Hyuga), его корабль-близнец «Изе» (Ise) и самый крупный – «Изумо» (Izumo). Особенностью этих «вертолетоносных эсминцев» считается сильное сходство с авианосцами. Однако по политическим и техническим соображениям, японцы утверждают, они не являются авианосцами. Тем не менее, события последних двух лет свидетельствуют, что Страна восходящего солнца твердо стоит на пути к тому, что в случае необходимости на вооружении ее военно-морского флота быстро появятся настоящие корабли с боевой авиацией на борту.

После Второй Мировой войны, в которой Япония, как известно, потерпела поражение, в Токио официально отвергли войну как средство государственной политики. Правительство согласилось только на создание Сил самообороны. Их главной задачей является оборона островов, а не ведение наступательных действий за их пределами. Конечно, военно-морской флот Сил самообороны является самым настоящим военным флотом почти во всем, кроме названия. Хотя, конечно, ряд немаловажных ограничений существует и сейчас. Правительство Японии, например, запрещает создание оружия и военной техники, которые по своему определению считаются скорее наступательными, чем оборонительными. Особенно, это ограничение относится к авианосцам.

Несмотря на эти ограничения руководство Морских сил самообороны Японии (MSDF) давно добивается возврата корабельной авиации. Для защиты морских путей сообщения Япония, говорят японские адмиралы, нуждается как в настоящих огромных авианосцах, так и в авианосцах средних размеров. Авторы морской стратегии Страны восходящего солнца особенно не торопятся и намерены ждать выполнения поставленной задачи, сколько нужно.

В конце 60-х годов прошлого столетия MSDF построили два вертолетоносных эсминца класса «Харуна» (Haruna). На «Харуне» и родственном ему корабле «Хьей» (Hiei) половина пространства отведена под вертолеты: палуба и ангары. Главная задача этих кораблей - служить плавучей базой для боевых вертолетов, которые должны бороться с вражескими подводными лодками. Вскоре после спуска на воду двух первых вертолетоносцев флот получил еще одну пару схожих кораблей – класса «Ширан» (Shirane).

Конечно, корабли класса «Харуна» и «Ширан» никоим образом нельзя отнести к авианосцам, но инициаторы их создания и не предназначали их для базирования самолетов. Строительство первых таких кораблей можно считать пробным шаром, проверкой общественного мнения по вопросу появления корабельной морской авиации. За вышеуказанными кораблями последовали корабли класса «Осуми» (Osumi). Это были транспортные корабли, предназначенные для десантирования танков. Они имели водоизмещение 14 тыс. тонн, служили в качестве паромов и предназначались для перевозки десантов между японскими островами. Любопытно, но на них предусмотрена и полной длины взлетно-посадочная полоса, хотя ангары и другие помещения, необходимые для обслуживания воздушных судов, отсутствовали. Тем не менее, внешне они были вполне похожи на авианосцы.

В 2009 году Япония сделала еще один серьезный шаг на пути к возвращению военно-морской авиации: со штапелей сошел очередной военный корабль – «Хияга» (Hyuga). «Хияга» вместе со своим кораблем-близнецом «Изе» имел в длину 206 м и водоизмещение – 19,5 тыс. тонн. Солидные габариты позволяли им превосходить по размерам такие известные военные суда, как британский крейсер «Непобедимый». Оба судна имели на борту по четыре вертолета, предназначенных для борьбы с субмаринами, и могли при необходимости взять до 11 винтокрылых машин. В 2013 году на воду был спущен вертолетоносец еще больших размеров – «Изумо». Длина этого левиафана составляет 250 метров, а вес при полной загрузке – 27 тыс. тонн. Его близнец - «Кага» (Kaga) сейчас находится в доках. Корабли этого класса предназначены в нормальных условиях держать на борту 9 вертолетов, но при необходимости это число можно увеличить до 14. Каждый из этих громадных вертолетоносцев возглавляет целую флотилию эсминцев и кораблей сопровождения, которые должны защищать его от нападения вражеских подводных лодок.

У всех четырех вышеупомянутых кораблей есть взлетно-посадочные полосы полной длины, лифты для самолетов и огромные ангары. И все же в отличие от привычных авианосцев корабли классов «Хиюга» и «Изумо» не в состоянии служить базой для традиционных авиасоединений. Теоретически на них есть место для F-35B V/STOL, но все же проектное решение исключает размещение самолетов, потому что отсутствует ряд устройств и приспособлений, необходимых для взлета самолетов. Установка оборудования, необходимого для использования вертолетоносцев в качестве авианосцев, потребует серьезных переделок. Новенькие боевые корабли придется на год с лишним ставить в доки. Например, каждый корабль оборудован двумя лифтами для самолетов, но только один из них достаточно просторен, чтобы вместить крупные самолетов типа F-35B и MV-22 Osprey.

На кораблях обоих классов имеются помещения для складирования снаряжения и боеприпасов, а также авиационного топлива, но даже для размещения средних и небольших боевых самолетов их понадобится существенно расширять в размерах. Такое расширение уменьшит площадь ангаров и, таким образом, уменьшит место для самолетов. Это значит, что превращение вертолетоносцев в настоящие авианосцы значительно сложнее, дороже и затратнее по времени, чем может показаться со стороны.

Говоря о будущем, специалисты сходятся во мнении, что японские авиационные корабли непрерывно растут в размерах и мощи. Считается, что Токио наращивает габариты кораблей для того, чтобы получить опыт, который обязательно понадобится, когда возникнет нужда в строительстве авианосцев.

Возникает вопрос: если Япония намерена в будущем строить авианосцы, как их будут использовать? Скорее всего, для обеспечения дополнительного прикрытия с воздуха островов Рюкю и Сенкаку. Сейчас эти задачи в основном пытается выполнять единственная база на острове Окинава, которая одновременно является и гражданским аэропортом. С другой стороны, если авианосцы окажутся не в состоянии одновременно поднять в воздух несколько десятков боевых самолетов, близость этих островов к Китаю будет означать, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и авиация ВМФ КНР всегда смогут без особых проблем подавить японскую военно-морскую авиацию хотя бы счет своего численного превосходства.

В заключение стоит заметить, что Япония просто не может позволить себе иметь авианосцы. Госдолг Токио сейчас вдвое превышает ВВП страны. Оборонные расходы составляют в бюджете приблизительно 1%. Растет бюджет Минобороны медленно, а чаще и вовсе и вовсе не растет. Однако нынешняя модель финансирования военного ведомства и сама стратегическая концепция подразумевают, что необходимость в авианосцах у Страны восходящего солнца не возникнет. Если отношения с Китаем еще больше ухудшатся, Токио всегда сможет финансировать строительство авианосцев за счет госдолга.

Сейчас Япония оказалась на перепутье. Техническая возможность строить авианосцы есть. Имеется благодаря США и доступ к лучшим для авианосцев базам. Токио всегда может полагаться на опыт американских коллег. С другой стороны, на данном этапе Токио не хватает стратегического импульса для создания авианосного флота. Вопрос об его необходимости зависит от Китая, а если быть точным – от отношений с ним. Если они будут нормальными, то воевать японцам не с кем и авианосцы им особенно не нужны.

 / Главное

Новая Земля: от «Кузькиной матери» до национального парка «Русская Арктика»

31 июля 1954 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании испытательного ядерного полигона на Новой Земле (объект 700).

30 июля

Лазерное оружие: Франция объявила о морских испытаниях противодронного лазера в 2022 году. ВМС США рассчитывают получить самый мощный лазер в мире

Минобороны Франции вчера объявило, что французский флот готовится к испытаниям в 2022 году противодронной лазерной системы (C-UAS).

30 июля

«Ночью чёрной, ночью тёмной - был приказ по фронту дан. Завязался бой упорный - возле озера Хасан...»

29 июля 1938 года нападением японских войск (3 пехотные дивизии, механизированная бригада, кавалерийский полк, 3 пулеметных батальона и 70 самолетов) на советскую территорию начались бои на озере Хасан.

29 июля

Провокации на армяно-азербайджанской границе: выгоду продолжают искать Анкара и Вашингтон

28 июля министерства обороны Армении и Азербайджана заявили о возобновлении перестрелок на границе между республиками.

29 июля

Как немцам «переломили хребет» в Литве – 77 лет Каунасской наступательной операции

28 июля 1944 года началась Каунасская наступательная операция, составная часть и один из этапов операции «Багратион».

28 июля

Вслед за Афганистаном американские военные покинут и Ирак. Единство в противоречии двух бесславных армейских эвакуаций

Президент США Джо Байден объявил о том, что боевая миссия американской армии в Ираке завершится до конца года. В ближневосточной стране, по словам Байдена, останутся американские инструкторы которые не будут выполнять прямых задач, связанных с применением оружия.

28 июля

Неизвестная война: как русские асы громили американцев в небе Кореи

27 июля 1953 года закончилась Корейская война — первое противостояние между западным и советским блоками после окончания WWII, закрепившее статус холодной войны и зафиксировавшее новый глобальный конфликт — между Москвой и Вашингтоном и их союзниками с обеих сторон.

27 июля

Вблизи российских границ начались масштабные учения НАТО Agile Spirit 2021

26 июля на военной базе Сенаки в Западной Грузии стартовали многонациональные учения НАТО Agile Spirit 2021.

27 июля

Как появилась тельняшка. От французских рыбаков до «русской души»

В России в минувшие выходные отметили День ВМФ. Портал «Военная платформа» расскажет вам об одном из самых важных атрибутов моряка – тельняшке.

26 июля

Обострение ситуации в Боснии: США и их союзники не хотят идти на компромиссы, Додик угрожает референдумом о независимости Республики Сербской

В минувшую пятницу член Президиума Боснии и Герцеговины от Республики Сербской Милорад Додик пригрозил выходом сербского энтитета из состава страны. Поводом для жёсткого заявления стало решение Высокого представителя ООН в БиГ Валентина Инцко внести поправки в Уголовный кодекс балканского государства, предусматривающие ответственность за отрицание геноцида бошняков в Сребренице.

26 июля

Россия отмечает День Военно-морского флота

По традиции в этот день состоялся Главный военно-морской парад.

25 июля

«Сытый голодному не товарищ»: как питались солдаты во время Второй Мировой войны

Издание «Военная платформа» предлагает читателям материал об особенностях полевой кухни солдат РККА и Вермахта времён Великой Отечественной войны.

23 июля

Американские военные «ястребы» всё чаще хвалят модернизацию российской армии

Аналитики американской корпорации RAND (Research and Development) опубликовали доклад для нужд Пентагона, в котором заявили, что мощь российской армии позволяет РФ выдвинуться в мировые лидеры по уровню боевого оснащения, количества передового вооружения и перспективных военных стратегий. Аналитикам США пришлось подтвердить, что Россия действительно имеет в военном арсенале вооружение и технологии, которые недоступны даже США.

23 июля

Как князь Александр Ярославович стал Невским

В 1240 году на реке Неве состоялось сражение между русскими войсками князя Александра Ярославича и шведской армией.

22 июля

«МАКС 2021»: «шах и мат» новейшим истребителем «пятого поколения», многоцелевой лайнер с отечественными двигателями и вертолёты-беспилотники

В подмосковном Жуковском открылась крупнейшая в мире в этом году авиакосмическая выставка — «МАКС 2021». На международном салоне каждые два года представляются образцы новейшей русской авиационной техники, а также зарубежные инновационные проекты.

22 июля
Армия

Американские военные «ястребы» всё чаще хвалят модернизацию российской армии

Аналитики американской корпорации RAND (Research and Development) опубликовали доклад для нужд Пентагона, в котором заявили, что мощь российской армии позволяет РФ выдвинуться в мировые лидеры по уровню боевого оснащения, количества передового вооружения и перспективных военных стратегий. Аналитикам США пришлось подтвердить, что Россия действительно имеет в военном арсенале вооружение и технологии, которые недоступны даже США.

Угрозы

Вблизи российских границ начались масштабные учения НАТО Agile Spirit 2021

26 июля на военной базе Сенаки в Западной Грузии стартовали многонациональные учения НАТО Agile Spirit 2021.

Битва за историю

«Сытый голодному не товарищ»: как питались солдаты во время Второй Мировой войны

Издание «Военная платформа» предлагает читателям материал об особенностях полевой кухни солдат РККА и Вермахта времён Великой Отечественной войны.

Уроки мужества

Как покоряли космос: годовщина запуска главного отечественного космического «грузовика»

13 июля 1965 года с 81-й площадки космодрома Байконур произведен запуск двухступенчатой ракеты-носителя «Протон», которая вывела на орбиту первый советский автоматический тяжелый научно-исследовательский искусственный спутник Земли с таким же названием.

Техника

Создание Космического командования в Удеме — ещё один шаг к европейской системе ПРО НАТО

Бундесвер 13 июля запустил работу штаба Космического командования.

За рубежом

НАТО в юбке – на пост Генсека идут три женщины

Американское издание Politico пишет о том, что кандидатами на пост нового генерального секретаря НАТО стали экс-президент Литвы Даля Грибаускайте, экс-президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, а также действующая президент Эстонии Керсти Кальюлайд.

Самое читаемое