За рубежом

Японский авианосцы… без самолетов

Парламентские выборы в Японии принесли убедительную победу премьер-министру Синдзо Абэ и практически дали ему официальный мандат на фактический отказ от пацифистской конституции, запрещающей Токио иметь настоящую армию.

27 марта
Поделиться:

Речь идет и о военном флоте, в котором есть корабли класса авианосцев, но по политическим соображением считать их авианосцами нельзя.

Корабли, обслуживающие морскую авиацию в Стране восходящего солнца, растут в размерах, мощи и технических характеристиках. Взять, к примеру, вертолетоносец «Изумо» (Izumo). Его размеры поражают и слишком велики для обычного корабля, который служит базой для вертолетов, но тем не менее, он считается обычным вертолетоносцем.

После более чем шести десятилетий Япония обзаводится громадными кораблями со вполне пригодным для запусков самолетов полосами. В общем, все, как и положено, во флоте крупной морской державы, которой, естественно, в силу своего географического положения является Япония. Правда, обращает на себя внимание одно любопытное обстоятельство – сами японцы не называют и призывают всех остальных не называть их авианосцами.

На вооружении императорского военно-морского флота Японии находятся три «вертолетных эсминца»: «Хиюга» (Hyuga), его корабль-близнец «Изе» (Ise) и самый крупный – «Изумо» (Izumo). Особенностью этих «вертолетоносных эсминцев» считается сильное сходство с авианосцами. Однако по политическим и техническим соображениям, японцы утверждают, они не являются авианосцами. Тем не менее, события последних двух лет свидетельствуют, что Страна восходящего солнца твердо стоит на пути к тому, что в случае необходимости на вооружении ее военно-морского флота быстро появятся настоящие корабли с боевой авиацией на борту.

После Второй Мировой войны, в которой Япония, как известно, потерпела поражение, в Токио официально отвергли войну как средство государственной политики. Правительство согласилось только на создание Сил самообороны. Их главной задачей является оборона островов, а не ведение наступательных действий за их пределами. Конечно, военно-морской флот Сил самообороны является самым настоящим военным флотом почти во всем, кроме названия. Хотя, конечно, ряд немаловажных ограничений существует и сейчас. Правительство Японии, например, запрещает создание оружия и военной техники, которые по своему определению считаются скорее наступательными, чем оборонительными. Особенно, это ограничение относится к авианосцам.

Несмотря на эти ограничения руководство Морских сил самообороны Японии (MSDF) давно добивается возврата корабельной авиации. Для защиты морских путей сообщения Япония, говорят японские адмиралы, нуждается как в настоящих огромных авианосцах, так и в авианосцах средних размеров. Авторы морской стратегии Страны восходящего солнца особенно не торопятся и намерены ждать выполнения поставленной задачи, сколько нужно.

В конце 60-х годов прошлого столетия MSDF построили два вертолетоносных эсминца класса «Харуна» (Haruna). На «Харуне» и родственном ему корабле «Хьей» (Hiei) половина пространства отведена под вертолеты: палуба и ангары. Главная задача этих кораблей - служить плавучей базой для боевых вертолетов, которые должны бороться с вражескими подводными лодками. Вскоре после спуска на воду двух первых вертолетоносцев флот получил еще одну пару схожих кораблей – класса «Ширан» (Shirane).

Конечно, корабли класса «Харуна» и «Ширан» никоим образом нельзя отнести к авианосцам, но инициаторы их создания и не предназначали их для базирования самолетов. Строительство первых таких кораблей можно считать пробным шаром, проверкой общественного мнения по вопросу появления корабельной морской авиации. За вышеуказанными кораблями последовали корабли класса «Осуми» (Osumi). Это были транспортные корабли, предназначенные для десантирования танков. Они имели водоизмещение 14 тыс. тонн, служили в качестве паромов и предназначались для перевозки десантов между японскими островами. Любопытно, но на них предусмотрена и полной длины взлетно-посадочная полоса, хотя ангары и другие помещения, необходимые для обслуживания воздушных судов, отсутствовали. Тем не менее, внешне они были вполне похожи на авианосцы.

В 2009 году Япония сделала еще один серьезный шаг на пути к возвращению военно-морской авиации: со штапелей сошел очередной военный корабль – «Хияга» (Hyuga). «Хияга» вместе со своим кораблем-близнецом «Изе» имел в длину 206 м и водоизмещение – 19,5 тыс. тонн. Солидные габариты позволяли им превосходить по размерам такие известные военные суда, как британский крейсер «Непобедимый». Оба судна имели на борту по четыре вертолета, предназначенных для борьбы с субмаринами, и могли при необходимости взять до 11 винтокрылых машин. В 2013 году на воду был спущен вертолетоносец еще больших размеров – «Изумо». Длина этого левиафана составляет 250 метров, а вес при полной загрузке – 27 тыс. тонн. Его близнец - «Кага» (Kaga) сейчас находится в доках. Корабли этого класса предназначены в нормальных условиях держать на борту 9 вертолетов, но при необходимости это число можно увеличить до 14. Каждый из этих громадных вертолетоносцев возглавляет целую флотилию эсминцев и кораблей сопровождения, которые должны защищать его от нападения вражеских подводных лодок.

У всех четырех вышеупомянутых кораблей есть взлетно-посадочные полосы полной длины, лифты для самолетов и огромные ангары. И все же в отличие от привычных авианосцев корабли классов «Хиюга» и «Изумо» не в состоянии служить базой для традиционных авиасоединений. Теоретически на них есть место для F-35B V/STOL, но все же проектное решение исключает размещение самолетов, потому что отсутствует ряд устройств и приспособлений, необходимых для взлета самолетов. Установка оборудования, необходимого для использования вертолетоносцев в качестве авианосцев, потребует серьезных переделок. Новенькие боевые корабли придется на год с лишним ставить в доки. Например, каждый корабль оборудован двумя лифтами для самолетов, но только один из них достаточно просторен, чтобы вместить крупные самолетов типа F-35B и MV-22 Osprey.

На кораблях обоих классов имеются помещения для складирования снаряжения и боеприпасов, а также авиационного топлива, но даже для размещения средних и небольших боевых самолетов их понадобится существенно расширять в размерах. Такое расширение уменьшит площадь ангаров и, таким образом, уменьшит место для самолетов. Это значит, что превращение вертолетоносцев в настоящие авианосцы значительно сложнее, дороже и затратнее по времени, чем может показаться со стороны.

Говоря о будущем, специалисты сходятся во мнении, что японские авиационные корабли непрерывно растут в размерах и мощи. Считается, что Токио наращивает габариты кораблей для того, чтобы получить опыт, который обязательно понадобится, когда возникнет нужда в строительстве авианосцев.

Возникает вопрос: если Япония намерена в будущем строить авианосцы, как их будут использовать? Скорее всего, для обеспечения дополнительного прикрытия с воздуха островов Рюкю и Сенкаку. Сейчас эти задачи в основном пытается выполнять единственная база на острове Окинава, которая одновременно является и гражданским аэропортом. С другой стороны, если авианосцы окажутся не в состоянии одновременно поднять в воздух несколько десятков боевых самолетов, близость этих островов к Китаю будет означать, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и авиация ВМФ КНР всегда смогут без особых проблем подавить японскую военно-морскую авиацию хотя бы счет своего численного превосходства.

В заключение стоит заметить, что Япония просто не может позволить себе иметь авианосцы. Госдолг Токио сейчас вдвое превышает ВВП страны. Оборонные расходы составляют в бюджете приблизительно 1%. Растет бюджет Минобороны медленно, а чаще и вовсе и вовсе не растет. Однако нынешняя модель финансирования военного ведомства и сама стратегическая концепция подразумевают, что необходимость в авианосцах у Страны восходящего солнца не возникнет. Если отношения с Китаем еще больше ухудшатся, Токио всегда сможет финансировать строительство авианосцев за счет госдолга.

Сейчас Япония оказалась на перепутье. Техническая возможность строить авианосцы есть. Имеется благодаря США и доступ к лучшим для авианосцев базам. Токио всегда может полагаться на опыт американских коллег. С другой стороны, на данном этапе Токио не хватает стратегического импульса для создания авианосного флота. Вопрос об его необходимости зависит от Китая, а если быть точным – от отношений с ним. Если они будут нормальными, то воевать японцам не с кем и авианосцы им особенно не нужны.

 / Главное

Без сроков давности

Сербия подала иск за последствия бомбардировок НАТО.

22 января
Видео

Инженерным войскам России – 320 лет

21 января инженерные войска Вооруженных Сил Российской Федерации отмечают 320-ю годовщину со дня образования.

21 января

Без нас – никто

Инженерные войска России отмечают 320-ю годовщину своего создания.

21 января

На пути к морской гегемонии: ВМС США подготовили план доминирования в Мировом океане

Начальник штаба ВМС США адмирал Майкл Гилдей представил «Навигационный план» на ближайшее десятилетие.

20 января

Япония идет на конфликт: Токио объявил о суверенитете над Курилами

Премьер-министр Японии Есихидэ Суга объявил о суверенитете Токио над всеми Курильскими островами.

20 января

Армия России отработала ведение войны нового типа

Российские военные впервые провели учения нового типа (сетецентрические), в которых задействовали самоходные артиллерийские установки (САУ) «Мста».

19 января

«Запад-2021»: маневры стратегов и геополитиков

Совместные стратегические учения Белоруссии и России «Запад-2021» пройдут 10-16 сентября на территории двух государств.

19 января

Армия России встречает Крещение Господне

Православные верующие 18 января отмечают один из важных праздников – Крещение Господне. Не остались в стороне и российские военнослужащие.

18 января

Их назвали «Батальон Славы»

О героическом подвиге воины 1-го батальона 215-го гвардейского стрелкового полка 77-й гвардейской стрелковой дивизии.

18 января

Уйти и остаться: Пентагон снова сократил военный контингент в Афганистане

Вашингтон 15 января распространил заявление, что Министерство обороны приняло решение о сокращении военных на базах в Афганистане и Ираке.

15 января

Выйдет ли Россия из Договора по открытому небу?

В ближайшее время Москва может объявить о выходе из Договора по открытому небу (ДОН), либо пересмотре документа.

15 января

Лучшая оборона – нападение: НАТО обвинило Россию в милитаризме

В Североатлантическом альянсе обвинили Россию в усилении присутствия в Балтике, Черном море и Северной Африке.

14 января

Шведские войны: Стокгольм показал, как будет воевать с Россией

Глобальное будущее и войну с Россией показала шведская армия в коротких роликах.

14 января

С «лейкой» и блокнотом

В России 13 января отмечается День российской печати.

13 января
Армия

Армия России отработала ведение войны нового типа

Российские военные впервые провели учения нового типа (сетецентрические), в которых задействовали самоходные артиллерийские установки (САУ) «Мста».

Угрозы

Кибер-провокация по-американски

Американское разведсообщество обвинило так называемых «российских хакеров» в кибератаке на правительство США.

Битва за историю

Военный Эрмитаж

6 января 1827 года открылась Военная галерея Зимнего дворца.

Уроки мужества

Лейб-гвардии саперный батальон: инженеры Его Величества

Указом императора Александра I 8 января 1813 года создан лейб-гвардии саперный батальон - первая гвардейская часть в инженерных войсках.

За рубежом

Молдавский разворот

Североатлантический альянс расширяет военное сотрудничество с Молдавией.

Самое читаемое