За рубежом

Японский авианосцы… без самолетов

Парламентские выборы в Японии принесли убедительную победу премьер-министру Синдзо Абэ и практически дали ему официальный мандат на фактический отказ от пацифистской конституции, запрещающей Токио иметь настоящую армию.

27 марта
Поделиться:

Речь идет и о военном флоте, в котором есть корабли класса авианосцев, но по политическим соображением считать их авианосцами нельзя.

Корабли, обслуживающие морскую авиацию в Стране восходящего солнца, растут в размерах, мощи и технических характеристиках. Взять, к примеру, вертолетоносец «Изумо» (Izumo). Его размеры поражают и слишком велики для обычного корабля, который служит базой для вертолетов, но тем не менее, он считается обычным вертолетоносцем.

После более чем шести десятилетий Япония обзаводится громадными кораблями со вполне пригодным для запусков самолетов полосами. В общем, все, как и положено, во флоте крупной морской державы, которой, естественно, в силу своего географического положения является Япония. Правда, обращает на себя внимание одно любопытное обстоятельство – сами японцы не называют и призывают всех остальных не называть их авианосцами.

На вооружении императорского военно-морского флота Японии находятся три «вертолетных эсминца»: «Хиюга» (Hyuga), его корабль-близнец «Изе» (Ise) и самый крупный – «Изумо» (Izumo). Особенностью этих «вертолетоносных эсминцев» считается сильное сходство с авианосцами. Однако по политическим и техническим соображениям, японцы утверждают, они не являются авианосцами. Тем не менее, события последних двух лет свидетельствуют, что Страна восходящего солнца твердо стоит на пути к тому, что в случае необходимости на вооружении ее военно-морского флота быстро появятся настоящие корабли с боевой авиацией на борту.

После Второй Мировой войны, в которой Япония, как известно, потерпела поражение, в Токио официально отвергли войну как средство государственной политики. Правительство согласилось только на создание Сил самообороны. Их главной задачей является оборона островов, а не ведение наступательных действий за их пределами. Конечно, военно-морской флот Сил самообороны является самым настоящим военным флотом почти во всем, кроме названия. Хотя, конечно, ряд немаловажных ограничений существует и сейчас. Правительство Японии, например, запрещает создание оружия и военной техники, которые по своему определению считаются скорее наступательными, чем оборонительными. Особенно, это ограничение относится к авианосцам.

Несмотря на эти ограничения руководство Морских сил самообороны Японии (MSDF) давно добивается возврата корабельной авиации. Для защиты морских путей сообщения Япония, говорят японские адмиралы, нуждается как в настоящих огромных авианосцах, так и в авианосцах средних размеров. Авторы морской стратегии Страны восходящего солнца особенно не торопятся и намерены ждать выполнения поставленной задачи, сколько нужно.

В конце 60-х годов прошлого столетия MSDF построили два вертолетоносных эсминца класса «Харуна» (Haruna). На «Харуне» и родственном ему корабле «Хьей» (Hiei) половина пространства отведена под вертолеты: палуба и ангары. Главная задача этих кораблей - служить плавучей базой для боевых вертолетов, которые должны бороться с вражескими подводными лодками. Вскоре после спуска на воду двух первых вертолетоносцев флот получил еще одну пару схожих кораблей – класса «Ширан» (Shirane).

Конечно, корабли класса «Харуна» и «Ширан» никоим образом нельзя отнести к авианосцам, но инициаторы их создания и не предназначали их для базирования самолетов. Строительство первых таких кораблей можно считать пробным шаром, проверкой общественного мнения по вопросу появления корабельной морской авиации. За вышеуказанными кораблями последовали корабли класса «Осуми» (Osumi). Это были транспортные корабли, предназначенные для десантирования танков. Они имели водоизмещение 14 тыс. тонн, служили в качестве паромов и предназначались для перевозки десантов между японскими островами. Любопытно, но на них предусмотрена и полной длины взлетно-посадочная полоса, хотя ангары и другие помещения, необходимые для обслуживания воздушных судов, отсутствовали. Тем не менее, внешне они были вполне похожи на авианосцы.

В 2009 году Япония сделала еще один серьезный шаг на пути к возвращению военно-морской авиации: со штапелей сошел очередной военный корабль – «Хияга» (Hyuga). «Хияга» вместе со своим кораблем-близнецом «Изе» имел в длину 206 м и водоизмещение – 19,5 тыс. тонн. Солидные габариты позволяли им превосходить по размерам такие известные военные суда, как британский крейсер «Непобедимый». Оба судна имели на борту по четыре вертолета, предназначенных для борьбы с субмаринами, и могли при необходимости взять до 11 винтокрылых машин. В 2013 году на воду был спущен вертолетоносец еще больших размеров – «Изумо». Длина этого левиафана составляет 250 метров, а вес при полной загрузке – 27 тыс. тонн. Его близнец - «Кага» (Kaga) сейчас находится в доках. Корабли этого класса предназначены в нормальных условиях держать на борту 9 вертолетов, но при необходимости это число можно увеличить до 14. Каждый из этих громадных вертолетоносцев возглавляет целую флотилию эсминцев и кораблей сопровождения, которые должны защищать его от нападения вражеских подводных лодок.

У всех четырех вышеупомянутых кораблей есть взлетно-посадочные полосы полной длины, лифты для самолетов и огромные ангары. И все же в отличие от привычных авианосцев корабли классов «Хиюга» и «Изумо» не в состоянии служить базой для традиционных авиасоединений. Теоретически на них есть место для F-35B V/STOL, но все же проектное решение исключает размещение самолетов, потому что отсутствует ряд устройств и приспособлений, необходимых для взлета самолетов. Установка оборудования, необходимого для использования вертолетоносцев в качестве авианосцев, потребует серьезных переделок. Новенькие боевые корабли придется на год с лишним ставить в доки. Например, каждый корабль оборудован двумя лифтами для самолетов, но только один из них достаточно просторен, чтобы вместить крупные самолетов типа F-35B и MV-22 Osprey.

На кораблях обоих классов имеются помещения для складирования снаряжения и боеприпасов, а также авиационного топлива, но даже для размещения средних и небольших боевых самолетов их понадобится существенно расширять в размерах. Такое расширение уменьшит площадь ангаров и, таким образом, уменьшит место для самолетов. Это значит, что превращение вертолетоносцев в настоящие авианосцы значительно сложнее, дороже и затратнее по времени, чем может показаться со стороны.

Говоря о будущем, специалисты сходятся во мнении, что японские авиационные корабли непрерывно растут в размерах и мощи. Считается, что Токио наращивает габариты кораблей для того, чтобы получить опыт, который обязательно понадобится, когда возникнет нужда в строительстве авианосцев.

Возникает вопрос: если Япония намерена в будущем строить авианосцы, как их будут использовать? Скорее всего, для обеспечения дополнительного прикрытия с воздуха островов Рюкю и Сенкаку. Сейчас эти задачи в основном пытается выполнять единственная база на острове Окинава, которая одновременно является и гражданским аэропортом. С другой стороны, если авианосцы окажутся не в состоянии одновременно поднять в воздух несколько десятков боевых самолетов, близость этих островов к Китаю будет означать, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и авиация ВМФ КНР всегда смогут без особых проблем подавить японскую военно-морскую авиацию хотя бы счет своего численного превосходства.

В заключение стоит заметить, что Япония просто не может позволить себе иметь авианосцы. Госдолг Токио сейчас вдвое превышает ВВП страны. Оборонные расходы составляют в бюджете приблизительно 1%. Растет бюджет Минобороны медленно, а чаще и вовсе и вовсе не растет. Однако нынешняя модель финансирования военного ведомства и сама стратегическая концепция подразумевают, что необходимость в авианосцах у Страны восходящего солнца не возникнет. Если отношения с Китаем еще больше ухудшатся, Токио всегда сможет финансировать строительство авианосцев за счет госдолга.

Сейчас Япония оказалась на перепутье. Техническая возможность строить авианосцы есть. Имеется благодаря США и доступ к лучшим для авианосцев базам. Токио всегда может полагаться на опыт американских коллег. С другой стороны, на данном этапе Токио не хватает стратегического импульса для создания авианосного флота. Вопрос об его необходимости зависит от Китая, а если быть точным – от отношений с ним. Если они будут нормальными, то воевать японцам не с кем и авианосцы им особенно не нужны.

 / Главное

Шойгу: в Армии России завершены основные преобразования

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу дал интервью «Российской газете» в ходе которого рассказал об окончании преобразований в структуре Вооруженных Сил страны.

16 апреля

В прицеле Пентагона Индо-Тихоокеанский регион

После вывода американских войск из Афганистана, в Вашингтоне планируют пере нацелить свое внимание на Индо-Тихоокеанский регион.

16 апреля

США пытаются «реанимировать» ИГИЛ на востоке Сирии

С начала 2021 года в нефтеносные районы восточных сирийских провинций силами военнослужащих США в Сирии было переброшено не менее 125 террористов ИГИЛ (запрещена в России).

15 апреля

«За все годы я никогда не встречал нациста, который бы раскаивался в своих преступлениях»

Глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф на днях дал интервью английской газете The Guardian, где рассказал о том, какие сложности испытывает Центр в розыске бывших нацистов и их пособников, на чьей совести преступления против человечности и, в частности, участие в Холокосте.

15 апреля

Из Северной Америки – к границам России

Североатлантический альянс совместно с США приступили к переброске войск в приграничные с Россией районы.

14 апреля

Новые документы о предвоенном «предательстве» Польши опубликуют в России

В России анонсировали публикацию рассекреченных исторических документов, касающихся политики Запада и, в частности, Польши до 1939 года.

13 апреля

Украина раздора - к чему ведут очередные провокации на Донбассе?

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что считает переброску российских войск к украинской границе «необъяснимой» и необоснованной.

13 апреля

Рандеву советских и американских воздушных асов в корейском небе

70 лет назад, 12 апреля 1951 года, состоялся один из самых ярких воздушных боёв новейшей истории, ознаменовавшегося выдающимся успехом советской реактивной авиации и одним из самых грандиозных военных поражений в истории ВВС США.

12 апреля

Мы первые – 60 лет первому полету человека в космос!

12 апреля 1961 года состоялся первый пилотируемый полёт в космос — на орбиту Земли был выведен советский космический корабль «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.

12 апреля

Арктический вездеход «Витязь» против американского «коллеги» CATV

Новейший вездеход для северных широт разработан американской компанией Oshkosh Defense-ST Engineering.

9 апреля

Боевые роботы Франции вступают в дело

Французская военная школа в Коткидане испытала боевых роботов время проходящих учений по действию в городских условиях.

9 апреля

Патрушев: в мире, как на дрожжах, растут новые биолаборатории, находящиеся под контролем США

Секретарь Совета Безопасности Российской обвинил США в разработке биологического оружия у границ России.

8 апреля

Гестапо на службе ЦРУ

Как несколько десятков лет Вашингтон и Берлин укрывали главу венского гестапо Франца Йозефа Хубера.

8 апреля

Как рухнул оплот Восточной Пруссии: 76 лет Кенигсбергской операции

Кенигсбергская битва была одной из последних операций немецкого Восточно-Прусского наступления во время Второй мировой войны.

7 апреля

В состоянии повышенной боевой готовности…

Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу объявил о том, что Вооружённые силы приводятся в состояние повышенной боеготовности.

7 апреля
Армия

Сухой паек Армии России и США – кто лучше?

Партия нового сухого пайка для ВДВ, морской пехоты и спецназа испытана десантниками отдельного гвардейского соединения специального назначения ВДВ на учении в Подмосковье.

Угрозы

Защищая наступай: в Киеве проговорились о совместных учениях с НАТО

Украинские власти признались, что планируемые совместные с НАТО учения «Defender Europe 2021» («Защитник Европы-2021) направлены на отработку действий против России.

Битва за историю

Сохранить историческую правду. Политики бьются за мифы о Второй мировой войне

В Совете Федерации России прошел круглый стол на тему «Информационная политика Российской Федерации и защита исторической правды».

Уроки мужества

Мы первые – 60 лет первому полету человека в космос!

12 апреля 1961 года состоялся первый пилотируемый полёт в космос — на орбиту Земли был выведен советский космический корабль «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.

Техника

Боевые роботы Франции вступают в дело

Французская военная школа в Коткидане испытала боевых роботов время проходящих учений по действию в городских условиях.

За рубежом

Чем обернется создание Армии Косово для Балканского полуострова?

Правительство непризнанного Косово намерено построить военную базу и создать собственную армию.

Самое читаемое