Развенчание мифа

18 декабря 2018
1 063 0 0

Расставаться с мифами всегда трудно, но необходимо. Потому что упрямая приверженность к устаревшим мифам может причинить громадный вред. Примерно, такая ситуация сейчас складывается с одним из великих американских мифов – авианосцами…

Развенчание мифа

фото: pixabay

У американцев много есть всего такого, чему завидуют другие народы. И далеко не на последнем месте с этом неофициальном рейтинге находятся авианесущие военные корабли, которые называют «ацианосцами». 

11 американским авианосцам, без преувеличения можно сказать, завидует весь мир. Авианосцы таят в себе как практическую, так и теоретическую военную мощь, которую можно быстро перебросить в любую точку земного шара и решить в свою пользу любое недоразумение или конфликт. Однако в последнее время культовый статус этих грозных кораблей сильно пошатнулся. Всему виной новые ракеты, созданные в России и Китае, которые вполне можно называть «убийцами авианосцев», потому что они могут пустить на дно эти могучие корабли и склонить чашу весов в потенциальной войне на сторону противников Америки. 

Американские авианосцы достигли такой почти мистической «популярности», согласно Business Insider, что потеря хотя бы одного такого корабля может привести к психологическому шоку для всей Америки.  

Можно с полным основанием говорить о мифологической завесе, окружающей авианосцы, и о трепетном отношении к ним американцев. Жители Соединенных Штатов слепо верят в то, что авианосцы принесут им победу в любой войне с любым противником, каким бы сильным он ни был. А еще они свято верят в то, что в случае возникновения серьезного кризиса, американский президент первым делом спрашивает у своих генералов: где наши авианосцы? 

Основания для такой гордости, конечно, есть, хотя с каждым годом в связи с развитием вооружения их количество стремительно сокращается. Когда американские авианосцы класса, например, «Нимица», заходят в гавань или выходят из нее, на фоне этих гигантов 40-метровой высоты большинство окружающих зданий кажутся карликами. Если же прибавить к высоте еще более внушительную длину, достигающую порядка 350 метров и водоизмещение более 100 тыс. тонн, то без особого труда можно представить, как на фоне этих плавучих городов и аэродромов выглядят самые массивные здания, не говоря уже о других кораблях. 

А еще авианосцы имеют на борту ок. 80 самолетов и примерно 7 тысяч моряков, морских пехотинцев и летчиков. С какой стороны ни смотри, это небольшой город, быстро передвигающийся по воде в любую точку планеты при помощи атомной установки. Пол стать всем остальным характеристикам и цена этих «левиафанов». Они стоят порядка 5 млрд долларов. Причем, следует иметь в виду, что это цена без учета находящихся на борту самолетов, которые стоят еще порядка миллиарда. 

Писать об авианосцах можно долго. Можно без особого риска ошибиться утверждать, что значение авианосцев для американской психологии и дли их понимания американской силы бесценно. 

Однако эта мифологическая завеса и слепое преклонение перед их мощью, по словам Джерри Хендрикса, который в свое время служил в штабе авиации ВМС США и хорошо разбирается в этом вопросе, могут сыграть с ними злую шутку. Он рассказал на встрече в Heritage Foundation, что авианосцы могут стать слишком сказочными, чтобы воевать по-настоящему. 

«Авианосцы уже превзошли статус обычных военных кораблей и вплотную приблизились к превращению в какие-то мифические символы американской национальной мощи,- объяснил слушателям Хендрикс.- Они стали символами нации, символами ее величия и воспринимаются сейчас как актив, только актив не материальный, национального престижа». 

Если бы Америка заказала и заплатила за все 11 авианосцев в один год, то они бы, утверждает Джерри Хендрикс, «съели» более 80% бюджета Пентагона, выделяемого на все военное кораблестроение. 

Возможно, с этим еще можно было как-нибудь смириться даже с учетом мифического налета, если бы не потенциальные противники, которые не желают мириться с отставанием и поэтому не сидят, сложа руки. Результатом этих усилий стали ракеты, настолько мощные, что они могут пустить на дно этих левиафанов. Причем, сделать это они могут с расстояний, значительно превышающих дальность полета самых мощных ракет, которыми вооружены палубные самолеты. Кстати, в Соединенных Штатах пока еще даже не разобрались, как эти «убийцы авианосцев» обрели свою фантастическую разрушительную силу, позволяющую им реально угрожать этим громадным кораблям.    

Эксперты, причем, речь идет об американцах, т.е. людях, которым незачем пугать соотечественников и лить воду мельницу врага, утверждают, что угроза авианосцам от новых ракет, созданных в Китае и России, настолько велика, что президент США в случае необходимости может даже не отправлять авианосцы в горячие точки, где будет существовать угроза столкновения с Россией или КНР. Логика здесь простая: потеря авианосца выглядит вполне реально, но такая потеря может существенно ослабить общественную поддержку любой войне. 

Авианосцы не передвигаются в одиночку. Их всегда сопровождает группа военных кораблей поддержки, которые нужны для защиты как от подводных лодок, так и от ракет, авиации и прочих угроз. 

Бывший помощник командующего морскими операциями Брайан Кларк объяснил, что при наиболее благоприятном сценарии ударная группа в состоянии сбить до 450 вражеских ракет. Однако Китай может организовать атаку 600 ракетами кораблей, находящихся, например, в полутора тысячах километров от их побережья. Это позволяет Поднебесной, которая значительно отстает в вооружениях ударной группы и в тактике, с большой долей вероятности потопить гордость и красу американского военно-морского флота. 

«Президенты могут испугаться и отказаться отправлять авианосцы к вражеским берегам,- говорит Джерри Хендрикс.- Так сильно может действовать угроза потери авианосца». 

Главнокомандующий ВС США, т.е. президент обязан своей работой общественному мнению. Потеря авианосца в море может привести американцев в состояние шока, потому что они не сталкивались с потерями такого масштаба в одном сражении со времен Вьетнамской войны, т.е. уже более сорока лет.  

«Из-за страха потерять национальный престиж или даже свою власть американские президенты могут вообще расхотеть использовать в боевых действиях авианосцы,- уверен Хендрикс.- Дело в том, что потеря авианосца моет оказать очень сильное воздействие на психологию американцев и их восприятие действительности. 

Нам необходимо начинать готовить американский народ к настоящей войне. Такова, к сожалению, высокая цена потенциального конфликта. Однако сейчас нация не готова к серьезным потерям своего военно-морского флота и особенно авианосцев. Нам необходимо вернуть эти корабли в разряд пусть и больших и очень мощных, но все же «обычных» военных кораблей, которые можно потопить, а не видеть в них мифических единорогов».  

Впрочем, не все так плохо, считает Брайан Макграт, директор морской консалтинговой компании FerryBridge Group LLC, по мнению которого существует серьезный сдерживающий фактор. Он считает, что враги Америки должны будут не раз хорошо все обдумать и проанализировать, прежде чем атаковать американские авианосцы. К тому же, напоминает он, во время войны психология людей меняется, становится крепче. В прошлом, по крайней мере, американцы находили в себе силы вполне успешно воевать несмотря на потери авианосцев. Речь идет, конечно, о Второй мировой войне и о нападении японцев на Перл-Харбор. 

«Решение атаковать авианосец по последствиям можно сравнить с применением атомного оружия,- объясняет свое мнение Брайан Макграт.- Такое решение любая иностранная держава должна принимать очень осмотрительно, после тщательнейших раздумий, потому что атака на авианосец не только потрясет американцев, но и навлечет на них возмездие, сродни божественному гневу». 

Сейчас американское экспертное сообщество в вопросе использования авианосцев в военном конфликте расколото на два лагеря: оптимисты считают, что страхи преувеличены; пессимисты, которых с каждым днем становится все больше, доказывают, что риск слишком велик. Однако все эти сомнения и споры не мешают командованию ВМС США продолжать строить авианесущие корабли и отправлять на них в море тысячи американцев, показывая, что они уверены как в их мощи, так и в их неуязвимости. 

Поделиться
Комментарии0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

27 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

131 0 0
1 марта 2024Армия

МБР РС-28 развернута и готова к применению

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат»....

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано.