В 2023 году ОАК нарастила мощности по производству Су-57 и обновила сборочную линию самолетов. Это устранило узкие места не только в цехе окончательной сборки, но и на протяжении всего производственного цикла.
Налажены закупки высокотехнологичных комплектующих у заводов-поставщиков, начато совершенствование технологии сборки самолетов.
В ходе «Армии-2019» ОАК и МО РФ подписали контракт на поставку ВКС России 76 истребителей Су-57 в рамках Госпрограммы вооружения до 2027 года.
На основании прошлых сообщений в российских СМИ предпринята попытка экстраполировать сроки, в которые «Ростех» сможет выполнить контракт после наращивания производства, начатого в 2023 году.
22 ноября 2019 года Ростех сообщил в пресс-релизе, что его дочерняя компания ОНПП «Технология» в период с 2020 по 2028 год поставит компании «Сухой» 74 композитных комплекта для производства истребителей Су-57.
До начала специальной военной операции 24 февраля 2022 года Су-57 находился в стадии низконачального серийного производства (ЛИРП), которое планировалось активизировать поэтапно.
Темпы производства Су-57 в конечном итоге вырастут до 15 самолетов в год. Полный темп добычи будет достигнут к 2024 году.
С поставкой новой партии самолетов количество таких истребителей в Вооруженных силах достигнет пяти единиц. Согласно одному из отчетов, ВВС России получили один истребитель Су-57 в 2020 году и три в 2021 году, всего четыре.
По состоянию на декабрь 2022 года дочерняя компания Ростеха Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила 10 истребителей Су-57. Это означает, что в 2022 году ОАК поставила шесть самолетов, что вдвое больше, чем три, поставленные в 2021 году.
В преддверии «Армии-2023» первый заместитель гендиректора «Ростеха» Владимир Артяков рассказал, что Россия планирует существенно увеличить темпы производства Су-57. Вероятно, «Ростех» сейчас стремится выйти на максимальный темп добычи раньше запланированного срока.
Судя по последнему заявлению Минпромторга РФ, вполне вероятно, что в 2023 году «Ростех» поставил 12 истребителей Су-57, в результате чего общее количество поставленных самолетов достигнет 22. Также «Ростех» намерен выйти на полный темп производство 15 самолетов в год в 2024 году.
К концу 2024 года в составе Воздушно-космических сил России будет 37 истребителей Су-57. Согласно первоначальному производственному плану, на конец 2024 года общее количество производства составило 24 штуки.
Если предположить, что начиная с 2024 года объем производства составит 15 самолетов в год, то заказ МО РФ на 76 самолетов будет выполнен задолго до конца 2027 года.
Высока вероятность, что до сих пор ВВС РФ использовали свои истребители Су-57 исключительно для эксплуатационных испытаний, отработки тактики и тренировок. Имея на вооружении 22 самолета, ВВС РФ теперь имеют достаточно сил, чтобы начать формирование своего первого оперативного полка истребителей Су-57.
Если предположить, что около 8 истребителей будут продолжать использоваться для оперативных испытаний и отработки тактики, некоторые из них, вероятно, будут доступны для боевых действий.
С добавлением 15 дополнительных истребителей к арсеналу ВВС РФ в 2024 году количество истребителей-невидимок, доступных для оперативного развертывания, будет быстро увеличиваться.
ВВС Украины начнут ощущать последствия развертывания Су-57 в ближайшие месяцы.
Работая в скрытом режиме, Су-57 будет отключать свой радар и другие радиочастотные излучатели, чтобы избежать пассивного обнаружения противником, и одновременно использовать скрытность формирования, чтобы избежать обнаружения радаром.
У Су-57 есть хорошие характеристики малозаметности в передней части - почти так же хороша, как малозаметность в передней части F-22 Raptor. В результате Су-57 сможет действовать ближе к линии боя, не обнаруживаясь радарами ПВО Украины, по сравнению с истребителями поколения 4+, такими как Су-35С.
Хотя поисковый радар AN/MPQ-65 американской системы ПВО «Пэтриот», размещенный вблизи фронта, может обнаружить Су-34 ВВС РФ, действующий в 100 километров за линией фронта, американский радар не сможет обнаружить Су-57 даже в 25 километрах за линией боя.
Что еще более важно, Су-57 обнаружит радиоизлучение AN/MPQ-65 задолго до того, как AN/MPQ-65 обнаружит отраженное излучение Су-57, даже когда радар США работает при низкой вероятности перехвата.
Как только Су-57 обнаружит излучение радара, координаты радара будут переданы по защищенному каналу передачи данных на противорадиационный ракетный комплекс Х-31П, вооруженный Су-35С или Су-34, действующий далеко за линией фронта.
В результате AN/MPQ-65 будет уничтожен задолго до того, как система «Пэтриот» получит шанс запустить ракету-перехватчик PAC-3 по Су-57.
Даже для ДРЛО дальность обнаружения Су-57 была бы значительно меньше. Кроме того, системам АВАКС НАТО в целях их собственной безопасности приходится действовать далеко за пределами воздушного пространства Украины.
В отличие от F-22 Raptor, который предназначен для проникновения в оспариваемое воздушное пространство и поражения целей высокоточными боеприпасами малой дальности, Су-57 предназначен для подлета к оспариваемому воздушному пространству и нанесения ударов по целям с помощью, в том числе ракет, которые невозможно перехватить из-за их скрытности или гиперзвуковой скорости.
К трудноперехватываемым крылатым ракетам относятся Х-69, малозаметный вариант Х-59Мк-2, с дальностью 290 километров, и гиперзвуковая ракета «Гремлин» (Изделие 70) с заявленной дальностью 1500 километров и и скоростью 6 Махов.
«Гремлин» будет оснащаться прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Изделие 70», разрабатываемым ТМКБ «Союз». Таким образом, ракета будет способна длительное время маневрировать на гиперзвуковой скорости.
К нескрытным крылатым ракетам большой дальности, которые может запускать Су-57 с близкого расстояния, относятся ракета Х-35УЭ с максимальной дальностью 260 километров; сверхзвуковая противорадиационная ракета Х-31ПД для применения против систем ПВО с дальностью полета 250 километров; Ракета Х-58УШКЭ, предназначенная для поражения импульсных радиолокаторов, способна поражать цели в радиусе 245 километров.
Су-57, патрулирующие линию фронта, одним махом сведут на нет все преимущества. Даже работая в скрытом режиме, Су-57 ВВС РФ смогут обнаружить и поразить F-16 НАТО задолго до того, как F-16 будут предупреждены о присутствии Су-57.
F-16 будут иметь ракеты «воздух-воздух» AIM-120 большей дальности, чем истребители советской эпохи, которые сейчас эксплуатируют ВСУ. Но Су-57 будет иметь ракеты «воздух-воздух» еще большей дальности, такие как РВВ-БД.
В 2024 году количество развернутых в эксплуатации Су-57 будет достаточно большим, чтобы не только полностью свести на нет развертывание F-16 ВСУ, но и достичь целей спецоперации.