Первым камикадзе в истории был русским

8 сентября 2022
407 0 0

Первое, что приходит на ум при упоминании о камикадзе – это японский летчик на своем самолете «Зеро», летящий навстречу американскому военному кораблю. Но на самом деле первым камикадзе в истории был русский летчик, воевавший в Первую мировую войну.

Первым камикадзе в истории был русским

Обломки самолета "Альбатрос", сбитого Петром Нестеровым

Классический воздушный таран – пилот направляет свой самолет на вражеский самолет, наземные цели или вражеские корабли. При таране воздушной цели опытный летчик мог воспользоваться своим парашютом, чтобы спастись. Однако таран наземной цели или корабля оставлял летчику мало шансов на выживание, если он не успел покинуть свой самолет до столкновения.

Капитан Петр Нестеров впервые применил воздушный таран в сентябре 1914 года. На высоте около 600 метров он направил свой моноплан в австрийский самолет-разведчик «Albatros D.II». В результате столкновения оба самолета получили критические повреждения, а их экипажи погибли.

У Нестерова были очень радикальные представления о том, как управлять самолетом. В то время как каждый чиновник думал о военном самолете как о разведывательной машине, которая может улететь от опасности, Нестеров увидел новый путь военной стратегии. 27 августа 1913 года Нестеров первым в истории пилотом выполнил петлю, маневр, который удивил его командиров и показал, что самолеты способны на гораздо большее, чем они думали вначале.

Однако две недели спустя француз по имени Адольф Пегу проделал тот же трюк, и русские поняли, что не зафиксировали маневр Нестерова. Таким образом, официально первую петлю в истории совершил Пегу, получивший за этот подвиг славу и деньги. Однако в современной акробатике маневр Пегу известен как «петля Нестерова».

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Нестеров был капитаном и командовал эскадрильей самолетов. Он одним из первых летчиков начал бомбовую атаку, заключавшуюся в бросании гранат из кабины. Его имя стало настолько известным, что австрийская армия предложила награду тому, кто сможет его сбить. В те первые годы военной авиации на самолетах не было никакого оружия, и пилоты просто стреляли из пушек или бросали гранаты.

8 сентября 1914 года Нестеров заметил вражеский самолет, который выслеживал русские позиции. Недолго думая, он бросил свой самолет в хвост вражескому самолету, совершив первый «воздушный таран». Оба самолета разбились. Благодаря Нестерову противник не знал положения русских окопов. Он пожертвовал своей жизнью, используя свой собственный самолет в качестве оружия.

Нестеров был похоронен в Киеве, и царь Николай II посмертно наградил его орденом Святого Георгия. 

Во время Великой Отечественной войны было много случаев, когда подбитые советские самолеты врезались либо в немецкие самолеты, либо в наземные объекты. Советские летчики за годы войны совершили более 600 таранов. Благодаря их применению удалось уничтожить большое количество вражеских солдат и вражеской техники.

В зависимости от конструктивных особенностей конкретного самолета и наличия у летчика времени могли применяться различные приемы тарана. Летчики использовали отдельные элементы своего самолета (шасси, крылья, фюзеляж) для нанесения повреждений самолетам противника. В некоторых случаях пилоты могли нанести два или более удара одновременно.

Несмотря на свою эффективность, таран был излишне рискованным. Это могло привести к неоправданным потерям техники, не говоря уже о жизнях подготовленных летчиков, поэтому в целом такой метод не поощрялся. Тем не менее летчики, выполнявшие такие тараны, часто получали награды и известность.

Одним из видов тарана является «огненный таран», когда разбитый и горящий самолет сталкивается с наземной или морской целью. Этот маневр становился актуальным тогда, когда стало ясно, что самолету грозит неминуемая гибель. У пилота часто был выбор: бежать и попасть в плен, или ценой своей жизни уничтожить врага. Многие выбирали второй вариант.

В результате огневого тарана погибло более 450 летчиков, эта цифра превышала количество таранов из-за того, что в некоторых самолетах находилось по 2-4 человека. 

Первым летчиком, совершившим таран на горящем самолете, был старший лейтенант Петр Чиркин. 22 июня 1941 года во время воздушного боя на Западной Украине направил свой истребитель «И-153» в центр немецкой танковой колонны.

Редко летчики выживали после тарана. Выжило только 6 пилотов. Одним из таких летчиков был лейтенант Колдыбин. Он врезался своим самолетом в немецкий самолет, форсировавший Днепр. В результате столкновения произошел взрыв, выбросивший Колдыбина из самолета.

Единственный известный случай тарана, совершенного женщиной, произошел в сентябре 1941 года. Летчик Екатерина Зеленко на бомбардировщике СУ-2 сначала уничтожила один немецкий истребитель, а затем протаранила второй. В результате «Messerschmitt Bf.109» был уничтожен, а Зеленко погибла.

В сердцах и умах советских, а затем и российских летчиков навсегда сохранятся имена и подвиги героев-авиаторов, которые не щадили своих жизней в борьбе с врагом. В настоящее время, продолжая славные традиции своих предшественников, российские летчики, участвующие в специальной военной операции, проявляют мужество, несмотря на сложнейшие условия выполнения задач.

Поделиться
Комментарии0
25 сентября 2022За рубежом

На Востоке не все спокойно: покачнется ли мир в Центральной Азии?

Пока спецоперация на Украине идет в самом разгаре, а в России объявлена частичная мобилизация в Центральной Азии «кипят» свои распри....

Открытая конфронтация между Россией и Североатлантическим альянсом никому не нужна, заявил венгерский премьер-министр Петер Сиярто.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

11 сентября 2022Украина

Контрнаступление ВСУ: бездумные атаки и большие потери

Последние несколько дней обстановка в зоне проведения СВО значительно обострилась – украинские подразделения предприняли отчаянную попытку контрнаступления....

В штаб-квартире Североатлантического альянса паника – совершенно секретная информация о производстве вооружения и военной техники утекла в свободный доступ на просторах сети Интернет.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.