«Первым делом самолеты…»

8 марта 2020
1 251 0 0

Из 90 женщин, которые были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны, 31 летчица.

«Первым делом самолеты…»

В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова

Женщины воевали на истребителях, фронтовых и дальних бомбардировщиках, штурмовиках, самолетах-разведчиках, самолетах связи. Летали в качестве командиров и членов экипажей, в полках исключительно «мужских» и полностью женских.

Наиболее известным и прославленным женским авиационным полком в годы Великой Отечественной войны стал 46 гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк. В его составе воевали 23 девушки, ставшие Героями Советского Союза. Кроме того, еще двум летчицам было присвоено звание Героя России уже в наши дни, а одна удостоилась звания Героя Казахстана. В СССР о том, как воевали и жили девушки-летчицы из этого полка, был снят художественный фильм «В небе «ночные ведьмы».

Гораздо менее известным является тот факт, что наряду с ночным бомбардировочным полком были сформированы еще два женских полка.

До войны наиболее известными женщинами-летчицами были члены экипажа самолета АНТ-37 «Родина», поставившие в 1938 году рекорд дальности беспосадочного полета, – В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова. Они стали первыми женщинами – Героями Советского Союза.

П.Д.Осипенко погибла в авиакатастрофе в 1939 году. В.С.Гризодубова в годы войны командовала «мужским» полком дальних бомбардировщиков, летала на Ли-2. М.М.Раскова стала инициатором создания женских авиаполков. В 1941 году она добилась издания соответствующего приказа Народного комиссара обороны.

В 30-е годы очень много девушек занималось в аэроклубах и авиашколах. В начале войны, некоторые из них уже служили в различных авиаполках. Поэтому, инициатива М.М.Расковой нашла широкий отклик. В г. Энгельс, где началось формирование полков, направлялись и летчицы с фронта и молодежь из аэроклубов.

Наиболее опытные пилоты попали, в основном, в 586 истребительный авиаполк. Впоследствии он вошел в состав авиации ПВО страны. Девушки-истребители воевали на «Яках» под Сталинградом, прикрывали наши войска на Курской Дуге, в районе Корсунь-Шевченкова, на южных участках советско-германского фронта. Среди летчиц полка, самая результативная женщина-ас Второй мировой войны Л.В.Литвяк, сбившая 12 самолетов противника лично и 4 в группе. Она погибла в воздушном бою летом 1943 года. Правда, в тот период она воевала уже в составе обычного истребительного полка.

Вторым женским полком, сформированным М.М.Расковой, стал 587 бомбардировочный полк. Изначально он был оснащен бомбардировщиками Су-2. На таком самолете совершила в сентябре 1941 года единственный в мире «женский» воздушный таран старший лейтенант Е.И.Зеленко – заместитель командира эскадрильи бомбардировочного полка, опытнейшая летчица, участница советско-финской войны, награжденная к тому времени орденом Красного Знамени. Сбив два вражеских истребителя, один из них тараном, Е.И.Зеленко погибла в том бою. Звание Героя Советского Союза ей было присвоено только в 1990 году.

Летом 1942 года принимается решение о перевооружении 587 бап на Пе-2 – пикирующий бомбардировщик – наиболее массовый советский бомбардировщик Великой Отечественной войны. По отзывам пилотов, по своим летным качествам это был отличный самолет, но далеко непростой в управлении и требующий приложения гораздо больших физических усилий по сравнению с истребителем или У-2, на котором воевали «ночники». Кроме того, сам способ бомбометания с пикирования предопределял повышенные нагрузки на членов экипажа, так как скорость самолета при таком режиме полета значительно увеличивалась. В общем женщинам на Пе-2 воевать было непросто.

Девушкам пришлось переучиваться. На фронт полк попал только в декабре 1942 года и сразу – под Сталинград. Полком командовала сама М.М.Раскова. При перелете на фронтовой аэродром произошла трагедия – в условиях плохой видимости она погибла в авиакатастрофе. В мае 1943 года за успешное выполнение заданий командования полку было присвоено почетное наименование: «имени Героя Советского Союза Марины Расковой».

Женский полк воевал умело и грамотно. В годы Великой Отечественной войны издавался Информационный сборник ВВС Красной Армии, в котором на основе конкретных случаев анализировался опыт выполнения боевых задач как положительный, так и отрицательный. В № 11 за 1943 год описан один из боевых эпизодов 587 бап.

2 июня 1943 г. девятка Пе-2 во главе с капитаном Е.Д,Тимофеевой, выполняла задание по бомбардировке артиллерийско-минометных позиций и живой силы противника на Кубани. На подходе к цели, ввиду густой облачности бомбардировщики вынуждены были снизиться до высоты 900 метров. В этот момент шестерка наших истребителей их потеряла, и бомбардировщики остались без прикрытия. В районе цели бомбардировщики оказались в зоне сплошного зенитного огня (более 70 одновременных снарядных разрывов в воздухе).

Три наших самолета были подбиты, в том числе, самолет командира звена М.И.Долиной. Несмотря на это все Пе-2 сохранили свои места в боевом строю. В момент бомбометания бомбардировщиков атаковала восьмёрка немецких истребителей. Летчицы не растерялись и не нарушили боевого порядка. Враг был встречен дружным огнем стрелков-радистов. После успешного бомбометания (результаты подтверждены фотоснимками) к отражению атак присоединились штурманы экипажей. Наши самолеты шли плотным строем и вели организованный огонь, что предопределило успех.

По одному истребителю сбили экипажи М.Долиной (штурман Г.Джунковская) и А.Скобликовой, еще один враг был сбит совместным огнем экипажей Е.Тимофеевой, К.Фомичевой и М.Кирилловой, четвертый – огнем экипажей Н.Федутенко (штурман А.Зубкова) и В.Матюхиной. Экипажи О.Шолоховой и А.Язовской успешно отразили несколько атак истребителей.

В конце боя были подожжены оба мотора самолета М.Долиной и она покинула строй, сохранив выдержку и самообладание, на объятом пламенем самолете перелетела через линию фронта и села на ближайшем нашем аэродроме. Все члены экипажа остались живы.

В Сборнике констатировалось, что такой исключительный результат в воздушном бою был достигнут благодаря тому, что девятка Пе-2 обладала хорошей слётанностью и имела отлично организованное наблюдение за воздухом, что обеспечило своевременное обнаружение истребителей противника. Успеху содействовала также заранее организованная и не нарушаемая в течение всего боя система огня, основанная на сохранении всеми экипажами сомкнутого боевого порядка, несмотря на повреждения части самолетов и сильный зенитный огонь.

Впоследствии пятеро участниц того памятного боя стали Героями Советского Союза. Это командиры экипажей М.И.Долина, Н.Н.Федутенко, К.Я.Фомичева, а также штурманы Г.И.Джунковская (летала вначале с М.Долиной, позднее с К.Фомичевой) и А.Л.Зубкова. Но это случилось гораздо позднее – в 1945 году, а уже в сентябре того же 1943 года полк стал гвардейским и был переименован в 125 гвардейский полк.

Следующий раз полк отличился в ходе проведения Белорусской наступательной операции: за успешные действия по переправам противника через р. Березина у города Борисова он получил почетное наименование «Борисовского», позднее был награжден орденами Кутузова и Суворова.

Заметим, что одна из четырех женщин, ставших полными кавалерами ордена Славы – Н.А.Журкина, также воевала на Пе-2, была стрелком-радистом экипажа в 99 гвардейском разведывательном авиаполку. Она совершила 87 боевых вылетов и участвовала в 30 воздушных боях.

Что же касается полка ночных бомбардировщиков, третьего из тех, которые формировала М.М.Раскова и наиболее известного, то первоначально он назывался 588 ночным легко-бомбардировочным авиаполком. Девушки воевали на самолетах У-2 (с 1944 г. – По-2). Гвардейским полк стал в феврале 1943 года, менее чем через год после своего прибытия на фронт в мае 1942 года. После жесточайших боев на Кубани, на Таманском полуострове и под Новороссийском в октябре 1943 года полк стал именоваться «Таманским». Именно в боях на «Малой земле» весной 1943 года первой была удостоена звания Героя Советского Союза 25-летняя заместитель командира эскадрильи Е.И.Носаль, к сожалению, посмертно. Она стала первой женщиной-летчицей, Героем Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Вообще же летчицы этого полка обладают уникальным достижением: многие из них совершили по 800 – 900 боевых вылетов! Такого показателя нет ни у одного мужчины-летчика.

Вот такими они были, советские женщины-летчицы, вставшие на защиту Отечества и наравне с мужчинами (ничуть не хуже!) воевавшие с ненавистным врагом. Мы должны гордиться ими и помнить о них всегда, а не только в годовщину Победы.

Вечная им слава!


Поделиться
Комментарии0

В Воронеже в День памяти и скорби военнослужащие бригады управления общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) совместно с курсантами Военного учебного центра при Воронежском государственном университете возложили цветы в память о погибших в Великой Отечественной войне.

467 0 0
28 марта 2024За рубежом

Несмотря на максимальное количество военных баз, Япония недовольна присутствием США на фоне растущих угроз со стороны Китая

Когда премьер-министр Японии Фумио Кисида встретится с президентом США Джо Байденом 10 апреля в Белом доме, одной из важных тем, которые они обсудят, будет необходимость реструктуризации американского военного командования в Японии перед лицом растущих угроз, исходящих из Китая....

На полигонах было проведено испытание пушки танка Т-14 «Армата». Для испытания использовался танковый снаряд 3УБК21 «Спринтер». В отчетах указывается, что орудию 2А82 в паре со снарядом удалось поразить гипотетическую воздушную цель, расположенную на расстоянии 8 км. Согласно предыдущим российским данным, максимальная достигнутая дальность стрельбы танка составляла примерно 7-7,5 км.

Недавно экипажи корвета «Совершенный» и малых противолодочных кораблей «Метель» и «Кореец» Тихоокеанского флота провели заслуживающие внимания морские учения. Дислоцированные в Японском море, эти команды приняли решение обнаружить, засечь и уничтожить подводную лодку условного противника.

28 февраля 2024Техника

Истребитель-невидимка Су-57, вооруженный ракетой Х-69, ускользает от западной разведки

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов....

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано.

Благодаря постоянному пополнению коллекции основных боевых танков Т-80 модернизированными Т-80БВМ Российская Армия продолжает совершенствовать свое военное вооружение. За эти поставки отвечает завод транспортного машиностроения «Омсктрансмаш».