Первые воздушные тараны Великой Отечественной войны

22 июля 2020
2 012 0 0

Воздушный таран – это смертельно опасный прием воздушного боя, к которому летчик прибегает только в случае крайней необходимости.

Первые воздушные тараны Великой Отечественной войны

Советская авиация во время воздушного налетаDPA/TASS

Поступок летчика, таранившего врага, как правило, оценивается по самому высшему разряду. Именно поэтому первыми Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны стали, совершившие тараны летчики П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков.

Все трое служили  в 158 истребительном авиаполку (иап), воевали на подступах к Ленинграду. Высокое звание им было присвоено 8 июля 1941 г. Петр Харитонов, сбивший 28 июня немецкий бомбардировщик, длительное время официально считался первым советским летчиком, совершившим таран в боях с фашистами. В этот же день таранил вражеский самолет и Степан Здоровцев, а Михаил Жуков отличился на следующий день.

Судьбы героев сложились по-разному. Через некоторое время П.С.Харитонов был тяжело ранен и продолжил воевать до Победы только в 1944 году. С.И.Здоровцев пропал без вести во время боевого задания 9 июля, на другой день после присвоения ему звания Героя. М.П.Жуков погиб в бою 12 января 1943 г., прикрывая наши войска при прорыве блокады Ленинграда. 

Наверняка, решение пойти на таран было для каждого из тройки Героев не спонтанным. До войны русские и советские летчики применяли этот прием неоднократно. Общеизвестно, что первым летчиком, таранившим вражеский самолет, был выдающийся русский летчик, один из основателей воздушного пилотажа штабс-капитан П.Н.Нестеров.

8 сентября 1914 г. он сбил австрийский самолет-разведчик, но и сам погиб. 18 марта 1915 г. наиболее результативный русский летчик I Мировой войны ротмистр А.А.Казаков (17 лично сбитых самолетов и 15 в группе) тараном сбил вражеский самолет и благополучно приземлился. Впоследствии он воевал за белогвардейцев и погиб в авиакатастрофе в августе 1919 года в районе Архангельска.

До Великой Отечественной войны советские авиаторы не рассматривали таран в качестве приема воздушного боя. Но известно, что однажды во время полетов, когда отказало бортовое вооружение, В.П.Чкалов рубанул винтом своего самолета воздушный шар-мишень.  

В ночь с 24 на 25 октября 1937 г. советский летчик-доброволец Е.Н.Степанов на истребителе И-15 с неубираемым шасси ударом колесами по хвостовому оперению сбил итальянский бомбардировщик. Это был первый ночной таран, повторенный в ночь на 7 августа 1941 г. в московском небе В.В.Талалихиным.

Кроме Е.Н.Степанова в небе Испании воздушные тараны применили Н.П.Жердев, С.А.Луковников и С.Л.Максименков. Все они остались живы. Впоследствии Е.Н.Степанов и Н.П.Жердев были удостоены звания Героя Советского Союза. Н.П.Жердев, С.А.Луковников и С.Л.Максименков погибли во время Великой Отечественной войны, а Е.Н.Степанов был представителем СССР в Международной авиационной федерации. Именно он подписал акт о первом в мире полете в космос Ю.А.Гагарина.

Летчики А.А.Губенко и В.Е.Шарай успешно совершили тараны в 1938 году, воюя в Китае. А.А.Губенко стал Героем Советского Союза и погиб в авиакатастрофе в 1939 году, а В.Е.Шарай прошел всю Великую Отечественную войну.

Истребители В.Ф.Скобарихин, В.П.Кустов и В.Г.Рахов таранили японские самолеты в боях у р. Халхин-Гол, в Монголии в 1939 году. В.П.Кустов погиб во время тарана, а двое других летчиков благополучно приземлились на своем аэродроме. Впоследствии В.Ф.Скобарихину и В.Г.Рахову было присвоено звание Героя Советского Союза. В.Ф.Скобарихин войну закончил заместителем командира авиадивизии, а В.Г.Рахов был смертельно ранен во время одного из вылетов в Монголии.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны был наработан определенный опыт использования в бою таранов. Но стали ли тараны, совершенные тройкой летчиков 158 иап первыми в начавшейся войне?

В 50-е годы известный советский писатель С.С.Смирнов, рассказавший о героях обороны Брестской крепости, из бесед с участниками тех событий, узнал о таране, который совершил в небе над Брестом неизвестный советский летчик в первый день войны. Защитники крепости говорили, что этот подвиг вдохновил их и придал уверенности для дальнейшей борьбы.

С.С.Смирнов заинтересовался рассказом и выяснил, что 22 июня сразу несколько советских летчиков совершили тараны.

В Ровенской области в 4.25 возвращаясь из первого боевого вылета, заместитель командира эскадрильи 46 иап ст. лейтенант И.И.Иванов обнаружил в районе своего аэродрома бомбардировщик He-111 («хейнкель»). Все боеприпасы были уже израсходованы ранее, и летчик решает таранить врага. К сожалению, при этом он и сам погибает.

Учитывая, что свидетелями подвига стали многие сослуживцы Героя, его подвиг был отмечен. 2 августа 1941 г. И.И.Иванову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Примерно в это же время в районе г. Замбров (Белостокский выступ, присоединен к СССР в 1939 г., в 1944 г. возвращен Польше) командир звена 124 иап мл. лейтенант Д.В.Кокарев на Миг-3 также таранил фашистский бомбардировщик, после чего ему удалось посадить самолет. За этот подвиг летчика награждают орденом Красного Знамени. Погиб герой в октябре 1941 г., защищая Ленинград.

С.С.Смирнов нашел сведения еще о двух летчиках, совершивших таран 22 июня, – о командире звена 12 иап мл. лейтенанте Л.Г.Бутелине и командире звена 123 иап лейтенанте П.С.Рябцеве. Л.Г.Бутелин таранил Ju-88 («юнкерс») в Ивано-Франковской области и погиб. Он посмертно награжден орденом Красного Знамени. П.С.Рябцев таранил истребитель Ме-109 («мессер») над Брестом. Он, как раз, и был тем летчиком, чей подвиг видели защитники крепости. Ошибались они только в одном: летчик не погиб, ему удалось спастись на парашюте. Погиб герой позднее, 31 июля 1941 г. в бою над аэродромом Едрово в Новгородской области. В 1965 году его посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

К настоящему времени установлено еще несколько летчиков, достоверно совершивших тараны 22 июня 1941 г.

Это: штурман авиаэскадрильи 33 иап лейтенант С.М.Гудимов (в Брестской области сбил два «хейнкеля», второй – тараном, погиб, посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени);

заместитель командира авиаэскадрильи по политчасти 127 иап ст. политрук А.С.Данилов (в районе Гродно совершил несколько вылетов, сбил «юнкерс» и тараном «мессер», посадил самолет, считался погибшим, награжден 8 июля 1941 г. орденом Ленина (посмертно), войну закончил командиром авиаполка);

командир звена 127 иап лейтенант Н.П.Ерошин (в районе Гродно на взлете в лобовой атаке таранил «мессер», погиб);   

заместитель командира авиаэскадрильи 127 иап ст. лейтенант П.А.Кузьмин (в районе Гродно, выполняя шестой боевой вылет за день, таранил «мессер», погиб);

парторг 62 иап лейтенант И.И.Ковтун (во Львовской области таранил «юнкерс», погиб);

 командир звена 10 иап лейтенант В.С.Лобода (в районе Шауляя, во втором вылете сбил «мессер», затем еще один таранил, погиб);

командир звена 126 иап мл. лейтенант Е.М.Панфилов (в районе Белостока, таранил «мессер», приземлился на парашюте, награжден орденом Ленина, погиб в августе 1942 г.);

командир авиаэскадрильи 16 скоростного бомбардировочного авиаполка (сбап) капитан А.С.Протасов (в районе Гродно во время налета фашистских самолетов сумел взлететь и, врезавшись во вражеский строй, таранил Ме-110).

В различных источниках можно встретить информацию о том, что в своем последнем вылете капитан Протасов был не один, а вместе с экипажем, и при этом называют фамилии штурмана и бортового стрелка. Однако, в донесении о потерях 16 сбап иных летчиков и членов экипажей, погибших в июне 1941 г., кроме капитана Протасова, не значится.

И в этой связи нельзя не сказать о том, что в числе совершивших таран, называют еще ряд пилотов. Среди них, еще один летчик 16 сбап командир звена ст. лейтенант В.И.Сиволобов; заместитель командира авиаэскадрильи 86 сбап лейтенант Т.С.Малиенко и члены его экипажа С.И.Катин, Н.Д.Петров; летчик 127 иап лейтенант А.И.Пачин;  командир звена 124 иап лейтенант Д.В.Рокиров; командир звена 67 иап ст. лейтенант А.И.Мокляк. Однако документально эти сведения не подтверждаются.

Правда, в отношении А.И.Мокляка в одном из донесений о потерях записано, что он погиб при совершении тарана. Вместе с тем, в других документах сказано, что он был сбит во время воздушного боя. Разве то, что летчик «просто» погиб в бою, а не во время тарана умаляет его подвиг? Тем более, что А.И.Мокляк до гибели во втором вылете в своем первом вылете сумел сбить румынский бомбардировщик.

С.С.Смирнов, со слов очевидцев, описывает еще один таран, совершенный 22 июня летчиком на легком самолете У-2, которому удалось таранить «мессер»! После этого наш самолет упал и полностью сгорел. Имя летчика осталось неизвестным. Поэтому, вполне может быть, что таранов 22 июня 1941 г. было гораздо больше, чем задокументировано.

Вечная слава героям и награжденным, и не награжденным, и тем, чьи имена известны, и тем, кто навсегда остался неизвестным. Давайте помнить о них всегда!

Поделиться
Комментарии0

В Воронеже в День памяти и скорби военнослужащие бригады управления общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) совместно с курсантами Военного учебного центра при Воронежском государственном университете возложили цветы в память о погибших в Великой Отечественной войне.

465 0 0
18 марта 2024За рубежом

«Лазейка» в законе указывает на потенциальное приобретение Су-57 в Азии

Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций [CAATSA], ратифицированный президентом Дональдом Трампом в 2017 году, создал препятствия для различных стран, стремящихся приобрести либо Су-35, либо Су-57, как сообщают многочисленные источники по всей Азии. Индонезия - одна из таких стран, которая пытается решить эту головоломку....

Предупреждение президента Франции Эммануэля Макрона России о том, что «победа» в конфликте на Украине и «ограничения» помощи Украине были бы сродни «выбору поражения», похоже, сосредоточено вокруг производства большего количества самоходных орудий CAESAR для Киева.

Детальное совместное с Россией производство вооружений в Индии развивается уверенными темпами, как заявил Денис Алипов, посол Российской Федерации в Индии. Это заявление было сделано в ответ на сообщения, предполагающие переориентацию оборонных закупок Индии с России. «Эти утверждения искажают реальность», - подтвердил Алипов.

19 февраля 2024Украина

Высокоточные ракеты Су-57 впервые вступают в конфликт

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано....

Благодаря постоянному пополнению коллекции основных боевых танков Т-80 модернизированными Т-80БВМ Российская Армия продолжает совершенствовать свое военное вооружение. За эти поставки отвечает завод транспортного машиностроения «Омсктрансмаш».

Министерство обороны Великобритании заявило, что российские войска, вероятно, использовали систему береговой обороны наземного базирования К-300 для развертывания гиперзвуковой ракеты «Циркон» 7 февраля.