Подводники Балтики: победа, всем смертям назло!

3 апреля 2020
1 144 0 0

Основные события Великой Отечественной войны разворачивались на сухопутных фронтах. Но и моряки внесли свой вклад в победу над врагом. Достойную страницу в боевой летописи советского ВМФ занимают действия экипажей подводных лодок (ПЛ), которые находясь в тяжелейших условиях, до конца выполняли свой воинский долг.

Подводники Балтики: победа, всем смертям назло!

Балтийский флот. Советские подводники. Фотохроника ТАССTASS:Archive

Подвиг балтийцев-подводников, даже на фоне героических действий их товарищей на Севере и на Черном море,  занимает особое место.

На 22 июня 1941 г. в боевом составе ВМФ СССР находилось 211 ПЛ различных классов. В том числе: 34 больших (водоизмещение более 900 т, типа К, П, Д  и минные заградители Л); 94 средних (водоизмещение от 500 до 850 т, типа Щ, С и несколько иностранных образцов); 83 малых (водоизмещение до 400 т, типа М и А). Наибольшее количество ПЛ базировалось на Тихоокеанском флоте (ТОФ) – 85; на Краснознаменном Балтийском флоте (КБФ) базировалось 66 ПЛ; на Черноморском флоте (ЧФ) – 44 ПЛ и на Северном флоте (СФ) – 16 ПЛ.

Неудачное для СССР начало войны привело к тому, что уже к сентябрю 1941 г. все основные базы ПЛ КБФ, располагавшиеся в Прибалтике, были захвачены врагом. Погибло 17 ПЛ, а оставшиеся перешли в Кронштадт. До конца года погибли еще 10 ПЛ.

Большинство погибших ПЛ не вернулись с боевого задания, скорее всего, подорвавшись на минах, которые немцы начали ставить в Балтийском море и Финском заливе с утра 22 июня. Экипажи ремонтировавшихся в Лиепае (Либаве) – базе КБФ, всего в 80 км от границы, М-71, М-80, «Ронис», «Спидола», а также возвратившейся с боевого задания 24 июня поврежденной М-83, взорвут свои лодки и погибнут в боях за город.  Экипажи ремонтировавшихся там же С-1 и С-3 взорвут С-1 и на С-3, которая могла идти только в надводном положении, постараются прорваться ночью 24 июня из осажденного города, но будут встречены немецкими торпедными катерами. Лодка погибнет в бою вместе с обеими экипажами и рабочими ремонтного завода, которые тоже пытались на ней спастись. Немногие выловленные из воды раненые моряки из плена не вернутся.

Первый боевой успех к балтийцам-подводникам придет 19 июля, когда С-11 (командир А.М.Середа) потопит немецкий транспорт. Во время возвращения на базу 2 августа, уже после встречи с нашими кораблями, будучи в надводном положении ПЛ подорвется на мине и сразу же затонет. Находившиеся на мостике командир лодки, командир дивизиона, сопровождавший его, и механик получат тяжелые ранения, будут подобраны катером и вскоре умрут. На этом спасательные работы прекратятся.

Между тем в двух отсеках лодки выживут 10 моряков, четверо – в 7 (торпедном) и шестеро – в 6. В полузатопленных отсеках, в темноте, они начнут борьбу за выживание. К сожалению, люк между отсеками заклинит, перейти в 7 не получится и постепенно 6 отсек полностью заполнится водой…

Один из моряков 7 отсека обезумеет и умрет, а оставшиеся трое: Н.А.Никишин, А.В.Мазнин и В.В.Зиновьев, после 6-часовой борьбы за жизнь, сумеют освободить торпедный аппарат от торпеды, и выбраться с 11 метровой глубины наверх. При этом, Н.А.Никишин, имея рост 190 см и богатырское сложение, протиснется в 530 мм торпедную трубу, проползет 7 метров и выберется первым. Он проплывет в течение 7,5 часов больше 10 км, доберется до о. Даго, который занимали наши войска, и сообщит о товарищах. После выхода из госпиталя моряки снова будут сражаться с врагом – А.В.Мазнин и В.В.Зиновьев на кораблях, а Н.А.Никишин – снова на ПЛ, и доживут до Дня Победы.        

Всего в 1941 г. ПЛ КБФ потопили 7 судов и одну лодку противника. Еще 7 судов и два корабля подорвались на минах, выставленных нашими ПЛ.

В 1942 году условия боевых действия для ПЛ еще больше усложнятся. Финский залив будет еще гуще нашпигован минами и перегорожен противолодочными сетями. Даже выход ПЛ из залива станет подвигом.  

И все-таки ПЛ прорывались в Балтику и топили врага. Так, Щ-317 (командир М.Х.Мохов) в одном походе потопила 5 транспортов, а Щ-320 (командир И.М.Вишневский) – 3. Обе лодки не вернулись на базу.

Минный заградитель Л-3 (командир П.Д.Грищенко) в течение трех месяцев совершил два похода, в ходе которых потопил несколько транспортов противника и осуществил постановку 40 мин, на которых подорвались еще 4 судна. Только в ходе первого похода, в августе-сентябре, экипаж ПЛ прошел более полутора тысяч миль под водой, 78 раз пересек линии минных заграждений, пережил и устранил последствия 5 подрывов, на ПЛ было сброшено более 200 глубинных бомб.

В походе Л-3 принимал участие известный в предвоенные годы писатель-маринист и военный корреспондент А.И.Зонин. От нервного перенапряжения сразу же после прибытия в Кронштадт он заболел и несколько месяцев лечился в госпитале. Вместе с ним в госпиталь попал и радист Л-3, который так и не вылечился, и умер через 6 лет. Как воспоминал П.Д.Грищенко, он сам сразу же после похода проспал более двух суток, и только потом пришел в себя.  

По сведениям командования КБФ в 1942 году подводниками уничтожено 48 судов и кораблей противника. Цена – 12 погибших ПЛ.  

В 1943 году враг окончательно перекрыл Финский залив. ПЛ Щ-408 (командир П.С.Кузьмин) прорывалась в Балтику в конце мая. В надводном положении ее обнаружил, обстрелял и повредил немецкий самолет. После погружения, на воде осталось масляное пятно, по которому местонахождение лодки определили подошедшие вражеские корабли и катера. Они атаковали ПЛ бомбами. Лодка всплыла и приняла бой. Моряки отбивались артиллерийским (два 45-мм орудия) и стрелковым оружием (пулеметы, автоматы, винтовки). Через некоторое время ПЛ вновь погрузилась и больше не всплывала.

Несколько лет назад Щ-408 была обнаружена на дне и обследована. На мостике лежал автомат, все люки оказались задраены, спастись не пытался никто…

В отличие от хваленых немецких подводников, которые в случае безнадежных ситуаций сдавались в плен (так, в марте 1941 г. сдались в плен самый результативный командир-подводник Второй мировой войны Отто Кречмер и члены его команды), наши моряки предпочитали плену смерть.

Всего при попытке  прорыва в Балтику погибло 4 ПЛ. Еще одна – на переходе из Ленинграда в Кронштадт. После этого командование КБФ прорывы прекратило.

Путь в открытое море станет возможным только осенью 1944 года после выхода Финляндии из войны. За три месяца наши ПЛ потопят 33 вражеских судна. Потерь с нашей стороны не будет. Единственная погибшая  ПЛ – М-96, не вернется из минной разведки в Нарвском заливе в сентябре.  

В 1945 году боевой счет балтийцев-подводников увеличится на 26 судов, включая знаменитый «Вильгельм Густлов», пораженный С-13 (командир А.И.Маринеско) 30 января в «Атаке века». Бывший лайнер водоизмещением более 25 тыс. т., превращенный в базу подготовки подводников, пойдет на дно вместе с 5 – 8 тыс. пассажиров, в числе которых были и около тысячи курсантов-подводников. В атаку С-13 пойдет со стороны берега, что будет неожиданным для кораблей охранения, а уходить от преследования начнет в сторону затонувшего судна, что также было неожиданно для преследователей. В том походе А.И.Маринеско потопит еще одно судно, водоизмещением более 14,5 тыс. т. С учетом ранее одержанных побед он станет самым результативным (по потопленному тоннажу) советским подводником.

В январе 1945 г. из своего восьмого похода (в том числе два было совершено еще в советско-финскую войну) не вернулась С-4 – последняя ПЛ КБФ, погибшая в Великую Отечественную войну.

46 погибших ПЛ (в том числе 38 в ходе выполнения боевых задач) – вот скорбный счет КБФ за войну. 9 мая 1945 г. на Балтике встречали 25 ПЛ (с учетом ПЛ, включенных в состав флота в ходе войны).  

КБФ в годы войны понес самые многочисленные потери ПЛ. Но не менее тяжелые потери были и на других флотах. На ЧФ погибли 29 ПЛ (в том числе 25 в боевых походах); на СФ – 23 (все в бою); на ТОФ – 8 (в боевых условиях – 5).

Список советских подводников, погибших в Великой Отечественной войне, насчитывает 3636 фамилий. И он может быть пополнен. До сих пор достоверно не установлены фамилии всех членов экипажей погибших лодок.  

Весьма непростым остается вопрос о количестве судов и кораблей, потопленных нашими ПЛ в годы войны. Далеко не всегда командиры лодок имели возможность со 100 процентной гарантией утверждать о достигнутых победах. Поэтому и штабы флотов засчитывали только те, которые подтверждались несколькими источниками.

Количество потопленных вражеских судов и кораблей, приведенные выше, опираются только на официальные данные. Вместе с тем, сейчас появилась возможность сверить эти сведения с информацией зарубежных архивов (и прежде всего немецких). Современные исследователи отмечают, что нередко наши данные и сведения из архивов не совпадают. Однако, по нашему мнению, полностью доверять иностранным источникам тоже не стоит. Кроме того, многие подводные атаки наших ПЛ еще не изучены.

В любом случае, память о советских моряках-подводниках, представителях одной из наиболее редких, опасных и героических воинских профессий, среди которых в годы Великой Отечественной войны погиб почти каждый второй, – священна!  


Поделиться
Комментарии0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

116 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

208 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.