Секреты «Дороги жизни»

27 января 2019
1 474 0 0

Министерство обороны РФ к дню снятия блокады Ленинграда опубликовало уникальные архивные документы

Секреты «Дороги жизни»

Чиженок Александр /ИТАР-ТАСС


27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. Несмотря на ежедневные бомбардировки и обстрелы, почти полное отсутствие еды и элементарных бытовых условий несколько миллионов ленинградцев стойко держали оборону города. К 75-ой годовщине дня снятия блокады Минобороны России опубликовало ранее засекреченные документы о героической обороне северной столицы. В частности, из архивов можно узнать о переброске на Ладожское озеро подводных лодок и прокладке по его дну нефтепровода, а также об эвакуации людей из города по «Дороге жизни».

«Дорога Жизни» стала для осажденного Ленинграда единственной транспортной артерией, которая больше двух лет помогала выжить жителям северной столицы. Через Ладожское озеро в сторону Ленинграда шло продовольствие, топливо, вооружение и промышленные грузы. Назад, на «большую землю», конвои возвращались с больными, раненными, женщинами и детьми.
Пока стояли морозы и озеро было скованно льдом по «Дороге жизни» ехали караваны грузовиков «полуторок» и телег, запряженных лошадьми. Когда лед таял, по озеру начинали курсировать катера и баржи. Бесперебойная работа этой уникальной магистрали была возможна благодаря согласованным и четким совместным действиям различных военных и гражданских организаций, массовому героизму воинов и рабочих.

С весны до осени перевозки шли по воде на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец. Зимой караваны грузовиков ехали из порта Кобона до деревень Коккорево и Ваганово. Согласно постановлению военного совета Ленинградского фронта в день по Ладоге должно было вывозиться до 5 тысяч человек, которых надо было обеспечить едой и теплыми вещами.  

По данным Минобороны, общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период ее действия, составило более 1 млн 615 тысяч тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн 376 тысяч человек.
Но это была только видимая часть работы транспортной артерии. Как стало известно из рассекреченных документов, по дну озера был проложен 35-километровый трубопровод для перегона топлива и нефтепродуктов. Задача о прокладке подводной коммуникации была поставлена Государственным комитетом обороны (ГКО) 25 апреля 1942 года. Военные строители, несмотря на налеты фашистской авиации и артобстрелы, на баржах и катерах протягивали по дну 4-х дюймовую трубу, по которой в осажденный город должно было поступить топливо. Благодаря этой героической работе, первый перегон по трубопроводу начался уже 18 июня 1942 года.

Документы, с которых был снят гриф «Секретно», раскрывают информацию о том, что в 1943 году командование Краснознаменного Балтийского Флота провело уникальную операцию по переброске на Ладогу малых подводных лодок «М-77» и «М-79». Перевозка замаскированной техники проводилась по железной дороге на специальных платформах со станции «Дача Долгорукова». Во время транспортировки из-за негабаритных размеров подлодок, приходилось отключать высоковольтные линии, пересекавшие железнодорожный путь, соблюдать определенный скоростной режим.

В июле 1943 года «М-77» и «М-79» вошли в состав Ладожской флотилии. Они вели разведку, следили за побережьем и островами, где находился противник. Кроме того, подлодки помогали в операциях, которые планировало командование Ленинградского фронта и Балтийского Флота.
В секретных донесениях сообщается об успешном проведении двух боевых операций по высадке и эвакуации разведчиков в районе южнее Кексгольма и Видлицы, заброске нескольких диверсионных групп в тыл врага. Всего экипажи субмарин за шесть месяцев провели двенадцать боевых выходов. Так, в сентябре 1943 года командир «М-79» старший лейтенант Клюшкин получил приказ о проведении с 29 сентября по 2 октября разведывательной операции в районе Сортанлахти-Кексгольм. Несмотря на неисправности, которые получила лодка на задании, экипажу удалось выполнить приказ.

9 октября 1943 года командиру подводной лодки «М-79» была поставлена задача обеспечить  высадку десанта на побережье противника. Для этого нужно было провести разведку сил и средств фашистов в Мусталахти, обеспечить точность подхода отряда, который высаживался с катеров. После отхода наших бойцов, в течение двух дней, лодка должна была вести наблюдение за действиями противника в заданном районе. Этот приказ был выполнен.

Конечно, не все задачи, которые командование возлагало на экипажи подводных кораблей были исполнены. Эффективность действий подлодок снижала сильная изношенность, слабость аккумуляторных батарей, которые каждый день необходимо было заряжать в надводном положении. Однако, несмотря на эти минусы, командование высоко оценило действия экипажей подводных кораблей. Фашисты так и не поняли, что под носом у них действуют советские подлодки. Судя по донесениям командиров, противник не минировал акваторию, не занимался установкой противолодочной защиты на подходах к своим базам.

31 августа 1944 года приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом подводные лодки «М-77» и «М-79» были исключены из состава Ладожской флотилии.
Еще один документ, который опубликовало Министерство обороны - приказ №1, подписанный 27 января 1944 года командующим войсками Ленинградского фронта генералом армии Леонидом Александровичем Говоровым. В тексте приказа значится, что войска фронта штурмом овладели важнейшими узлами сопротивления и опорными пунктами противника под Ленинградом: городами Красное село, Ропша, Урицк, Пушкин, Павловск, Мга, Ульяновск, Гатчина и другими, отбросили врага от Ленинграда по всему фронту на 65-100 километров. В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января 1944 года в 20 часов город салютовал 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.

Поделиться
Комментарии0

В День воинской славы России - полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, участники молодежного движения «Юнармия» совместно с молодежным ресурсным центром на Сахалине, приняли участие во всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб».

597 0 0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

113 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

205 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.