Россия стала незаменимой на Ближнем Востоке

12 ноября 2019
772 0 0

Москва далеко не новичок в регионе. Однако по сравнению с предыдущей «серией» произошло одно существенное изменение – сейчас все слабее присутствие на Ближнем Востоке американцев. Это, конечно, облегчает России возвращение в регион и укрепление там позиций.

Россия стала незаменимой на Ближнем Востоке

Михаил Метцель/ТАСС

Россия явно на подъеме на Ближнем Востоке. Российские ВКС спасли Башара Асада от неминуемого поражения. Турция и Израиль вынуждены мириться с присутствием российских войск на своих границах. Саудовская Аравия недавно встречала российского президента Владимира Путина, как самого дорого гостя. Даже президент США Дональд Трамп поблагодарил Москву за помощь в операции по устранению лидера запрещенного в России «Исламского государства» Абу-Бакра аль-Багдади. Россия вездесуща и победоносна на большом пространстве от Северной Африки до Персидского залива.

Россия на Ближнем Востоке не новичок. Она уже играла очень важную роль в регионе во второй половине прошлого века, но по известным причинам была вынуждена уйти на пару десятилетий в конце восьмидесятых. Так что необычным является не возвращение России, а ее отсутствие на Ближнем Востоке. Причем, оно (возвращение) происходит в обстановке ухода из региона Соединенных Штатов.

Россия несколько столетий воевала с Турцией, Англией и Францией за выход в Средиземное море. Санкт-Петербург хотел защищать христиан, проживавших в Турецкой империи, и мечтал о плацдарме на Святой земле. Большую часть послевоенного периода СССР был главным игроком на Ближнем Востоке. Москва поддерживала Организацию освобождения Палестины в борьбе против сионизма. Египет и Сирия воевали с Израилем советским оружием и при помощи советских советников, а также время от времени и советских военных летчиков. Советскими инженерами и на советские деньги была построена Асуанская плотина. Но в конце 80-х годов прошлого столетия в Советском Союзе наступили трудные времена, и Москве пришлось быстро покинуть регион. Следующие два десятилетия Россия лишь эпизодически и очень тихо напоминала о своем существовании. США же за эти годы привыкли действовать на Ближнем Востоке как единственная супердержава, диктовать свою волю арабским народам и наказывать тех, кто был не согласен с их позицией.

Такая ситуация сохранялась до осени 2015 года, когда Россия отправила свои военные самолеты в Сирию. Никто не сомневался, что международная коалиция во главе с США вместе с союзными силами сирийской оппозиции быстро разгромит правительственные силы и свергнет Асада. Однако смелый и неожиданный ход Владимира Путина и неожиданная для подавляющего большинства мощь российской армии спутала Вашингтону и его союзникам все карты. Стало очевидно, что Ближний Восток без России не норма, а скорее аномалия.

С точки зрения Кремля возвращение на Ближний Восток было своевременным и дальновидным шагом. Дамаск оставался единственным союзником России в регионе. Однако режим Асада находился в безвыходном состоянии и был фактически разгромлен поддерживаемой Вашингтоном оппозицией. Спасение Асада было для Кремля и необходимостью для возврата плацдарма на Ближнем Востоке, и одновременно возможностью больно ударить США.

Россия также решала в Сирии проблемы своей внутренней безопасности. В САР на стороне радикалов воевали сотни, а может, и тысячи российских граждан. Близость России к Ближнему Востоку и прозрачные российские границы сделали участие в войне в Сирии тем более необходимым. Как заявил президент Путин, лучше разобраться с террористами в Сирии, чем ждать, когда они придут в Россию.

Уход России с мировой арены в девяностые годы прошлого века был таким полным, что сейчас ее возвращение в регион само по себе затмевает все иные вопросы. Осенью 2015 года, когда в Сирии появились российские военные самолеты и российские войска, Вашингтон уже ясно дал всем понять, что не намерен напрямую вмешиваться в гражданскую войну. Это означало минимальный риск военного столкновения между Россией и США. Оставшаяся теоретическая возможность такого столкновения была окончательно сведена на нет сотрудничеством между американскими и российскими военными.

Кампания США против запрещенного в России «Исламского государства» дала Москве удобный предлог для вмешательства в сирийский конфликт и лишила Вашингтон предлогов для обвинений Кремля в агрессии.

Значение победы в Сирии возрастает от того, что достигнута она относительно малой кровью и средствами. С другой стороны, она принесла России множество плюсов и достижений, позволила показать мощь российской армии, которую немало политиков на Западе уже окончательно списали со счетов, а также помогла испытать новые образцы оружия и военной техники. Причем, испытать в деле, да еще и в очень сложных климатических и иных условиях.

Еще одно немаловажное последствие участия России в гражданской войны в Сирии заключается в том, что она в отличие от США показала себя надежным союзником, который до конца защищает «своих».

Важным отличием от предыдущей «серии», в которой участвовал еще СССР, состоит в том, что Москва не без успеха пытается дружить со всеми акторами. Это позволяет ей занимать выгодную позицию миротворца и посредника, к услугам которого волей-неволей вынуждены прибегать остальные участники конфликта в Сирии: Иран, Израиль, Саудовская Аравия, Турция, монархии Персидского залива.

Конечно, в таком взрывоопасном регионе, пронизанном многолетними противоречиями и враждой, одного умения разговаривать со всеми сторонами конфликта недостаточно. Новые друзья требуют от России услуг за свою дружбу. Израиль, например, хочет, чтобы она сдерживала Иран и Хезболлу в Сирии. Тегеран же и Хезболла, в свою очередь, сконцентрированы на войне с еврейским государством. Саудиты тоже хотят, чтобы Россия стала на их сторону в их борьбе с Ираном. Однако Москва вложила в налаживание хороших отношений с Тегераном слишком много сил и времени, чтобы жертвовать ими в угоду хорошим отношениям с Тель-Авивом и Эр-Риядом.

Со своей стороны, Россия тоже не бескорыстна, считает журнал Foreign Affairs (FA). Выиграв войну в Сирии, она сейчас хочет выиграть и… мир. «Вишенкой» на кремлевском торте могло бы стать политическое урегулирование конфликта в Сирии, проведенное под диктовку Москвы. Это бы позволило России окончательно выйти из сирийского конфликта международной силой, не уступающей Соединенным Штатам и даже превосходящей их, потому что она добилась успеха там, где они потерпели неудачу. Участие России и его результаты и последствия принесут ей утраченный после распада Советского Союза статус супердержавы. Добившись мира в Сирии, Москва сможет надавить на Европу и богатые арабские монархии и заставить их финансировать восстановление разрушенной страны. При этом наиболее выгодные контракты, конечно же, должны достаться российским компаниям.

Однако выиграть мир не менее трудно, чем выиграть войну. Для установления прочного мира Россия должна сдерживать Иран с Хезболлой и успокоить Тель-Авив и Анкару относительно их безопасности. Сейчас никто, включая Европу, не торопится оплачивать гигантский счет на восстановление разрушенной Сирии. Решить эту задачу без того, чтобы не обидеть кое-кого из своих новых и старых друзей, будет для России, считает FA, крайне сложно, если вообще возможно.

Россия вернулась сейчас в огромный и взрывоопасный регион, который сам пытается привыкнуть к новой и неизвестной реальности – отсутствию Соединенных Штатов. Мало кто на Ближнем Востоке считает, что Россия заполнит возникшую после ухода США пустоту. Да это ей, если она трезво смотрит на ситуацию, и не очень нужно.

Военные победы России в Сирии и очень теплый прием Путина в Эр-Рияде не могут скрыть, по мнению FA, слабости российской экономики, которая, мягко говоря, не соответствует геополитическим задачам, которые ставит Кремль.

FA считает, что возвращение России на Ближний Восток в целом не угрожает интересам Соединенных Штатов, которые сейчас лихорадочно переосмысливают свою роль в регионе. Мало того, можно без особого труда найти сферы, где интересы Москвы и Вашингтона близки и даже порой совпадают. Причем, довольно успешный опыт сотрудничества между США и Россией имеется. Достаточно вспомнить ядерную сделку по Ирану в 2015 году.

Поделиться
Комментарии0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.