Вопрос это очень актуальный, поскольку с каждым днем множится число примеров, когда нашей военной технике приходится конкурировать с техникой нашего главного «партнера» и конкурента – Соединенных Штатов.
Нынешний конфликт, как и прогнозировало подавляющее большинство специалистов и аналитиков, не перерос в полномасштабную войну, в которой всегда существует риск перехода в войну ядерную. Он примечателен тем, что, с одной стороны, было все, как положено в ходе настоящего военного конфликта, а с другой, дело ограничилось лишь одним воздушным боем, который специалисты ввиду явного дефицита другого материала разбирают на малейшие детали и подробности.
ВВС Индии также, как и все другие роды войск, существенно превосходят авиацию соседа в боевой мощи и количестве, но уступает ей в отношении новизны. Проще говоря, у Исламабада более современные боевые самолеты, хотя их и значительно меньше, чем у Дели. Конечно, у Индии есть и более современные истребители, чем находящиеся много лет на вооружении ВС Индии МиГ-21 времен еще Советского Союза. Тем не менее, Дели бросил в бой в небе над Кашмиром, кстати, первый за почти полвека, против вполне современных американских F-16, которые находятся на вооружении ВВС Пакистана, именно МиГ-21-е, а, не скажем, более современные французские Rafalе.
Защищая и объясняя решение отправить на бой с F-16 устаревшие самолеты советского производства, командование ВВС Индии утверждает, что Миг-21, находящиеся на вооружении индийских Вооруженных сил, вовсе не так стары, как их пытаются представить. Сначала, напомним, индийские самолеты пересекли линию контроля, которая уже полвека служит границей между Индией и Пакистаном в Кашмире, и нанесли бомбовый удар по тренировочному лагекрям исламистских боевиков на пакистанской территории в районе города Балакот. 27 февраля, утверждает Дели, пакистанские F-16 и другие боевые самолеты ВВС Пакистана пересекли линию контроля и атаковали индийские войска на земле.
Индийские истребители, включая МиГ-21, были подняты по тревоге. Индийские источники утверждают, что ВВС Индии сбили один пакистанский F-16. Исламабад дает другую информацию. По данным ВВС Пакистана, сбиты два индийских самолета, хотя в Дели признают потерю лишь одного истребителя МигГ-21. В плен попал командир звена ВВС Индии Абхинандан Вартаман. Через два дня пакистанские власти в качестве жеста доброй воли передали его индийцам.
Конечно, индийские МиГ-21 это модернизированная версия первоначального МиГ-21 советской поры. Но несмотря на усовершенствования и изменения невозможно отрицать тот непреложный факт, что самой модели уже более трети века. Считается, что индийцы сбили F-16, модель Block 52D. Это, конечно, тоже не самый современный истребитель, но все же он намного современнее МиГ-21. Исламабад купил эти самолеты у США в 2005 году, когда он еще считался главным союзником Вашингтона в регионе.
«МиГ-21 стоят на вооружении наших ВВС,- ответил журналистам на пресс-конференции в Дели маршал ВВС Индии БС Даноа.- Так, почему мы не должны использовать его в боях?»
Справедливости ради следует сказать, что в 2006 году Индия модернизировала свои МиГ-21 до версии «Бизон» по западным стандартам. Истребитель получил новый мощный двигатель и отличные авионику и систему связи. Было существенно усилено и его вооружение.
Однако главная причина участия МиГ-21 в бою с пакистанскими F-16 состоит в том, что это одна из наиболее многочисленных моделей самолетов в индийских ВВС.
«Мы воюем всеми имеющимися у нас на вооружении силами»,- объяснил маршал Даноа.
В бою в небе над Кашмиром участвовали несколько моделей самолетов как новых, так и старых. В составе индийского подразделения из 8 самолетов, участвовавшего в бою 27 февраля 2019 года, были четыре Су-30, два модернизированных Mirage 2000 и два МиГ-21 «Бизона». Им противостояли превосходящие силы пакистанских ВВС, среди которых были 8 F-16, 4 Mirage III, 4 JF-17 Thunders, сообщает журнал The Aviationist.
Конечно, Индия уже много лет пытается заменить свой огромный флот старых советско-российских боевых самолетов. В 2018 г. на вооружении ВВС Индии состояли 244 МиГ-21 производства еще шестидесятых годов прошлого века и 84 МиГ-27, которые ненамного новее.
Как утверждает журнал National Interest, чаще всего аварии происходят именно с МиГ-21. За последние 55 лет на вооружение ВВС Индии поступили 874 МиГ-21. Около 490 из них разбились, в результате погибли около 200 летчиков.
Дели намерен потратить примерно 18 млрд долларов на строительство 115 новых истребителей, которые должны заменить старые МиГ. Они будут летать вместе с европейскими Jaguars, французскими Mirage 2000 и Rafale, российскими МиГ-29 и Су-30 и индийскими Teja, которые, увы, пока не оправдывают надежд индийских летчиков.
Сейчас в Дели выбирают, чем заменить МиГ-21. В негласном тендере участвуют модернизированные F-16, которые в Lockheed Martin называют F-21; F/A-18E/F (Boeing), Rafale, европейские Typhoon, шведские Gripen E и российские МиГ-35 и Су-35. Новые самолеты индийские компании будут собирать по лицензии.
Москва, естественно, хочет продать Дели усовершенствованный Су-30СМ, на котором установлено немало из того, что стоит и на Су-35. Речь идет о подписании контрактов на поставку Индии 47 истребителей МиГ-29 и Су-30. Официальная заявка на срочное приобретение 21 МиГ-29 уже находится в ФСВТС России. Стоимость контракта оценивается в 850 млн долларов.
Сейчас на вооружении ВВС Индии три эскадрильи из примерно 50 МиГ-29. В случае подписания и выполнения контракта число таких эскадрилий увеличится до четырех.
Дели также собирается закупить 18 машинокомплектов для сборки истребителей Су-30МКИ на мощностях HAL. Стоимость этого контракта оценивается в 1,2 млрд долларов. Еще 8 готовых Су-30 индийцы купят в рамках прямого поставочного контракта. Всего в ВВС Индии ок. 250 Су-30.
Казалось бы заменить немногим более сотни устаревших самолетов, обладая средствами, несложно. Однако в случае с Индией, не только самой многонаселенной демократией планеты, но и очень забюрократизированной страной, ситуация иная. Ввиду этого замена старых самолетов на новые может затянуться, и индийским ВВС придется еще годы, если не десятилетия, считает NI, иметь на вооружении причудливую смесь устаревших и новых боевых самолетов.
С другой стороны, в этом нет ничего страшного, потому что МиГ-21, заслужившие за высокую аварийность нелестное прозвище «летающий гроб», при определенных обстоятельствах могут быть крайне опасными самолетами. Далеко не всегда в воздушных боях новые системы (F-16) побеждают старые. Необходимо принимать в рассмотрение ряд факторов. Например, квалификацию летчиков, поддержку с земли и в воздухе и т.д.
Главное в воздушном бою – войти в визуальный контакт с противником, т.е. сблизиться с ним на довольно близкое расстояние. На близком расстоянии же МиГ-21 до сих пор остается очень грозной машиной, способной доставить немало неприятностей самым современным истребителям.