Борьба за чистый воздух, которую ведет Китай, привела к постепенной замене угля газом. Его доля в энергетическом балансе КНР должна увеличиться вдвое и дойти до 12%. Переход на газ сделал Поднебесную одним из главных игроков на газовом рынке. В этом году она обошла Японию и стала первым импортером газа в мире.
Соединенные Штаты сейчас занимают шестое место в списке экспортеров сжиженного газа (LNG), но у них большие планы, возможности и перспективы для совершения резкого рывка. Американцы потребляют немногим более половины добываемого газа, а все остальное могут отправлять на экспорт. Естественно, размеры китайской экономики и темпы ее роста делают Китай одним из главных рынков для LNG. Ситуация идеальная и для США, и для КНР, но 10-процентные тарифы на американский газ, которые Пекин ввел на этой неделе в ответ на трамповские тарифы на китайские товары, все меняют.
Узнав о ставке тарифов, американские газовики немного перевели дух, потому что в августе Пекин угрожал повысить тарифы на 25%. Впрочем, и 10-процентного вполне достаточно, чтобы китайские покупатели начали отказываться от американского сжиженного газа.
«Для китайских покупателей суммарный риск поставок LNG из Америки сейчас становится слишком высоким,- считает Сол Кавонич, глава отдела энергетики в Credit Suisse Group AG.- Даже такие небольшие тарифы в долгосрочной перспективе заставят китайских покупателей сомневаться в надежности поставок LNG из-за океана».
Первые последствия уже имеются. Так, газовоз GasLog Greece, вышедший из газового терминала американской компании Cheniere в Луизиане 15 августа с LNG для Китая, на полпути изменил курс и направился в Южную Корею. Наверное, так же поступил бы и первый из двух американских газовозов, вышедших в Китай в августе - Rioja Knutsen, но он отправился в путь раньше и успел проскочить до введения тарифов. Корабль благополучно прибыл 3 сентября в Тяньцзинь.
Американский LNG дешевле газа других поставщиков, потому что его цена привязана к ценам энергетического хаба Henry Hub, которые в этом году опустились на 1%. Цена же на газ у большинства других поставщиков привязана к нефти, которая прибавила за тот же период 18%. В результате американский газ обладает преимуществом, но тарифы сейчас свели его на нет.
Торговая война с КНР в энергетической сфере сейчас совсем не нужна Америке в первую очередь по финансовым соображениям, из-за инвестиций. Несколько крупных американских компаний сейчас собираются строить терминалы для LNG и инфраструктуру в Мексиканском заливе. Для строительства полутора десятков терминалов потребуется порядка 130 млрд долларов. 2018 год – критический год для поиска инвесторов. Между тем, с финансированием этих проектов сейчас возникнут серьезные трудности, а это может поставить крест на надеждах Вашингтона сделать Америку если не первым, то хотя бы вторым экспортером сжиженного газа на планете.
США надеются превысить в этом году по экспорту LNG 1 трлн футов³ (28,3 млрд м³)LNG. Для сравнения: 1 млрд футов³ газа хватит для отапливания примерно 5 млн американских домов в день.
В прошлом году на Китай пришлись почти 15% американского LNG. В этом году закупки могут снизиться, по данным Thomson Reuters, как минимум в 10 раз. Если в январе-мае в Китай пришли 17 газовозов с американским LNG, то в июне-августе их было в четыре раза меньше – 4. В марте США поставили в КНР 445 тыс. тонн LNG, а в июне, т.е. за три месяца до введения тарифов - 130 тыс. В 2018 году на Китай пришлись, по данным Thomson Reuters, 1,6 млн т или 11% из 14,9 млн т американского LNG, ушедшего на экспорт. Для КНР американский LNG составляет всего лишь 5% от суммарного импорта сжиженного газа, так что переход на других поставщиков должен пройти в целом безболезненно.
Кстати, по мнению Чарли Ридла, директора Центра сжиженного газа, ассоциации, в которую входят такие компании, как Cheniere Energy, Chevron и Exxon Mobil, включение в список облагаемых тарифами товаров американского LNG показывает, насколько далеко зашли противоречия в торговых отношениях между США и Китаем.
Чем дольше продлится торговая война, тем меньше шансов найти финансирование для строительства газовых терминалов. По мнению аналитиков, тарифы больнее всего ударят по таким американским компаниям, как Cheniere Energy, Sempra и Kinder Morgan, которые собираются строить новые терминалы или расширять уже существующие.
Увеличить экспорт сжиженного газа хотят, конечно, не только Соединенные Штаты. Катар, к примеру, намерен увеличить его производство с 77 млн до 100 млн т. Скоро на рынке LNG может появиться еще один крупный игрок – Россия, которая заканчивает строительство многомиллиардного газопровода на северо-востоке страны и ведет переговоры о не менее крупном проекте на северо-западе.
Введение Пекином тарифов на американский LNG, несомненно, хорошая новость для российских, австралийских и катарских газовиков, которые вместе с американскими коллегами борются за огромный китайский рынок. Так, PetroChina Co. уже подписал в сентябре крупнейший в своей истории контракт: Qatargas Operating Co. Будет поставлять ему ежегодно 3,4 млн тонн LNG.
В связи с резким снижением закупок американского сжиженного газа Китаем для Вашингтона резко возрастает важность других газовых рынков и, в первую очередь, конечно, Европы с ее полумиллиардом потребителей. Однако в Старом Свете доминирует российский газовый гигант «Газпром». Газ играет немаловажную роль в ухудшении отношений между США и Россией. В Белом доме с завистью смотрят на богатую Европу, которая могла бы в немалой степени покрыть убытки, связанные с торговой войной с Китаем и потерю китайского рынка.
Правда, для этого необходимо убедить европейцев покупать не дешевый российский газ, а дорогой в связи с высокими транспортными расходами газ из США. Отсюда и то рвение, с которым Дональд Трамп и члены его администрации пытаются заставить Германию отказаться от планов по строительству второй очереди «Северного потока». Несмотря на все усилия Белого дома убедить Берлин изменить решение по «Северному потоку 2» ему не удается. С очень высокой долей вероятности можно говорить, что гигантский проект будет доведен до конца.
Дональд Трамп в последнее время несколько смягчил тон по отношению к «Северному потоку», а высокопоставленные американские чиновники даже намекнули, что к европейским компаниям, участвующим в его строительстве, возможно, не будут применяться санкции, что для европейского бизнеса, учитывая важность американского рынка и американской финансовой системы, крайне важно. Не исключено, что именно за эту уступку Берлин согласился построить совсем не нужный ему газовый терминал и сейчас выбирает место для его строительства.