«Репетиция захвата Северного Косова»: албанский «спецназ» ROSU занял позиции на КПП между Косовом и остальной Сербией

21 сентября 2021
1 706 0 0

Утром 20 сентября «косовский спецназ» ROSU ворвался на территорию севера автономного края, населённого преимущественно сербами, и блокировал два переходных пункта между Косово и Центральной Сербией - «Яринье» и «Брняк».

«Репетиция захвата Северного Косова»: албанский «спецназ» ROSU занял позиции на КПП между Косовом и остальной Сербией

Косовская полиция патрулирует дорогу возле административного перехода Ярине между Косово и Центральной СербиейAP Photo/Bojan Slavkovic/ТАСС

В силовой операции участвовало 350 представителей косовских сил безопасности, вооружённых длинноствольным оружием, а также 20 военных машин, из которых половина была бронированными.

Целью операции было свинчивание на переходном пункте с автомобилей табличек с сербскими номерами и замена их на жестяные панельки с надписью «RKS» (Республика Косово). Новые таблички стоят 5 евро и действительны в течение двух месяцев. Мероприятие было направлено против сербов, которые едут на работу и по другим делам в автономный край из Центральной Сербии и обратно.

Мера, о которой Приштина не предупредила  сербскую сторону, вызвало гнев среди населения сербских общин на севере Косово. В Яринье собрались несколько сотен человек, которые подогнали к КПП 400 машин и устроили бурную акцию протеста с использованием файеров.

Так называемые «власти Косово» заявили о том, что акция проводится по согласованию с международными организациями, прежде всего с Евросоюзом. А также указали, что договор, по котором сербы въезжали в Косово по внутрисербским номерам, был подписан 14 сентября 2016 года на 5 лёт, истёк, поэтому действия Приштины легитимны.

В Сербии, разумеется, эти действия вызвали гневную реакцию. Президент Александр Вучич обратился к ЕС на встрече с его спецпредставителем по диалогу Белград-Приштина и Западным Балканам Мирославом Лайчаком: «Скажите, Брюссельский договор ещё действует или нет?». В том же духе высказался и Директор канцелярии по Косово и Метохии Петар Петкович, добавив: «Не может быть никакого диалога, когда против безоружных людей выходят вооружённые до зубов в сопровождении бронемашин. Кому-то не нравится единый ответ сербского народа и решительность президента Вучича». Сегодня в 10-00 по местному в времени в Белграде собрался Совет национальной безопасности под председательством Вучича.

Роковой договор 

Однако вот уже много лет реакция Белграда на подобные акции Приштины, демонстративно унизительные, не идёт дальше громких слов. Подписав в 2013 году Брюссельский договор с Косово, администрация президента Николича, пришедшая к власти под патриотическими лозунгами, прочно вошла в русло предыдущего либерально-западнического правительства Бориса Тадича. И фактически этим договором отказалась от основных конституционных принципов управления Косовом со стороны Белграда.

Власти крупнейшей страны Центральных Балкан тогда преподносили договор как большой успех, который позволит стране вскоре вступить в ЕС. Однако, как совсем нетрудно догадаться,  довольно быстро стало понятным, что европейские и американские партнёры в очередной раз обманули официальный Белград. Для вступления в ЕС было поставлено официальное условие — признание независимости Косово. А сербские власти это требование возмущает не по самому факту его наглости и бесцеремонности, а потому что против сербский народ.

Именно он и не позволяет Вучичу подписывать никаких договоров о признании Косово как отдельного государства. На такое согласен в Сербии один человек из 100. И против такой решительности не пойдёшь. А если пойдёшь, то на Балканах за подобное можно лишиться не только карьеры, но и жизни. Судьба Зорана Джинджича, выдавшего в Гаагу Слободана Милошевича, тому наглядное подтверждение.

Ещё одно препятствие к вступлению в ЕС — необходимость членства для этого в НАТО. Как показывает опыт всех восточно- и центрально-европейских республик, членство в Североатлантическом альянсе является ригидным условием для последующего вступления в Евросоюз. Если народ членства в НАТО не желает, то референдум в стране об этом просто не проводится, как было, например, в Чехии или Черногории.

Но в Сербии народ этого не просто не хочет, а категорически против. Если вступление в ЕС воспринимается частью населения с лёгким раздражением, нормально или даже положительно (хотя большинство устойчиво и относится к этому отрицательно), то НАТО  воспринимается именно как вражеская структура — после бомбардировок 1999 года, несмотря на все попытки нынешних сербских властей замалчивать преступления альянса. Всё это делает перспективы  сербской евроинтеграции не только отдалёнными, но и практически невыполнимыми.

Белград обманываться рад 

При этом официальный Белград, несмотря на постоянные унижения со стороны Брюсселя и Вашингтона, с маниакальной и мазохистской настойчивостью повторяет, что «для Сербии нет альтернативы европейскому пути». И подкрепляет такие заявления действиями — подписали с НАТО два договора IPAP, по которым военнослужащие и техника Североатлантического альянса могут свободно перемещаться по территории Сербии в уведомительном режиме, ежегодно разрешают проведение в Белграде гей-парадов, несмотря на резко негативное отношение к этому подавляющего большинства населения, год назад заключили дискриминационный Вашингтонский договор с Косовом, единственная положительная сторона которого в том, что он не выполняется реально, регулярно проводят совместные учения с натовцами. А недавно признали нового  Высокого представителя ООН в Боснии и Герцеговине Кристиана Шмидта, несмотря на отказ сделать это руководства Республики Сербской и на то, что Россия и Китай считают его нелегитимным, поскольку он не был назначен Совбезом ООН.

Однако, делая постоянные уступки, официальный Белград в ответ ничего, кроме обещаний, не получает. Для Приштины Брюссельский договор существует только в части обязанностей Сербии, и она рассматривает его исключительно как механизм официального признания своей независимости. Но главное — как инструмент отделения от Сербии де-факто, что успешно реализуется после 2013 года и что по сути было вкраплено в документ его идеологами из Вашингтона и Брюсселя. Косово признают 98 стран из 193 членов ООН, футболисты этой страны выступают в международных турнирах под эгидой ФИФА и УЕФА, другие спортсмены официально участвуют в Олимпиаде.

А свои обещания, заложенные в Брюссельский договор, создать на севере Косово Союз сербских общин со своими исполнительными органами Приштина и её западные партнёры реализовывать и не думают. ССО был одной из немногих причин, по которой Белград мог козырять договором перед сербской общественностью, однако быстро стало понятно, что изгнав сотни тысяч сербов из Косово в 2000-2004 годах, албанские власти абсолютно не имеют намерений создавать нормальные условия для оставшихся.

Помимо прочего, в автономном крае официальной валютой албанцы объявили евро, сербские динары нельзя  даже снять в банкоматах (хотя расплатиться в сербских общинах ими можно везде). С тех пор как албанцы установили контроль над всеми КПП, граждане России могут пересечь границу между Косово и остальной Сербией только по шенгенской визе. В то время как государственная граница между Косовом и Албанией становится всё более номинальной.

Албанская администрация Приштины становится всё агрессивнее и наглее 

При этом агрессивная политика Приштины не встречает осуждения со стороны США и ЕС, которые вчера, например, призвали к диалогу и сдержанности обе стороны, хотя ясно, кто был инициатором провокации. И именно на них, разумеется, рассчитывает косовская администрация в случае вооружённого конфликта, о чём в августе в очередной раз напомнила так называемая «президентка Косово» Вьоса Османи. Понятно, что для защиты своей делянки потешной «армии Косово», созданной в нарушение резолюции 1244 СБ ООН,  недостаточно, и тут все чаяния связаны с американской базой Бондстил близ Урошевца. В Косово регулярно проводятся учения НАТО, последние из которых закончились 2 недели назад.

Но даже этого Приштине недостаточно. В апреле муниципальный совет албанской (южной) части Митровицы — принял постановление о создании базы KSF на стратегически важном холме Церуша, с которого простреливаются четыре близлежащих муниципалитета. То есть албанцы хотят создать свою военную базу в Северном Косово, населённом преимущественно сербами. Западные партнёры эту инициативу прямо не поддержали, но и противиться созданию базу не собираются.

Вчерашняя акция, разумеется, носила не только номинальный, но и символический характер, чем-то напоминала вылазку Хашима Тачи с отрядом головорезов на ГЭС «Газиводе», которую контролирует Белград, в сентябре 2018 года.

Сколько будут терпеть сербы?

В Сербии уже назвали операции по блокированию переходных пунктов «репетицией захвата Северного Косова». Сербы ждут, когда их власть перестанет ограничиваться лишь громкими заявлениями, а перейдёт к действиям. Но Белград, подписав Брюссельский договор, поставил себя в условия, когда по поводу любых действий со стороны косовской администрации, он может лишь обращаться к ЕС с просьбой угомонить албанцев. Что они иногда могут соизволить сделать, а иногда нет. Сейчас для косоваров весьма благоприятный момент, поскольку Приштина согласилась принять на своей территории около 2 тысяч беженцев из Афганистана, причём, как стало известно, с самой мутной репутацией. И может  просить чего-то взамен.

Плюс, предвыборный момент, на что указал поддержавший акцию «оппозиционный политик» из «Альянса за будущее Косово» и бывший «премьер-министр», дважды судимый и столько же раз оправданный Гаагским трибуналом, Рамуш Харадинай, призвав «правительство Косово» не ограничиваться временными мерами, а действовать ещё более жестко.

В то же время речи Вучича и членов сербского правительства о том, что «мы следуем Брюссельскому договору, а албанцы нет» - давно выглядят  просто смешными, поскольку, как уже отмечалось выше, Приштина, Вашингтон и Лондон выполнять его и не собирались, а использовали лишь как инструмент обмана и достижения своих целей. Всё это иногда сдабривается громкими популистскими заявлениями, дальше которых дело не идёт. Нынешняя сербская власть даже не идёт на то, чтобы признать Косово территорией под внешней оккупацией.

А граждане Сербии продолжают недоумевать по поводу нерешительности своего президента. И задают вполне конкретные вопросы, вроде таких: «почему во время визита Меркель в воздух были подняты 6 МиГов для её сопровождения, а  очередное унижение косовских сербов не может подвигнуть власть к чему-то подобному». Вчера сербский интернет полнился слухами о том, что на границу с Косовом выдвинулась бронетехника сербской армии, но пока это напоминает больше самоутешение и активность ангажированных правительственных блогеров, создающих имитацию  деятельности. А общественность прямо требует проведения военно-полицейской операции — хотя бы на севере Косово.

Между тем, уже яснее ясного, что политика многовекторности и тем более ориентации на Запад нынешней сербской власти, как и у всех зарубежных аналогов (например, от Белоруссии или Украины при Януковиче, до предвоенных Ливии и Сирии), потерпела полный провал. Запад умело использует маниакальное влечение  к себе сербской власти в своих целях, ничего не предлагая взамен. Официальному Белграду мешают бороться с этим как субъективные, так и объективные причины. Причём первые (коррумпированность, личный меркантилизм, лизоблюдство) явно доминируют над объективными (географическое положение в центре Европы).

Очевидно, что у сербской власти только один рациональный выход из ситуации — признать, что его «евроинтеграционная» авантюра потерпела фиаско, и повернуться к России и Китаю. В последнее время создаётся впечатление, что территориальная целостность Сербии, заложенная в Резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН  от 10 июня 1999 года, больше нужна Москве и Пекину, чем Белграду. И в том, что Косово не имеет полноценного государственного статуса, признанного ООН, гораздо большая заслуга России, чем сербской власти. При это Москва практически не участвует в международных переговорах по статусу Косово вне рамок Организации Объединённых Наций, и Белград этому совсем не противится. А повышение активности России на Балканах едва ли возможно без острого желания сербских властей.

Вопросов к Вучичу становится всё больше и больше, а в следующем году в Сербии президентские выводы. Ведь в отличие от рейда Тачи со своими бандитами на Газиводе трёхлетней давности, нынешние действия Приштины будут иметь и практические последствия, чреватые очередными неудобствами для сербов. И дежурным популизмом и громкими фразами отделываться вечно не получится. Особенно учитывая то, насколько гордой нацией являются сербы.

Вучич по окончании заседания СНБ заявил, что отклонил предложение «Квинты» («Косовской пятёрки» стран — США, Великобритании, Германии, Франции и Италии) о урегулировании на севере Косова и потребовал немедленного вывода ROSU с занятых территорий. «Я принял решение об этом лично, чтобы показать, что так разговаривать с Сербией нельзя». Тем временем протестующих сербов в Яринье сегодня  становится всё больше и больше. 

 

 

Поделиться
Комментарии0
17 апреля 2025Армия

СВО день за днем: освобождение Преображенки и эшелоны с техникой НАТО

Портал «Военная платформа» «держит руку на пульсе» вокруг событий в зоне проведения спецоперации....

Ровно 80 лет назад войска Красной Армии освободили от немцев столицу Австрии Вену.

10 марта 2025Армия

Зашли в тыл к врагу по газопроводу: подробности уникальной операции российских бойцов в Судже

Российские войска совершили беспрецедентный прорыв в тыл группировки ВСУ в Курской области....

В командовании Североатлантического альянса ищут способы противодействия российским авиабомбам, оснащенным управляемым модулем планирования и коррекции.

Девять стран НАТО с 13 января по 26 февраля проведут учения «Steadfast Dart-25» для проверки способности к оперативному развертыванию сил на восточном фланге «в условиях конфликта».