Стальные с 1851 года

6 августа 2023
1 854 0 0

6 августа отмечается профессиональный праздник Железнодорожных войск.

Стальные с 1851 года

Военнослужащие специального поезда "Волга" железнодорожных войск во время боевой работы в ходе проведения специальной военной операции - Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Железнодорожные войска Вооруженных Сил России участвуют в обеспечении обороны страны. Войска предназначены для выполнения задач железнодорожного сообщения: подготовка, строительство, реконструкция и охрана объектов железных дорог. 

Это старейшие в мире железнодорожные войска, созданные в 1851 году как часть инженерных войск Императорской Российской Армии.

Железнодорожные Войска были впервые созданы 6 августа 1851 года по указу императора Николая I. В соответствии с документом «Положение об управлении Петербурго-Московской железной дорогой» было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондуктора и 1 телеграфная рота. Общая численность достигла 4340 человек.

Задачей первых воинских железнодорожных частей было обеспечение рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, их охрана.

Железная дорога вошла в состав Инженерного корпуса с момента его образования в 1870 году. Сначала в виде поездных бригад, а с 1876 года – железнодорожных батальонов. Железная дорога входила в состав Инженерных войск до 1908 года включительно. Затем они были выделены в отдельную категорию и подлежали военно-служебным сообщениям (ВОСО) Генерального штаба. 

Во время русско-турецкой войны (период 1877-1878 годов) штаб обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии на одноименной железной дороге, построенной на их участке Бендеры-Галац. 

Во время Первой мировой войны личным составом частей и частей было построено около 300 километров ширококолейных и до 4000 километров узкоколейных путей, восстановлено более 4600 километров пути и почти 5000 километров телефонно-телеграфных линий, железнодорожных путей.

С первого дня Великой Отечественной 22 июня 1941 года и до последнего дня Второй мировой 3 сентября 1945 года железнодорожные войска были на переднем крае. Железнодорожники осуществляли перевозки материального обеспечения войск и личного состава Красной армии, строили новые локомотивы и вагоны, эвакуировали целые промышленные предприятия, вывозили культурные ценности и граждан.

Для проведения всех фронтовых операций использовался железнодорожный транспорт. Гражданские специалисты и военнослужащие-железнодорожники самоотверженно трудились на благо тыла и фронта для скорейшего достижения победы.

За годы Великой Отечественной и заключительного периода Второй мировой, было перевезено более 20 миллионов вагонов, или 444 213 поездов. Состав из этих вагонов опоясал бы земной шар по экватору более шести раз. За годы войны свыше 140 работникам железнодорожного транспорта и военнослужащим были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза.

В послевоенное время железнодорожниками были восстановлены и заново отстроены свыше 120 тысяч километров железнодорожных путей, причём в те районы и области, где их не было и до войны.

Во время военной операции в Чечне в декабре 1994 года основная дальняя перевозка тяжеловесных грузов осуществлялась по железной дороге. Железнодорожным войскам предстояло восстановить 260 километров путей, разминировать еще 70 километров, отремонтировать стрелочные переводы и восстановить электроснабжение линий электропередач. 

Поезда приходилось защищать, так как они попадали под минометный, артиллерийский и снайперский обстрел.

30 июля 2008 года было объявлено, что Войска завершили свою миссию в Абхазии и выводятся. 31 мая в Абхазию для ремонта железной дороги был отправлен батальон из примерно 400 человек из Железнодорожных войск. Несмотря на резкие протесты Тбилиси, Железнодорожные войска в течение двух месяцев продолжали работу в Абхазии. Войска отремонтировали 54 километров путей советской постройки с 20 туннелями и мостами к югу от абхазской столицы Сухуми до прибрежного города Очамчира. Железная дорога не использовалась с начала 1990-х годов, когда произошел распад Советского Союза и грузино-абхазская война.

В связи с реорганизацией Вооруженных Сил Российской Федерации после распада СССР,  Главное управление Железнодорожные войска, части, учреждения, воинские и учебные заведения и предприятия Железнодорожных войск, дислоцированные на территории Российской Федерации, переданы в ведение Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 30.09.1992 №1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Главное управление железнодорожных войск Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации преобразовано в Федеральные железнодорожные войска Министерства путей сообщения Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 3 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба железнодорожных войск упразднена, а ее функции переданы Министерству обороны России. Положения указа о Федеральных железнодорожных войсках Российской Федерации вступили в силу после вступления в силу федерального закона (Федеральный закон от 29.06.2004 №58-ФЗ). 5 октября 2004 года войска перешли в подчинение Тыловой службы ВС РФ).

В распоряжении железнодорожных войск имеются сложные высокопроизводительные машины и инструменты, перспективные конструкции и оборудование для восстановления и строительства железнодорожные пути. Комплекс включает в себя:

- путеукладчики и другие путевые машины;

- сваебойное и взрывное оборудование;

- мостовые краны;

- железнодорожные краны;

- пролетовые разборные конструкции и опоры;

- инвентарная складная эстакада;

- наплавные мосты спецтехники.

Солдаты и офицеры железнодорожных войск участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железнодорожном транспорте на Сахалине, на станциях Арзамас и Свердловск-Сортировочный, на Чернобыльской АЭС, во время землетрясения в Армении, ликвидировали последствия наводнения в Дальневосточном федеральном округе и Крымске, паводков в Алтайском крае, тушили пожары в центральной России, Иркутской области и Хакасии, оказывали помощь по сбору нефтепродуктов в Керченском проливе.

За последние годы военными железнодорожниками сдано в постоянную эксплуатацию более 1,5 тыс. километров отремонтированных и построенных железных дорог. В частности, в настоящее время железнодорожные войска реконструируют наиболее сложный участок Байкало-Амурской ж/ д магистрали от разъезда Улак до станции Февральск. Плановые объемы по порученному участку составляют более 7 млн куб. м земляных работ, строительство 111 километров нового железнодорожного пути, укладка 118 комплектов стрелочных переводов, строительство 48 мостов и реконструкция 18 водопропускных труб.

И в наши дни, в ходе проведения специальной военной операции, проявляя решительность и отвагу, личный состав железнодорожных войск с честью выполняет поставленные руководством страны задачи. Железнодорожные войска осуществляют техническое прикрытие основных железнодорожных направлений на маршрутах продвижения войск, решают задачи по разминированию и восстановлению разрушенной железнодорожной инфраструктуры, обеспечивая бесперебойное продвижение воинских эшелонов по железным дорогам.

Поделиться
Комментарии0

Наша страна находится на третьем месте в мире по протяженности железных дорог – около 85,6 тысяч километров, и это только с учетом дорог общего пользования. Масштабная сеть, растянувшаяся по всей стране от Калининграда до Владивостока, обладает особой стратегической важностью.

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».