От бронепоезда до БАМа

7 февраля 2022
3 157 0 0

Наша страна находится на третьем месте в мире по протяженности железных дорог – около 85,6 тысяч километров, и это только с учетом дорог общего пользования. Масштабная сеть, растянувшаяся по всей стране от Калининграда до Владивостока, обладает особой стратегической важностью.

От бронепоезда до БАМа

Ретро-поезд во время учений Западного военного округа. - Фото: Денис Бушковский/ТАСС

Именно для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны еще в 1851 году после окончания строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва в Российской империи были созданы первые в мире батальоны Железнодорожных войск, которые в то время входили в состав Инженерных войск. Их численность составляла около 4 тысяч человек. И хотя это был не самый многочисленный род войск, задачи перед ним стояли крайне важные.

Свой славный путь воины-железнодорожники начали в период Русско-турецкой войны. В 1877-1878 годах они обеспечивали транспортировку личного состава и грузов на построенных иногда ими же участках общей протяженностью почти 400 километров. Решая задачи по развитию дороги на новом среднеазиатском направлении, за 11 лет, с 1880 по 1891 годы, была построена военная железная дорога в Закаспийской области (нынешний Туркменистан) длиной около 1831 километров. 

В 1908 году этот род войск был выделен в самостоятельную категорию и подчинен Службе Военных Сообщений Генерального штаба.

В период Первой мировой войны соединения Железнодорожных войск построили около 300 километров ширококолейного полотна и 4 тысячи километров узкоколейного, восстановили и отремонтировали более 9 тысяч километров инженерных линий и линий связи.

После Октябрьской революции 1917 года Революционный военный совет СССР принял постановление о создании Железнодорожных войск. В Гражданскую войну железнодорожники восстановили и обеспечили работу 22 тысяч километров железных дорог, восстановили более 3 тысяч железнодорожных мостов.

В 1926 году Железнодорожные войска, входящие уже в РККА, начали проводить топографические исследования трассы будущей Байкало-Амурской Магистрали, а в ходе локальных конфликтах в Средней Азии и на Китайско-Восточной железной дороге советские железнодорожники также успешно обеспечивали победу Красной Армии. 

С 1939 по 1940 годы, во время Советско-Финской войны, Железнодорожные войска меньше, чем за два месяца в сложных метеорологических условиях уложили более 130 километров железнодорожного полотна от Петрозаводска до Суоярви.

Сложно переоценить и героический вклад советских воинов-железнодорожников в ход Великой Отечественной войны. В тяжелейших условиях боевых действий и нехватки ресурсов было восстановлено более 80 тысяч километров главных путей, 7 тысяч километров второстепенных путей, около 30 тысяч километров станционных путей, почти 77 тысяч стрелочных переводов, линий связи, путей снабжения.

В послевоенный период Железнодорожные войска занимались восстановлением и дальнейшим развитием сети железных дорог СССР. Было выполнено 37 миллионов кубометров земляных работ, уложено более 6 тысяч километров колеи, восстановлено сотни мостов, депо и 57 вокзалов, один из которых – в Сочи – считается памятником архитектуры.

Железнодорожные войска принимали непосредственное участие во всех этапах строительства Байкало-Амурской Магистрали с 1974 по 1984 годы. Именно они начали укладывать рельсы на первом километре Восточного участка магистрали Тында – Комсомольск-на-Амуре. За 10 лет военные железнодорожники возвели почти полторы тысячи километров главного пути и более 330 километров станционных путей, выполнили более 220 миллионов. кубометров земляных работ, построили 1217 искусственных сооружений, в том числе мостов, провели 527 километров линий связи, построили с нуля около 30 станций и разъездов, а также 174 тысяч квадратных метров жилья, 8 школ, 13 детских садов – всем этим до сих пор пользуются люди, живущие в этом регионе.

В 1989 году Железнодорожные войска наряду с Пограничными войсками КГБ и Внутренними войсками МВД были исключены из состава Вооруженных Сил и переведены под прямую юрисдикцию СССР.

После распада СССР, Указом Президента России Главное управление железнодорожных войск (ГУЖДВ), а также все его составные части, в том числе учебные заведения, были приняты под юрисдикцию Российской Федерации и попали в подчинение Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. А впоследствии ГУЖДВ было и вовсе реорганизовано в Федеральное управление железнодорожных войск (ФУЖДВ) при Министерстве путей сообщения Российской Федерации.

Отдельным органом исполнительной власти управление становится в 1995 году и представляет собой Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации.

С 2004 по 2005 годы Указом Президента России снова начался процесс реорганизации Федеральной службы, а ее задачи были переданы Министерству обороны России. Командование Железнодорожных войск находилось в подчинение Тыловой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2010 году Тыл ВС РФ, в свою очередь, был преобразован в службу Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил, а Командование Железнодорожных войск было преобразовано в Главное управление Начальника железнодорожных войск, каким остается и сейчас.

В период современной истории перед ЖДВ стоят не менее важные задачи, которые они выполняют порой даже за рубежом: восстанавливают пути сообщения в Абхазии, которые были разрушены в ходе конфликта 2008 года, а с 2015 года занимаются строительством двухпутной электрифицированной железной дорог в обход Украины.

Кроме того, Железнодорожные войска принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: лесных пожаров, разливов рек, наводнений, землетрясений и техногенных катастроф.

В связи с возобновлением работ на БАМе, в 2021 году Минобороны России приняло решение о направлении подразделений Железнодорожных войск на строительство объектов восточной части магистрали.

Опыт, накопленный предыдущими поколениями воинов-железнодорожников, успешно используется в повседневной деятельности войск, что делает таких военных специалистов незаменимыми в деле строительства и восстановления железнодорожного полотна – сферы, от которой зависит благосостояние большого числа населения и всей страны в целом.

Поделиться
Комментарии0

Военнослужащие железнодорожного соединения Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированного в Омской области, выдвинулись на Дальний Восток для строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали.

387 0 0

В этот день в России учреждено положение о федеральной службе Железнодорожных войск, положение о Железнодорожных войсках. Соответствующие документы учреждены Указом Президента России 26 декабря 1995 года. В них определяется структура и состав войск в мирное и военное время.


1 458 0 0
5 декабря 2022Вооружение

Отмечается серьезное истощение запасов Javelin и Stinger на фоне поддержки Украины

Генеральный директор «Raytheon Technologies» Грег Хейс сегодня рассказал о значительном истощении запасов противотанковых ракет «Javelin» и зенитных ракет «Stinger» в США, что эквивалентно многолетнему производству, на фоне программы Вашингтона по поддержке военных действий Украины....

Стремление президента США Джо Байдена сделать Южную Каролину первым крупным полем битвы на президентских праймериз от Демократической партии имеет второго крупного бенефициара: вице-президента Камалу Харрис.

США, Европа и страны «Большой семерки» договорились об ограничении цен на экспорт российской нефти в другие страны.

26 ноября 2022Угрозы

Наивность, граничащая с наглостью

Запад считал, что артиллерийская и танковая война в Европе больше никогда не повторится, и сокращал запасы оружия. Это было не правильно....

Рассматривая поставленное Западом оружие для Украины, мы, кажется, останавливались на многих образцах крупной артиллерийской техники. Сейчас же мы постараемся изучить меньшего представителя военной помощи, а именно – гранатомет «Carl Gustav M2», пришедший на Украину из Канады.

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан согласовали соглашение по стандартизации вооружения.