Афганистан рискует превратиться в новый плацдарм для международного терроризма

26 сентября 2019
622 0 0

Боевики запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» усиливают свое присутствие в Афганистане

Афганистан рискует превратиться в новый плацдарм для международного терроризма

Zuma\TASS

Обе радикальные исламистские организации: и «Талибан», и «Исламское государство» (ИГ) признаны террористическими и запрещены на территории России. При этом талибы уже неоднократно приезжали в Москву для участия в конференциях по мирному урегулированию кризиса в Афганистане. Явно изменилось к ним отношение и в Вашингтоне. Несмотря на то, что самую долгую в истории Америки войну американцы начали в 2001 году с целью разгрома «Аль-Каиды», запрещенной в России, и движения «Талибан», которое приютило на своей территории террористов, организовавших теракты 9 сентября 2001 г., Госдеп до самого последнего времени вел с талибами переговоры. За последний год состоялось девять раундов переговоров в Дохе, столице Катара.

Диаметрально противоположное отношение и в Москве, и в Вашингтоне к еще одной террористической организации. «Исламское государство» после разгрома в Ираке и Сирии «расползлось» по соседним странам. Афганистан в планах джихадистов занимает особое место. Благодаря гражданской войне и войне талибов с американцами и спровоцированному этими войнами хаосу и неразберихе ИГ легче закрепиться в Афганистане, чем в других странах, за исключением, может быть разве что Ливии. Не удивительно, что руководство ИГ уже строит планы создания на территории многострадального Афганистана нового халифата и использования его как плацдарма для проведения террористических актов по всему свету, как это было два десятилетия назад в случае с «Аль-Каидой». Правда, для того, чтобы захватить Афганистан, джихадистам необходимо «разобраться» с талибами, которые вполне справедливо считают себя хозяевами в этой стране. Боевики ИГ атакуют талибов с таким же религиозным рвением и фанатизмом, как правительственные войска и полицию. Причем, трудно даже сказать, кого в ИГ считают большим врагом: правительство в Кабуле, признанное мировым сообществом как единственный и законный представитель народа Афганистана, или талибов, находившихся у власти в Кабуле пять лет до свержения в 2001 году вторгнувшимися американцами.

Выступая в Совбезе ООН в среду, глава МИД РФ Сергей Лавров, заявил что Север Афганистана может превратиться в новый плацдарм для террористической группировки ИГ.

"Север Афганистана рискует превратиться в новый плацдарм для международных террористических организаций во главе с ИГИЛ. Это требует соответствующего внешнего содействия Афганистану в преодолении этих угроз и вызовов", - сказал Лавров.

По его словам, ни один план по развитию экономического взаимодействия Центральной Азии с Афганистаном не может быть выполнен без адекватного реагирования на исходящие из этого государства угрозы.

О силе и влиянии «Исламского государства» в Афганистане красноречиво свидетельствует резкая активизация их террористической деятельности в 2019 году. Одним из самых громких и кровавых терактов был взрыв на свадьбе в Кабуле в августе, когда погибло 63 человека. Впечатлило и нападение джихадистов на руководство «Талибана».

Движение «Талибан», конечно, очень неоднородно. Есть в нем и свои «ястребы», которые, мягко говоря, очень недовольны переговорами с США о выводе американских войск из Афганистана в обмен на обещание присоединиться к борьбе с терроризмом в целом и с ИГ в частности. Их не устраивает такая политика руководства движения, и они в больших количествах переходят в ИГ, которое продолжает вести непримиримую борьбу с Западом и, в первую очередь, конечно, с США. Быстрый рост численности «Исламского государства» в Афганистане вызывает всеобщие страхи поразительно быстрого восстановления казалось бы только что разгромленной главной террористической организации планеты.  

«Когда ИГ начало брать ответственность за теракты в Кабуле, они показали всем свою силу, мощь своего оружия и денег,- объясняет сотрудник делийского фонда Observer Research Foundation Кабир Танеджа.- Для организации и проведения атак на территории, которую «Талибан» считает своей священной землей», необходима сильная экосистема».

Главной силой ИГ в Афганистане является аффилированная с ним террористическая организация «Исламское государство Хорасан» (ИГХ), контролирующее большие территории на востоке страны. Растет угроза того, что «Хорасан» создаст спокойное прибежище для террористов ИГ, которые будут планировать и проводить нападения и теракты за рубежом, т.е. воссоздаст ситуацию, существовавшую в Афганистане до терактов 11 сентября 2001 года.

ИГ продолжает усиливаться и после срыва переговоров между талибами и США. Президент Трамп хочет сократить численность американского контингента в Афганистане до президентских выборов в 2020 году. Тем не менее, по ряду причин он отменил тайную встречу с делегациями талибов и руководства Афганистана в Кэмп-Дэвиде.

Прекращение переговоров ставит под сомнение почти достигнутое соглашение, по которому в следующие пять месяцев Афганистан должны были покинуть ок. 5 тыс. американских военнослужащих в обмен на обещание движения «Талибан» фактического участия в контртеррористической деятельности. Сейчас США и талибы занимаются каждый своими делами. Талибы, к примеру, отправились на переговоры в Пекин. Не исключено, что они хотят хотя бы попытаться заменить в переговорном процессе США Китаем. И хотя, как сообщили сами талибы из Дохи, в Пекине обсуждалась ситуация в Афганистане и состояние мирного процесса, показательно, что делегацию талибов возглавлял мулла Барадар, тот самый, который участвовал в переговорах в Дохе со спецпредставителем Госдепа по Афганистану Залмаем Халилзадом.  

«Китайский спецпредставитель сказал, что американо-талибское соглашение является хорошим рамочным планом по мирному решению проблем в Афганистане,- говорится в заявлении движения «Талибан».- Китайская сторона его поддерживает».

Ситуация в Афганистане сейчас сложнее не придумаешь. Она напоминает уравнение со многими неизвестными.

«Обстановка невероятно сложная и волатильная,- объясняет Джонатан Шроден, военный аналитик из исследовательской организации CNA.- Между обеими партиями и Белым домом по-прежнему сохраняется единогласие в том, что единственный способ вывести наши войска из Афганистана и защитить наши интересы в этой стране – это какое-то соглашение, достигнутое за столом переговоров».

На фоне всеафганского хаоса и неразберихи далеко не молча и с кровавым отблеском витает угроза «Исламского государства», которая, к сожалению, усиливается с каждым если не днем, то неделей или месяцем. В США считают потенциально наиболее сильным и опасным подразделением «Хорасан». Эта организация возникла в 2014 году и известна жестокостью и склонностью к насилию, а также, явно по примеру ИГ, страшными пропагандистскими роликами в соцсетях. Специалисты полагают, что численность «Хорасана» составляет от 5 до 14 тысяч человек. По мнению Антонио Гистоцци, автора книги «Талибан на войне», она частично финансируется богатыми донорами из Персидского залива.

«Исламский халифат исчез, но после некоторого периода оцепенения он переродился в Афганистане,- говорит Гистоцци.- Каждый месяц в Афганистан и Пакистан приезжают десятки членов халифата из Ближнего Востока».

Новые боевики приходят и из других джихадистских групп в Афганистане и Пакистане, которые стремятся к безопасности, какой ее видят исламистские радикалы.

«Такие организации, как «Аль-Каида», полагаются на защиту, обеспечиваемую «Талибаном»,- объясняет Антонио Гистоцци,- но они начинают сомневаться в своих защитниках, которые ведут переговоры с США. Сейчас ИГ, похоже, осталось единственным надежным выбором, позволяющим сохранить для них хоть какое-то подобие безопасной гавани».

Талибы изумлены и потрясены таким быстрым усилением «Исламского государства» в Афганистане. Один племенной вождь из пакистанской провинции Белуджистан, граничащей с Афганистаном и Ираном, уверен, что талибы нервничают и боятся.

«Никто не знает и не может предсказать, насколько сильным будет «Талибан» в будущем»,- говорит он.

Джихадисты из ИГ атакуют талибов не только в Афганистане, но и в Пакистане. В одной только провинции Белуджистан и только в июне-августе этого года они как минимум пять раз нападали на талибов. Мало того, по словам одного из чиновников правительства Белуджистана, имеется информация о встречах между представителями ИГ и «Аль-Каиды». Если они объединят силы и выступят против «Талибана» единым фронтом, устоять ему будет трудно.

Поделиться
Комментарии0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.