Возвращение «Спасателя»

20 декабря 2017
1 365 0 0

Россия возрождает разработку и производство боевых экранопланов – машин, сочетающих в себе достоинства воздушного и морского транспорта. Ни одна другая страна мира так и не смогла создать эту технику подобного масштаба

В государственную программу вооружений на 2018–2025 годы включены работы по созданию в интересах российских военных опытного образца сверхтяжелого экраноплана. Разработкой этой машины, сочетающей в себе возможности самолета и корабля, занимается «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (Нижний Новгород). 

Сейчас нижегородские судостроители создают базовую платформу экраноплана под рабочим названием «Спасатель». Масса воздушного судна составит порядка 600 т при длине 93 м и размахе крыла 71 м. Корабль будет предназначаться, в первую очередь, для проведения поисково-спасательных мероприятий на водных акваториях и труднодоступной болотистой местности. В дальнейшем на базе этой машины будет разработана транспортно-десантная версия, которая будет способна на скорости более 500 км\час скрытно доставлять до 500 бойцов с легким стрелковым вооружением на расстояние свыше 2 тыс км.  

Макеты «Спасателя» уже прошли испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ в подмосковном Жуковском, а также в специальном бассейне. Получено положительное заключение экспертов, защищен технический проект, сформирована производственная кооперация. Силовую установку для «Спасателя», например, будет разрабатывать и изготавливать предприятие «Кузнецов» (входит в ОДК), которое специализируется на разработке и производстве газотурбинных двигателей для стратегической авиации РФ. Первый полет нового экраноплана планируется на 2022–2023 годы.  

Столь кратчайшие, по меркам мировой транспортностроительной индустрии, сроки разработки и постановки в серийное производств принципиально новой машины объясняются тем, что только в России есть инженерные технологии и решения создания больших экранопланов.     

Разработка этих удивительных машин, которые за счет «экранного эффекта» могут нести груз, равный своему весу, в нескольких метрах от поверхности моря со скоростью до 500 км в час, одновременно началась в 50-е годы прошлого века в США, Германии (ФРГ) и Советском Союзе. Однако, только нижегородскому ЦКБ на подводных крыльях под руководством гениального советского конструктора Ростислава Алексеева удалось не только разработать, но и начать серийное производство военных экранопланов типа «Орленок» (эта машина за час могла доставить в любую точку Каспийского моря 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка с экипажем) и типа «Лунь», который прозвали «убийцей авианосцев». «Лунь», первый и единственный экземпляр которого был спущен на воду 16 июля 1986 года, был вооружен шестью сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Москит», и мог пройти до цели при волнении на море 5-6 баллов до 2 тыс км. Низкая высота полета – 5-7 метров над уровнем моря, давала ему возможность незамеченным почти вплотную подойти к кораблям противника. Поэтому звено «Луней», вооруженных пятнадцатью-семнадцатью «Москитами», уничтожало корабельную группу противника, включая атомный авианосец, с вероятностью 99%. Поэтому советское военное ведомство в 80-х годах прошлого века рассчитывало вооружиться 120 «Орленками» и десятком «Луней».  

Однако, в постперестроечные годы программа строительства боевых экранопланов в России была полностью свернута, три имеющихся «Орленка» уничтожены, а «Лунь», который американские военные за гигантские размеры и мощь прозвали «Каспийским монстром», был брошен гнить в Каспийске.  

При этом сама идея создать машину, которая бы обладала грузоподъемность корабля, но передвигалась со скоростью самолета и при этом не требовала бы дорогостоящих взлетно-посадочных полос, в мире никуда не делась.  Но американцы, в 90-е годы прошлого века облазившие вдоль и поперек один из «Орленков», так и не сделали ничего подобного. Несколько десятков боевых экранопланов, правда, уже несколько лет стоят на вооружение Ирана (в их конструкции чувствуется рука германского инженера Александра Липпиша, работавшего в то же время, что и Ростислав Алексеев). Но они малого – на нескольких бойцов, водоизмещения. Боевые экранопланы вместимостью 12 бойцов появились у Китая. Но тяжелую машину грузоподъемностью несколько сот тонн после смерти Ростислава Алексеева так никто создать и не смог.  

Подробности того 600-тонного экраноплана, который в интересах российских военных сейчас создает «ЦКБ им Алексеева», немного. Однако, очевидно, что за основу создания рабочей платформы этой машины под названием «Спасатель» взята поисково-спасательная версия «Луня», которая на рубеже 80-х-90-х годов прошлого века была заложена на стапелях судостроительного завода «Волга». При тех же технических характеристиках, что и у ракетоносца (дальность хода до 2 тыс км при скорости до 500 км час) «Спасатель» мог садиться на воду при волнении моря до 7 баллов и забирать с места бедствия более 150 пострадавших (на такой объем коек был рассчитан госпиталь «Спасателя», но реально он мог взять на борт втрое больше людей). То есть это была просто идеальная машина для быстрой и массовой эвакуации с моря терпящих бедствие экипажей судов и кораблей. Но к сожалению, тогда эта идея была остановлена при готовности первого экземпляра новой спасательной машины 95%.  

Новый «Спасатель», который сейчас разрабатывает «ЦКБ им Алексеева», будет отличатся от своего предшественника не только новыми двигателями, авионикой и материалами, но и функциональностью. Перед конструкторами поставлена задача, чтобы сверхтяжелый российский экраноплан мог садиться и взлетать не только с воды, но и с ровной твердой поверхности. В первую очередь – со снежных аэродромов, которые являются основными в Арктической зоне России. И если «ЦКБ им Алексеева» в сотрудничестве с «ОАК» удастся приделать к экраноплану самолетное шасси, это станет гигантским шагом вперед в применении этих машин.    



 



 


Поделиться
Комментарии0
25 июля 2024Угрозы

Англия закупает ракеты Martlet для передачи Украине

Британское Минобороны объявило о решении закупить для нужд армии и Украины ракеты Martlet....

98 0 0

На Покровском направлении, в районе населенного пункта Прогресс, вооруженные формирования Украины попали в котел.

109 0 0

Министр обороны Нидерландов Рубен Брекельманс заявил, что истребители F-16 от Нидерландов будут на Украине «в ближайшее время».

20 июня 2024Армия

Военное строительство и медицина: Андрей Белоусов проверил объекты Восточного военного округа

Министр обороны России Андрей Белоусов прибыл с рабочей поездкой в Восточный военный округ....

Сенатор от Запорожской области Дмитрий Рогозин сообщил об атаке беспилотника на РЛС «Воронеж-ДМ».

2 174 0 0

В конце XX века, когда НАТО предприняло военную агрессию против Югославии, произошли события, оставившие глубокий след в истории Сербии.