Первый в истории ас – кавалер ордена Святого Георгия

25 августа 2022
2 857 0 0

Об одном из основателей отечественной авиационной школы, легенде Первой мировой войны, летчике-асе Вячеславе Ткачеве.

Первый в истории ас – кавалер ордена Святого Георгия

Первая мировая война. В.М. Ткачев перед вылетом

В этом материале мы расскажем вам о непростой судьбе русского авиатора, новатора и отличного педагога, чей жизненный путь, как лакмусовая бумажка, отражает тяжелое бремя войны и внутригосударственных перемен в России начала 20 века – Вячеславе Матвеевиче Ткачеве.

В далеком 1885 году в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины Матвея Ткачева родился сын Вячеслав. Служба отца, обстановка вокруг, рассказы казаков о героических походах предков с детства предопределили желание мальчика стать военным, служить Отечеству. Вячеслав с шести лет хорошо держался в седле, осваивал азы джигитовки и обращения с оружием. Но тяга к военному искусству нисколько не помешала ему к десяти годам самостоятельно освоить грамоту.

Образованность, стремление к освоению военной профессией помогли Вячеславу без труда окончить Нижегородский кадетский корпус, а затем и Константиновское артиллерийское училище в Петербурге в звании хорунжего. После учебы Ткачева определили служить в пятую Кубанскую казачью батарею, где про прошествии времени он становится сотником. Затем командование переводит его в Одесский кадетский корпус на должность офицера-воспитателя.

Живя в черноморском городе Вячеслав Матвеевич интересуется, а затем и с головой увлекается авиацией, ставшей впоследствии делом всей его жизни. Так он решил поступить в авиашколу Одесского аэроклуба, после успешного окончания которой также без труда поступает в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ). После завершения обучения Ткачев становится военным летчиком и всецело отдается развитию отечественной авиации.

За год до Первой мировой войны – в 1913-ом, Вячеслав Матвеевич совершил дерзкий и опасный для тех лет поступок – принял участие в первом в истории мировой авиации перелете длиной в полторы тысячи верст на французском «Ньюпорте». Но не забывал Ткачев и о науке: первым в Российской империи написал учебник, посвященный тактике воздушного боя.

Первую мировую войну Вячеслав Ткачев провел на фронте, понимая, как наши войска нуждаются в поддержке авиации, пусть и новом, но крайне полезном виде вооруженных сил. Понимали это и в Ставке, а потому поручили Ткачеву создать и обучить первую в русской армии воздушную дивизию истребителей из 20 аэропланов. Отличительной особенностью воздушного соединения было то, что Ткачеву и его помощникам удалось наладить связь между самолетами в полете по радиостанции, чего до этого просто не было. А первый боевой вылет дивизии превзошел все ожидания: в ходе налета на немецкие войска были уничтожены три батареи противника. После такого успешного боевого вылета Ткачева назначают инспектором авиации и воздухоплавания Юго-Западного фронта.

Во многом заслуга Ткачева состоит и в снятии воздушной блокады группировки русских войск в небе над Волынью, когда немецкие военно-воздушные силы в составе десяти бомбардировщиков фактически сковали наши войска, терроризируя и обстреливая позиции императорской армии. Тогда истребительная воздушная дивизия под командованием Вячеслава Матвеевича дала настоящий бой немцам, прорвав блокаду, обезопасив передвижения сухопутных войск. Более половины немецких самолетов были уничтожены русскими летчиками, а Вячеслав Ткачев стал летчиком-асом, сбив в одном бою пять самолетов противника.

За свою непродолжительную, но яркую военную карьеру Ткачев стал первым русским летчиком, награжденным орденом Святого Георгия Победоносца IV степени и стал первым в авиации георгиевским кавалером. Он вместе с Петром Николаевичем Нестеровым является одним из основателей русской военной авиации.

А затем в России наступило лихолетье революции и Гражданской войны. Не приняв большевистского правительства, Ткачев воевал в белогвардейском движении и эвакуируясь из Крыма стал жить в Белграде, где обучал военно-воздушному искусству летчиков королевства сербов, хорватов и словенцев. На закате Второй мировой войны, когда советские войска освободили Югославию, он отказался вслед за женой эвакуироваться дальше на Запад и был арестован сотрудниками СМЕРШа 3-го Украинского фронта.

После десяти лет лагерей, Ткачева выпустили, восстановили в советском гражданстве, но без права проживать в крупных городах. На закате жизни георгиевский кавалер трудился в артели инвалидов-переплётчиков, но несмотря на тяжелые бытовые условия не забывал и о деле всей жизни – авиации: написал книги «Крылья России» об истории русской авиации и «Русский сокол» о П.Н. Нестерове, публиковался в журналах в качестве подработки. Несмотря на возможность переезда за рубеж к своей супруге, Вячеслав Матвеевич как большой патриот России отказался уезжать из страны, служению которой отдал большую часть своей жизни несмотря на все тяготы и лишения, выпавшие на его долю.

Поделиться
Комментарии0

25 августа 1914 года 1914, в ходе Первой мировой войны, летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев на самолёте «Ньюпор» вылетел на разведку и на обратном пути попал под оружейный обстрел.

8 декабря 2023Техника и оружие

Российский бомбардировщик следующего поколения получает новую испытательную базу по мере приближения срока ввода в эксплуатацию

Российский государственный производитель вооружений «Ростех» объявил, что в стране завершены работы по созданию специальной базы для испытаний бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации)....

В 1991 году в рамках операции «Бури в пустыне» США и их союзники совершили более 116 000 боевых вылетов и сбросили 88 500 тонн бомб за шесть недель до наземной кампании.

Соединенные Штаты, хотя и были глубоко вовлечены в российско-украинский конфликт, также извлекли из нее важные выводы и уроки. Цель ясна – смягчить предполагаемую «китайскую угрозу». Таким образом, американские военные тщательно планировали и готовились к вероятным действиям. Однако некоторые сообщения в американской прессе и экспертные анализы позволяют предположить, что на горизонте может возникнуть проблема.

25 ноября 2023Техника

ВВС России ожидают новые Су-57 в ближайшие дни

До конца года Объединенная авиационная корпорация (ОАК) намерена выполнить годовой план по поставкам боевых самолетов в Воздушно-космические силы России....

Модернизированная версия беспилотника-камикадзе «Ланцет», оснащенная революционным «шоковым ядром» в качестве наступательного компонента, была испытана в зоне специальной военной операции.

Недавно в публичной сфере появились доказательства того, что редкий высотный самолет М-55 «Геофизика», принадлежащий России, был «расконсервирован», и его полеты возобновились из подмосковного аэропорта Раменское.