Вячеслав Ткачёв — героическая история и жизненная трагедия основателя русской военной авиации

25 августа 2021
1 164 0 0

25 августа 1914 года 1914, в ходе Первой мировой войны, летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев на самолёте «Ньюпор» вылетел на разведку и на обратном пути попал под оружейный обстрел.

Вячеслав Ткачёв — героическая история и жизненная трагедия основателя русской военной авиации

В.М.Ткачев перед очередным боевым вылетом

С пробитым масляным баком летчик сумел дотянуть до расположения своих войск, закрыв пробоину ногой. Приземлившись, он смог передать ценные сведения в штаб по телефону. Затем  с помощью солдат Ткачёв погрузил аэроплан на телегу и вывез его прямо под носом у подходивших австрийских войск.

Судьба В.М. Ткачёва, выдающегося авиатора, педагога, новатора и большого патриота России, со всей многогранностью отразила трагедию русской армии в первой половине XX века и государства российского в целом.

Родился Вячеслав Ткачёв 24 сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Здесь слышал рассказы казаков о доблестных военных походах, мечтал о воинской славе. В 6 лет он уже был хорошим наездником, к 10 годам самостоятельно обучился грамоте. Окончил Нижегородский кадетский корпус, затем Константиновское артиллерийское училище в Петербург и получил звание хорунжего. Дослужился до сотника в 5-й Кубанской казачьей батарее, после чего был назначен офицером-воспитателем в Одесском кадетского корпуса. В черноморском городе он и увлёкся авиацией, которая стала делом всей его жизни. По окончании авиашколы Одесского аэроклуба Ткачёв направляется в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ). Там он и успешно сдаёт экзамены и становится военным лётчиком.

В.М. Ткачёв участвовал в первом перелёте в строю в истории мировой авиации, осуществил рекордный (длиной в 1500 вёрст) перелёт в русской дореволюционной авиации — на «Ньюпоре» в октябре 1913 года, является первым русским автором учебника по тактике воздушного боя, организовал первую в русском воздушном флоте воздушную авиадивизию, стал первым генералом русских военно-воздушных сил.

Всю Первую мировую войну Ткачёв находился на фронте. По распоряжению Ставки Ткачёв обучил первую в России дивизию истребителей — 20 аэропланов, между которыми осуществлялась внутренняя связь по рации. Первый же авианалёт дал ошеломляющий результат — были уничтожены 3 вражеские немецкие батареи. После этого Вячеслав Матвеевич был назначен инспектором авиации и воздухоплавания Юго-Западного фронта.

Летом 1916 года немцы сосредоточили под Ковалем мощную группировку авиабомардировщиков — 10 самолётов терроризировали русские войска. Ткачёву со свой истребительной авиадивизией удалось прорвать немецкую воздушную блокаду и добиться перелома ситуации в свою пользу в небе над Волынью. Сам же Вячеслав Матвеевич стал первым русским лётчкиком-асом, сбившим более пяти неприятельских самолётов.

В.М. Ткачёв первым среди русских лётчиков награжден орденом Святого Георгия Победоносца  IV степени и стал первым в авиации георгиевским кавалером. Он, наряду с Петром Николаевичем Нестеровым, по праву считается одним из основателей русской военной авиации. 9 июня 1917 года Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего, фактически главкомом российских ВВС — по личному распоряжению командующего Юго-Западным фронтом А.А. Брусилова.

Октябрьскую революцию 1917 года Ткачёв не принял, воевал в белогвардейском сопротивлении, затем, после Крымской эвакуации, с 1920 года жил в Белграде, обучая мастерству югославских лётчиков на службе в качестве инспектора авиации Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. В начале Второй мировой войны учил лётчиков эмигрантского Русского корпуса. В 1944 году, когда советская армия подходила к Белграду, отказался эвакуироваться, был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта и получил 10 лет лагерей по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР.

Отсидев весь срок и отмежевавшись от антисоветской деятельности, Ткачёв затем был выпущен без права проживать в крупных городах и восстановлен в гражданстве СССР.  Георгиевский кавалер заканчивал жизнь в Краснодаре, в артели инвалидов-переплётчиков, за нищенскую зарплату в 27 рублей. Тем не менее Вячеслав Матвеевич продолжал работать и по своей специальности, насколько это было возможно. Написал книги «Крылья России» об истории русской авиации и «Русский сокол» о П.Н. Нестерове, публиковался в журналах в качестве подработки. Для этого на сэкономленные деньги ездил в военно-исторический музей в Москве. Там его вспомнили, и в конце жизни он работал по заданиям исторической секции ВВС.

Тем не менее, основатель русской военной авиации имел непреодолимые препятствия в любом серьёзном трудоустройстве из-за богатого белогвардейского и эмигрантского прошлого и умер в бедности в 1965 году, отказавшись уезжать за границу к жене. Рукопись книги «Крылья России» хранится в Государственном архиве Краснодарского края. В 1994 году на доме в Краснодаре, где Ткачёв жил после лагеря, была установлена мемориальная доска, в честь этого события в парадном строю над домом пролетела группа «Русские витязи».

Поделиться
Комментарии0

31 августа 1853 года в потомственной военной семье родился русский и советский военачальник, военный педагог, генерал от кавалерии, генерал-адъютант Алексей Алексеевич Брусилов.

14 апреля 2024Угрозы

«Правдивое обещание» Ирана сбылось. Подробности громкой операции.

Иран атаковал военные объекты Израиля дронами и баллистическими ракетами....

85 0 0

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

69 0 0

Российские военные начали использовать новую тактику штурмов на всем фронте, заставляя украинские силы вводить в бой новые резервы для удержания позиций.

96 0 0
1 марта 2024Армия

МБР РС-28 развернута и готова к применению

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат»....

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано.