Летающая крепость – штурмовик Ил-2

10 марта 2022
2 377 1 0

Идея создания бронированных самолетов появилась еще в Первую мировую войну, когда истребители и бомбардировщики активно использовались для уничтожения позиций противника. Однако развитие систем противовоздушной обороны создало необходимость в новых типах летательных аппаратов. Таким образом появились самолеты специальной конструкции, адаптированные для вылета на прифронтовую полосу – штурмовики.

Летающая крепость – штурмовик Ил-2

Советские штурмовики Ил-2 во время Второй мировой войны - Фото: Марк Редькин/ТАСС

Работы по созданию штурмовой авиации начались в СССР в 1930-х годах. И конструкторское бюро Туполева, и завод имени Менжинского, а также конструкторские коллективы Григоровича, Кочеригина, Немана, Поликарпова и Сухого разрабатывали проекты по созданию бронированного самолета, но технические и летные характеристики моделей, а прежде всего недостаточная мощность двигателей и отсутствие специальных бронелистов стали причинами неудач.

В это же время Сергей Владимирович Ильюшин был занят созданием и запуском в серию своего первого боевого самолета ДБ-3, параллельно с этим ведя личные проектные исследования возможной конструкции будущего штурмовика. Официально он не был задействован в разработке, но в начале 1938 года Сергей Владимирович обратился лично к Правительству с готовым проектом «летающего танка», который превосходил по своей боевой эффективности все предыдущие проекты. Правительство приняло его проекты, началась постройка опытных моделей. 2 октября 1939 года в воздух поднялся БШ-2, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.

Несмотря на то, что БШ-2 представлялся действительно прорывным для того времени самолетом, конструкция которого позволяла выдерживать попадание 7,62-миллиметровой пули, были и недостатки, заключавшиеся в слабом двигателе. Самолет было решено доработать. Ильюшин увеличил мощность бортового вооружения, добавив две 23-миллиметровые пушки ВЯ (Волков-Ярцев), а также сделав самолет одноместным.

В конце 1940 года в СССР появился штурмовой самолет Ил-2, первый серийный одноместный штурмовик. К началу Великой Отечественной войны было выпущено 249 таких машин. Уже 25 июня 1941 года первые Ил-2 начали совершать полеты, нанося удары по немецким колоннам.

Первые боевые вылеты выявили ряд недостатков Ил-2. В первую очередь, отсутствие места стрелка делала машину легкой добычей для истребителей, из-за чего летчики самостоятельно модифицировали кабину. Они прорезали сзади кабины отверстие и устанавливали пулемет ШАКС, что, в свою очередь, делало положение стрелка весьма уязвимым. Такие кустарно сделанные кабины носили название «кабина смерти». 

В сентябре 1942 года в авиационные части стали поступать двухместные штурмовики, однако кабина стрелка не была бронирована. Для усиления эффективности самолет было решено довооружить. Под крыльями были размещены реактивные снаряды РС-82 или РС-132 (как у гвардейского РСЗО «Катюша»), а среди используемых бомб были 100-килограммовая ФАБ-100, и затем – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5-2,5 килограммов. Всего Ил-2 был способен нести от 400 до 600 килограммов бомб и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. Немецкая армия не знала спасения от ударов советских штурмовиков, поэтому была вынуждена увеличить дистанцию в танковых колоннах, чтобы снизить потери своей бронетехники. Особенно шокирующей тактиков для немецко-фашистских захватчиков был налет «все разом», когда более десяти штурмовиков одновременно сбрасывали весь боекомплект, параллельно обстреливая из пулеметов врага, не оставляя ему шансов уцелеть. За высокую огневую мощь и крайнюю стойкость немцы прозвали Ил-2 «летающая смерть». 

За годы Великой Отечественной войны было произведено рекордное количество таких штурмовиков – около 36 тысяч, этот рекорд никто не смог побить и до сих пор. Среди прочих боевых машин и вооружения Ил-2 стал одним из символов Победы. Этот самолет был смертельным оружием в опытных руках. Многие будущие Герои Советского Союза и по-настоящему бесстрашные летчики совершали свои подвиги на этих штурмовиках.

Поделиться
Комментарии0
28 марта 2024За рубежом

Несмотря на максимальное количество военных баз, Япония недовольна присутствием США на фоне растущих угроз со стороны Китая

Когда премьер-министр Японии Фумио Кисида встретится с президентом США Джо Байденом 10 апреля в Белом доме, одной из важных тем, которые они обсудят, будет необходимость реструктуризации американского военного командования в Японии перед лицом растущих угроз, исходящих из Китая....

На полигонах было проведено испытание пушки танка Т-14 «Армата». Для испытания использовался танковый снаряд 3УБК21 «Спринтер». В отчетах указывается, что орудию 2А82 в паре со снарядом удалось поразить гипотетическую воздушную цель, расположенную на расстоянии 8 км. Согласно предыдущим российским данным, максимальная достигнутая дальность стрельбы танка составляла примерно 7-7,5 км.

Недавно экипажи корвета «Совершенный» и малых противолодочных кораблей «Метель» и «Кореец» Тихоокеанского флота провели заслуживающие внимания морские учения. Дислоцированные в Японском море, эти команды приняли решение обнаружить, засечь и уничтожить подводную лодку условного противника.

28 февраля 2024Техника

Истребитель-невидимка Су-57, вооруженный ракетой Х-69, ускользает от западной разведки

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов....

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано.

Благодаря постоянному пополнению коллекции основных боевых танков Т-80 модернизированными Т-80БВМ Российская Армия продолжает совершенствовать свое военное вооружение. За эти поставки отвечает завод транспортного машиностроения «Омсктрансмаш».