Первые задумки по стрельбе из пушек по предметам, находящимся в воздухе, возникла в 1885 году. Тогда на Усть-Ижорском полигоне под Санкт-Петербургом российские артиллеристы практиковали стрельбу по статическим аэростатам. Для отработки стрельбы по движущимся объектам использовались воздушные шары, привязанные к лошадям.
Появление первых боевых самолетов и аэропланов требовало и создания средств борьбы с ними. Батарея была образована на базе Офицерской артиллерийской школы в Царском селе. Первым командиром зенитной группы был назначен гвардии штабс-капитан Василий Васильевич Тарновский. Он был действительно опытным и заслуженным военнослужащим. Закончив Михайловское артиллерийское училище, он начал свою службу в Кавказской гренадерской бригаде, принимал участие в русско-японской войне, за заслуги в боевых действиях и личное мужество был удостоен множества наград и медалей. Логично, что именно такой человек стал пионером ПВО. Тарановский, будучи профессиональным артиллеристом и рационализатором, внес предложение установить артиллерийскую пушку на автомобиль, чтобы повысить мобильность средств ПВО.
В состав первой российской отдельной автомобильной батареи по противодействию воздушному флоту входили четыре трехтонных автомобиля, оборудованные зенитными орудиями, три легковых автомобиля для офицеров и отделения связи, полевая кухня, а также четыре мотоцикла для разведывательной группы. Таким образом, мобильные зенитные группы обеспечивали безопасность войск на марше.
Уже в начале апреля 1915 года батарея убыла на Северо-Западный фронт для участия в боевых действиях Первой мировой войны. Через два месяца она одержала свою первую победу, подбив шрапнельным снарядом, осколки которого при взрыве разлетались на расстояние до 500 метров, немецкий аэроплан под Пултуском в Польше. В общей сложности десятки вражеских самолетов попадали в прицел первых российских зенитчиков. В связи с успешным боевым применением такого вида войск с 1915 года было сформировано девять зенитных автобатарей и около 150 автомобильных зенитных систем было создано в Российской Империи еще до конца Первой мировой войны, однако в историю навсегда вошла именно 1-ая отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту.
Развитие отечественной ПВО шло быстрыми темпами. Создавались средства воздушного заграждения, средства оповещения о воздушном нападении, разрабатывались протоколы маскировочных мероприятий, строились бомбоубежища, в качестве важнейшего средства ПВО стала создаваться истребительная авиация.
Войска ПВО играли ключевую роль и в период Великой Отечественной войны. Наиболее ярким примером высокой полевой выучки советских зенитчиков является оборона Москвы, когда солдаты и офицеры 1-го корпуса противовоздушной обороны и 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО самоотверженно предотвращали нанесение противников массированных воздушных ударов по столице.
На сегодняшний день Россия имеет наиболее эффективную в мире систему фронтовой ПВО, в которую входят: ЗРС С-300ВМ «Антей-2500», имеющая возможность сбивать ракеты малой и средней дальности; ЗРС «Тор», способную прикрыть пехоту и объекты от высокоточного оружия; ЗРС «Оса», защищающая войска от объектов, летящих на малых высотах; ЗРС «Тунгуска», которая ведет прикрытие от вертолетов; ЗРС С-400 «Триумф» - один из самых известных по всему миру комплексов ПВО, который способен перехватить цель на расстоянии более 200 километров и на высоте до 30 км, а также «Панцирь-С1», чьи пушки и управляемые ракеты позволяют обезвредить любую цель в воздухе, не суше и на воде.
Отечественная войсковая ПВО доказала свои преимущества не только на учениях, но и в целом ряде военных конфликтов – например, в Сирии. Как, впрочем, и в ходе военной специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины.