За рубежом

NI: американские санкции еще больше подтолкнут Турцию к России

Если Вашингтон все же введет санкции против Анкары, то этим он нанесет окончательный и непоправимый ущерб и без того сильно ослабевшим связям со своим еще недавно близким союзником на Ближнем Востоке, считает National Interest.

26 августа
Поделиться:
NI: американские санкции еще больше подтолкнут Турцию к России
Михаил Метцель/ТАСС

Политический кризис, спровоцированный покупкой Турцией у России зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», сильно навредил американо-турецким отношениям. Однако ошибаются те, кто думает, что эти отношений уже опустились до самого низкого уровня. Дно еще не достигнуто, худшее впереди. Турция много раз отмахивалась от угроз США ввести санкции и прекратить поставки F-35. Сейчас Конгресс США требует от президента Трампа ввести против Турции полномасштабные санкции. Однако Трамп колеблется, потому что этот очень ответственный шаг может окончательно и бесповоротно испортить отношения Америки с важнейшим союзником по НАТО.

Нежелание Турции отказываться от покупки ЗРС С-400 стал очередным провалом санкционной политики Белого дома. Многие политики в Америке считают экономические и иные санкции самым надежным решением всех политических споров, однако санкции, как показывает практика, редко срабатывают, когда на кону стоят жизненно важные национальные интересы жертвы. Вместо того, чтобы выполнить чисто карательную функцию, санкции часто сильно портят отношения с США и провоцируют государства, подвергшиеся им, с удвоенной энергией продолжать двигаться по пути, противоположному американской линии.

Что касается претензий, выдвигаемых Вашингтоном в отношении С-400, то здесь, по мнению National Interest (NI), все в порядке. Российские ракеты несовместимы с оборонными системами НАТО и могут помочь России отслеживать передвижения F-35 в воздушном пространстве Турции, а также обнаружить слабые места новейших американских истребителей-бомбардировщиков. К тому же, перспектива того, что у члена НАТО возникли глубокие стратегические связи с Россией, невольно поднимает вопрос о приверженности его (Турции) идеям, целям и принципам Североатлантического альянса. Не стоит забывать и о том, что на месте российских С-400 могли быть и должны были оказаться, уверены в NI, американские зенитные ракетные системы «Пэтриот». Между тем, помощь американскому военно-промышленному комплексу (ВПК) является одной из наиболее приоритетных задач администрации Дональда Трампа.

Вашингтон задействовал очень серьезное давление для того, чтобы убедить Анкару отказаться от покупки российских ракет. Главное орудие США – принятый в 2017 году закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который обязывает правительство вводить санкции против любого государства, покупающего у Москвы крупные вооружения. При этом президент должен по своему усмотрению выбрать 5 из 12 типов санкций. Администрация Белого дома может смягчить удар, выбрав, к примеру, санкции исключительно против оборонных компаний. Однако любые санкции, даже самые щадящие, все равно окажут негативное воздействие на рынки и экономику страны, покупающей российское оружие.

В случае с Турцией следует помнить и то, что сейчас не самое подходящее время для санкций против турецкой экономики с точки зрения самой турецкой экономики. За последние пару лет турецкая лира обесценилась на 40%, ВВП сократился, а впереди по всем признакам Турцию ждет долгая рецессия. Предыдущие американские санкции в отношении Турции за арестованного Анкарой американского пастора были довольно скромными и не очень сильно повлияли на турецкую экономику, что, не исключено, и укрепило дух сопротивления турецких властей.

Турция, напомним, также находится под санкциями ЕС. В Брюсселе ввели свои санкции против Анкары из-за спора относительно прав на месторождения газа в районе Кипра.

Ситуация с С-400 принципиально отличается от ряда других споров с Америкой тем, что российские ракеты помогают Турции решить несколько очень важных задач, что дает основания говорить о защите турками своих национальных интересов. Во-первых, они значительно дешевле «Пэтриотов» и, что самое главное, эффективнее их. Во-вторых, их главная цель в отличие от американских ракет – западные самолеты. Между тем, после попытки переворота в 2016 году эта задача неожиданно стала для турецких властей вполне актуальной и важной, потому что три года назад турецкие летчики бомбили парламент и президентский дворец на американских истребителях.

Несмотря на очень неудовлетворительное экономическое положение Турции угроза введения санкций оказалась недостаточно убедительным средством принуждения Анкары отказаться от покупки российских ракет. Это тоже характерно для стран, считающих, что санкции затрагивают их жизненно важные интересы. Жесткие санкции против России в 2014 году тоже не привели к желаемому результату: возврату Крыма Украине и отказу от поддержки сепаратистов на юго-востоке Украины.

Точно такая же картина в случае и с Ираном: санкции так и не заставили Тегеран отказаться от ракетной программы и поддержки шиитских организаций в соседних странах несмотря на снижение ВВП ИРИ только в этом году уже на 6%. Точно также неотвратимо продвигается по дну Балтийского моря к Германии газопровод «Северный поток 2» несмотря на угрозу ввода американских санкций против европейских компаний, участвующих в нем.

Даже в хрестоматийных случаях санкций ООН, которые, казалось бы гарантируют успех, ооновские санкции против Ирана заставили Тегеран сесть за стол переговоров и подписать в 2015 году соглашение по ядерной программе отнюдь не в большей мере, чем обвал цен на нефть. 

Гораздо чаще вместо того, чтобы произвести требуемое воздействие, санкции раздражают жертв и затрудняют поиски дипломатического решения проблемы. Десятилетия санкций против таких стран, как КНДР, Куба и садамовский Ирак не сделали их более сговорчивыми. Напротив, они только окончательно ухудшили их отношения с США. Санкции из-за Крыма привели к самому резкому после окончания холодной войны ухудшению отношений между Москвой и Вашингтоном. Они способствовали развалу ДРСМД и созданию преград для продления еще одного важнейшего ракетного договора – СНВ-III.

Исключение Турции из списка стран, участвующих в производстве F-35, по мнению NI, было вполне справедливым и приемлемым решением проблемы, связанной с покупкой турками С-400 у России. Однако настойчивое желание наказать за решение, лежащее исключительно в военной сфере, всю турецкую экономику, опять же по мнению NI, не соответствует уровню нарушения. Введение полномасштабных санкций только окончательно настроит Турцию против США и подтолкнет к России и другим противникам США. Анкара уже намекала на ответные меры. Например, запрет на использование турецкой авиабазы в Инджирлике или наступление на поддерживаемых Америкой курдов в Сирии.

Президент Трамп уже не раз давал понять, что не хочет вводить против Турции полномасштабные санкции. Недавно он попросил сенаторов занять более гибкую позицию в отношении применения санкций по CAATSA и попытаться все же найти компромиссное решение. Выполняя эту просьбу, сенатор Линдси Грэм предложил Турции сделку, которая отменит угрозу введения санкций, если С-400 не будут активированы. Если и это предложение будет отвергнуто турецкой стороной, то введение санкций, пожалуй, станет неизбежным и сможет окончательно и бесповоротно разрушить американо-турецкие отношения, которые и без того сейчас находятся на рекордно низком уровне. 

Сила и эффективность санкций, уверен NI, не в самом введении санкций, а в угрозе их применения. Здесь следует помнить и о том, что бюрократическая машина в США слишком медлительна и не позволяет при необходимости быстро отменить уже введенные санкции. Поэтому США должны вводить санкции крайне осторожно и мягко и отдавать предпочтение поискам дипломатических решений проблем. Санкции должны применяться только в тех случаях, считает National Interest, когда их жертвы не защищают свои жизненно важные интересы и, следовательно, готовы к поискам компромисса.

 / Главное

Из российского бюджета 9,5 трлн.рублей уйдет на оборону

Российское правительство планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей, в 2022 году - 3,2 трлн рублей, в 2023 году - 3,1 трлн рублей.

18 сентября

Минск закрывает границы

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о закрытии государственной границы.

18 сентября

В США определились с главным врагом государства

Россия и Китай являются для Соединенных Штатов главными стратегическими соперниками.

17 сентября

Продлить нельзя – денонсировать

США выдвинули заведомо невыполнимые требования к России по продлению СНВ-3.

17 сентября

«Эссен» следит за «Рузвельтом»: чем закончится морская дуэль двух кораблей?

Российский фрегат «Адмирал Эссен» следит за действиями эсминца ВМС США «Франклин Рузвельт» в Черном море.

16 сентября

Предложения «по-киевски»

Украина призывает Североатлантический альянс создать совместный центр по борьбе с гибридными угрозами.

16 сентября

Горячие воды Балтийского моря: эсминец США приблизился к границам России

Балтийский флот России развернул корабельную и авиационную группировку для слежения за американским эсминцем «Росс».

15 сентября

«Славянское братство»: десантники России и Белоруссии дадут отпор терроризму

На белорусском полигоне Брестский 14 сентября стартовали Российско-белорусские учения «Славянское братство – 2020».

15 сентября

НАТО раздувает военный пузырь вблизи белорусских границ

Министр обороны Белоруссии заявил о переброски войск НАТО к границам Белоруссии.

14 сентября

НАТО прикроет Европу «Грозным щитом»

Североатлантический альянс проведет в 2021 году в Европе противоракетные учения с участием 10 стран.

11 сентября

Генсек ООН призвал спасти СНВ-3

Россия и США должны продлить СНВ-3 независимо от участия Китая.

10 сентября

Космические реплики США

Американский президент Дональд Трамп признался, что космические силы США были созданы из-за России и Китая и, естественно, по их подобию.

9 сентября

Ледяной поход

Североатлантический альянс проведет морские учения на Крайнем Севере.

8 сентября

Под видом лжи и обвинений – США наращивают ядерный потенциал

Систему глобального ядерного сдерживания дестабилизируют не действия Москвы, а разработка и наращивание Вашингтоном ракет с ядерным зарядом малой мощности.

7 сентября

Пойдет ли Вучич по пути князя Лазаря?

В Вашингтоне стартуют переговоры лидеров Сербии и Косово, по итогам которых планируется подписать ряд документов.

4 сентября
Армия

«Славянское братство»: десантники России и Белоруссии дадут отпор терроризму

На белорусском полигоне Брестский 14 сентября стартовали Российско-белорусские учения «Славянское братство – 2020».

Угрозы

Пентагон успешно испытал прототип гиперзвуковой ракеты

В Минобороны США заявили о готовности приступить к проведению испытания ракеты до конца этого года в условиях свободного полета.

Битва за историю

Верен «СМЕРШУ» и стране

История сотрудника «СМЕРШ» Алексея Кочурина – одна из немногих обнародованных историй.

За рубежом

Пойдет ли Вучич по пути князя Лазаря?

В Вашингтоне стартуют переговоры лидеров Сербии и Косово, по итогам которых планируется подписать ряд документов.

Самое читаемое