Двойной «Лидер»

15 декабря 2017
783 0 0

Самый большой в мире ледокол станет лидером не только гражданского, но и военного арктического флота

После того, как в начале декабря президент России Владимир Путин в поселке Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) лично отдал команду на загрузку танкера «Кристоф де Маржери» сжиженным природным газом проекта «Ямал СПГ», стало окончательно ясно, что новый супер-ледокол «Лидер» у России будет. И, видимо, не один. По словам российского лидера, проект этого ледокола, который «сможет сломать лед любой толщины», накануне обсуждался на совещании Совета безопасности РФ. Запуск в эксплуатацию «Ямал СПГ» придал долговременный импульс развитию ледокольного флота России. Без новых мощных ледоколов СПГ из российской Арктики не вывезти. 

Без ледоколов нет газа  

В отличие от многих других федеральных проектов, про которые говорят, что «они могут подождать с десяток лет», промышленное освоение российской Арктики ждать не может. Причина – в геополитике. Основной российский экспортный товар – трубный природный газ, находится в Европе под постоянным давлением западных политиков, готовых принести в жертву своим политическим амбициям экономические интересы стран Еврозоны. Основным «противоядием» против этого становятся поставки российских энергоносителей на Восток – в Китай. Причем, не виде трубного, а виде сжиженного природного газа (СПГ), который доставляется сейчас в Китай морскими танкерами-газовозами  из Катара и Австралии.  

Основная российская ресурсная база для производства необходимого количества СПГ находится в Арктике – на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно здесь и строится завод «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год, первая партия которого на двух газовозах по команде Владимира Путина отправилась в начале декабря в Китай. К 2023 году компания НОВАТЭК намерена на противоположном, от Сабетты,  берегу Обской губы запустить в эксплуатацию второй СПГ- завод под названием «Арктик СПГ 2». На базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан начато проектирование третьего СПГ-завода. По замыслу главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона, который активно поддерживается руководством страны, Россия через 10-15 лет сможет ежегодно производить в центре российской Арктики – на Ямале, до 70 млн тонн СПГ, потеснив при этом на мировом рынке и американских, и австралийских производителей.   

Как показывает опыт «Ямал СПГ», и технологически, и финансово наша страна способна это сделать. Проблема только в одном – в ледоколах, которые должны круглогодично помогать танкерам-газовозам вывозить СПГ по Северному морскому пути с Ямала до бухты Провидения (дальше танкера смогут идти без ледокольного сопровождения). Имеющихся сейчас пяти атомных ледоколов (включая модернизированный «Советский Союз»), с учетом сроков их выбытия, явно недостаточно для выполнения этой амбициозной задачи.  

Бронированный кулак 

Что решить эту задачу, на «Балтийском заводе» (входит в ОСК) сейчас строятся три новых универсальных атомных ледокола серии 22220 ЛК-60 мощностью 60 Мвт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», общей стоимостью 121,4 млрд руб. Однако, по мнению главы «Атомфлота» Вячеслава Рукшы, запуск «Арктик СПГ 2» потребует строительства, как минимум, еще двух ледоколов этой серии. Плюс два-три  сверхмощных ледокола класса «Лидер» на 120 МВт, без которых круглогодичное использование восточной части Севморпути, по мнению главы «Атомфлота» «не представляется возможным». 

Проект нового атомного ледокола 10510 «Лидер» разработки Крыловского центра и ЦКБ «Айсберг» практически готов. Во льдах толщиной 2 метра он сможет двигаться со скоростью 12-13 узлов. При этом ледокол, за счет своей мощности и особенностей конструкции,  единственный в мире сможет преодолевать многолетние льды толщиной до 4,3 метра. Дело в том, что форштевень и углы шпангоутов в носу ледокола-лидера имеют особые углы наклона. А специалисты говорят, что корпус судна спроектирован таким образом, что в нем вообще нет ни одного одинакового шпангоута. Длина ледокола составит 209 метров, ширина – почти 48 метров, осадка – до 13 метров, водоизмещение – свыше 71 тыс тонн. Именно такие характеристики нужны для наиболее эффективной проводки караванов танкеров класса Yamalmax, на которых российский арктический СПГ уже вывозится в Китай (ледовый класс Arc7, длина -299 м, ширина — 50,13 м, высота по борту — 26,5 м, осадка — 13,0 м, дедвейт 80,2 тыс тонн). «Безусловно, это новый, инновационный проект. Основная его задача заключается в том, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по расписанию. Раньше это было выполнить практически невозможно, потому что Арктика непредсказуемая» - говорит главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков. При этом «Лидер» нужен не только России. Создание этого ледокола откроет возможность превращения Северного морского пути из чисто национального маршрута в новый транспортный коридор между Китаем и Европой. «Китай, например, проявляет большой интерес к СМП, это естественно, потому что, если мы обеспечим круглогодичное использование СМП, а мы в конечном итоге, я надеюсь, достаточно быстро добьемся этого, то движение товаров из Азии в Европу и назад будет гораздо более экономически целесообразным, чем по другим имеющимся на сегодня маршрутам»,— заявил президент Владимир Путин на своей традиционной пресс-конференции в декабре 2017 года.  

Военно-морской «Лидер» 

При этом даже в открытых публикациях уже появляется информация о том, что новый атомный ледокол «Лидер» будет двойного назначения.  

Ничего удивительного в этом нет. На всех советских ледоколах, включая атомные, была предусмотрена возможность установки на них артиллерийского вооружения для действий в период особого времени. «Лидер», по мнению зарубежных военных экспертов, - не исключение. «Если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность - он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения» - подчеркнул недавно в эфире «Вечернего военного вестника» (это популярная в КНР телепрограмма на военную тематику) военный эксперт Ду Вэньлун.  

Конечно, Россия ни на кого не собирается нападать в Арктике. Однако, для оперативной защиты проводимых караванов ледокол «Лидер» (и, очевидно, строящиеся сейчас в Санкт-Петербурге ледоколы серии ЛК-60), в особый период уже сейчас может быть оснащен комплексами ракетного оружия Club-K. Элементы этого ракетного комплекса размещаются в виде стандартных 20 или 40-футовых морских контейнеров и содержат в себе пусковые установки ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ, либо Х-35УЭ, системы управления стрельбой,  аппаратуру боевого управления, связи и навигации, системы электропитания, жизнеобеспечения и пожаротушения и т.д. То есть Club-K представляет из себя полностью автономный комплекс, эффективно поражающий надводные цели на дальности до 300 км. Столько компактно сейчас «упаковываются» и российские средства противовоздушной обороны. Что касается средств противоторпедной обороны, то Северный ледовитый океан, по мировым меркам, является очень «мелким» - его средняя глубина составляет чуть более километра, и советские\российские моряки давно выработали комплекс эффективных мер наблюдения и противодействия вероятному подводному противнику в этой акватории.  

Таким образом, за счет установки контейнерного вооружения «Лидер» в любой необходимый момент можно будет превратить из гражданского судна в военный корабль. Причем, корабль такого класса, который сможет автономно дойти до любой точки циркумполярного региона  и выполнить там любую поставленную задачу. Ни у одной страны мира такого корабля сейчас нет.  

 



 



 



 


Поделиться
Комментарии0
21 января 2022Армия

«Без нас никто»: Инженерным войскам России - 321

Сегодня инженерные войска Вооруженных Сил Российской Федерации отмечают 321-ю годовщину со дня образования....

История цивилизаций различных времён постоянно пополняется новыми фактами о жизни тех или иных народов прошлого. Во многом это заслуга археологов, которые не перестают удивлять нас новыми находками. Артефакты, найденные на землях наших предков, позволяют нам ближе познакомиться с особенностями быта, культуры и военного искусства людей древности. Среди всех исторических экспонатов, пожалуй, самыми многочисленными являются артефакты, относящиеся к истории Древнего Египта.

В истории есть один материал, который собрал вокруг себя, наверное, самое большое количество историй и мифов. Дамасская сталь или дамаск – металл, оружием из которого, как сказывается в легендах, разрубались доспехи и даже камни. Каковы же действительные свойства этого материала, а что приукрасила история?

6 декабря 2021Вооружение

«Поле», русское «Поле»: наша защита от высокоточного оружия противника

Ни для кого не секрет, что как только в распоряжении одной из стран появляется перспективный вид вооружения, остальные страны незамедлительно начинают разрабатывать не только его аналоги, но и способы борьбы с ним. Это относится и к высокоточному оружию. Подходы каждой страны многогранны и разнообразны. Давайте рассмотрим один из них по защите от высокоточного оружия, применяемый в ВС РФ....

1 330 0 0

24 октября 1941 года началась Тульская оборонительная операция, которая сыграла важнейшую роль в провале немецкого наступления на Москву. Тула оборонялась 43 дня.

В Ливии приближаются президентские выборы, назначенные на 24 декабря, и о своём желании баллотироваться заявляют всё новые влиятельные фигуры.