Техника

Двойной «Лидер»

Самый большой в мире ледокол станет лидером не только гражданского, но и военного арктического флота

15 декабря
Поделиться:

После того, как в начале декабря президент России Владимир Путин в поселке Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) лично отдал команду на загрузку танкера «Кристоф де Маржери» сжиженным природным газом проекта «Ямал СПГ», стало окончательно ясно, что новый супер-ледокол «Лидер» у России будет. И, видимо, не один. По словам российского лидера, проект этого ледокола, который «сможет сломать лед любой толщины», накануне обсуждался на совещании Совета безопасности РФ. Запуск в эксплуатацию «Ямал СПГ» придал долговременный импульс развитию ледокольного флота России. Без новых мощных ледоколов СПГ из российской Арктики не вывезти. 

Без ледоколов нет газа  

В отличие от многих других федеральных проектов, про которые говорят, что «они могут подождать с десяток лет», промышленное освоение российской Арктики ждать не может. Причина – в геополитике. Основной российский экспортный товар – трубный природный газ, находится в Европе под постоянным давлением западных политиков, готовых принести в жертву своим политическим амбициям экономические интересы стран Еврозоны. Основным «противоядием» против этого становятся поставки российских энергоносителей на Восток – в Китай. Причем, не виде трубного, а виде сжиженного природного газа (СПГ), который доставляется сейчас в Китай морскими танкерами-газовозами  из Катара и Австралии.  

Основная российская ресурсная база для производства необходимого количества СПГ находится в Арктике – на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно здесь и строится завод «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год, первая партия которого на двух газовозах по команде Владимира Путина отправилась в начале декабря в Китай. К 2023 году компания НОВАТЭК намерена на противоположном, от Сабетты,  берегу Обской губы запустить в эксплуатацию второй СПГ- завод под названием «Арктик СПГ 2». На базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан начато проектирование третьего СПГ-завода. По замыслу главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона, который активно поддерживается руководством страны, Россия через 10-15 лет сможет ежегодно производить в центре российской Арктики – на Ямале, до 70 млн тонн СПГ, потеснив при этом на мировом рынке и американских, и австралийских производителей.   

Как показывает опыт «Ямал СПГ», и технологически, и финансово наша страна способна это сделать. Проблема только в одном – в ледоколах, которые должны круглогодично помогать танкерам-газовозам вывозить СПГ по Северному морскому пути с Ямала до бухты Провидения (дальше танкера смогут идти без ледокольного сопровождения). Имеющихся сейчас пяти атомных ледоколов (включая модернизированный «Советский Союз»), с учетом сроков их выбытия, явно недостаточно для выполнения этой амбициозной задачи.  

Бронированный кулак 

Что решить эту задачу, на «Балтийском заводе» (входит в ОСК) сейчас строятся три новых универсальных атомных ледокола серии 22220 ЛК-60 мощностью 60 Мвт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», общей стоимостью 121,4 млрд руб. Однако, по мнению главы «Атомфлота» Вячеслава Рукшы, запуск «Арктик СПГ 2» потребует строительства, как минимум, еще двух ледоколов этой серии. Плюс два-три  сверхмощных ледокола класса «Лидер» на 120 МВт, без которых круглогодичное использование восточной части Севморпути, по мнению главы «Атомфлота» «не представляется возможным». 

Проект нового атомного ледокола 10510 «Лидер» разработки Крыловского центра и ЦКБ «Айсберг» практически готов. Во льдах толщиной 2 метра он сможет двигаться со скоростью 12-13 узлов. При этом ледокол, за счет своей мощности и особенностей конструкции,  единственный в мире сможет преодолевать многолетние льды толщиной до 4,3 метра. Дело в том, что форштевень и углы шпангоутов в носу ледокола-лидера имеют особые углы наклона. А специалисты говорят, что корпус судна спроектирован таким образом, что в нем вообще нет ни одного одинакового шпангоута. Длина ледокола составит 209 метров, ширина – почти 48 метров, осадка – до 13 метров, водоизмещение – свыше 71 тыс тонн. Именно такие характеристики нужны для наиболее эффективной проводки караванов танкеров класса Yamalmax, на которых российский арктический СПГ уже вывозится в Китай (ледовый класс Arc7, длина -299 м, ширина — 50,13 м, высота по борту — 26,5 м, осадка — 13,0 м, дедвейт 80,2 тыс тонн). «Безусловно, это новый, инновационный проект. Основная его задача заключается в том, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по расписанию. Раньше это было выполнить практически невозможно, потому что Арктика непредсказуемая» - говорит главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков. При этом «Лидер» нужен не только России. Создание этого ледокола откроет возможность превращения Северного морского пути из чисто национального маршрута в новый транспортный коридор между Китаем и Европой. «Китай, например, проявляет большой интерес к СМП, это естественно, потому что, если мы обеспечим круглогодичное использование СМП, а мы в конечном итоге, я надеюсь, достаточно быстро добьемся этого, то движение товаров из Азии в Европу и назад будет гораздо более экономически целесообразным, чем по другим имеющимся на сегодня маршрутам»,— заявил президент Владимир Путин на своей традиционной пресс-конференции в декабре 2017 года.  

Военно-морской «Лидер» 

При этом даже в открытых публикациях уже появляется информация о том, что новый атомный ледокол «Лидер» будет двойного назначения.  

Ничего удивительного в этом нет. На всех советских ледоколах, включая атомные, была предусмотрена возможность установки на них артиллерийского вооружения для действий в период особого времени. «Лидер», по мнению зарубежных военных экспертов, - не исключение. «Если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность - он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения» - подчеркнул недавно в эфире «Вечернего военного вестника» (это популярная в КНР телепрограмма на военную тематику) военный эксперт Ду Вэньлун.  

Конечно, Россия ни на кого не собирается нападать в Арктике. Однако, для оперативной защиты проводимых караванов ледокол «Лидер» (и, очевидно, строящиеся сейчас в Санкт-Петербурге ледоколы серии ЛК-60), в особый период уже сейчас может быть оснащен комплексами ракетного оружия Club-K. Элементы этого ракетного комплекса размещаются в виде стандартных 20 или 40-футовых морских контейнеров и содержат в себе пусковые установки ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ, либо Х-35УЭ, системы управления стрельбой,  аппаратуру боевого управления, связи и навигации, системы электропитания, жизнеобеспечения и пожаротушения и т.д. То есть Club-K представляет из себя полностью автономный комплекс, эффективно поражающий надводные цели на дальности до 300 км. Столько компактно сейчас «упаковываются» и российские средства противовоздушной обороны. Что касается средств противоторпедной обороны, то Северный ледовитый океан, по мировым меркам, является очень «мелким» - его средняя глубина составляет чуть более километра, и советские\российские моряки давно выработали комплекс эффективных мер наблюдения и противодействия вероятному подводному противнику в этой акватории.  

Таким образом, за счет установки контейнерного вооружения «Лидер» в любой необходимый момент можно будет превратить из гражданского судна в военный корабль. Причем, корабль такого класса, который сможет автономно дойти до любой точки циркумполярного региона  и выполнить там любую поставленную задачу. Ни у одной страны мира такого корабля сейчас нет.  

 



 



 



 


Теги: #Арктика
Читайте по теме
Угрозы

Арктика не даёт покоя Западу

Натовские военачальники и политики самого высокого уровня — действующие и отставные — в последние месяцы буквально опережают друг друга в высказываниях по поводу растущей важности Арктического региона для США, НАТО и ЕС. И о том, что активность России на самом севере Земного шара серьёзно угрожает Западу.

9 июнь
Угрозы

Пентагон готовится к арктической войне?

Известный американский журналист и военный аналитик Крис Осборн опубликовал статью в журнале National Interest, в которой предположил, что США стоит готовиться к военному противостоянию в Арктике.

31 май
Угрозы

НАТО замахнулось на Арктику

Военная активность военно-морских сил НАТО во главе с США впервые за семьдесят лет выросла до небывалых масштабов: регулярные походы и учения длятся круглый год.

14 май
 / Главное

Рынок вооружений Латинской Америки: события июня 2021 года

Издание «Военная платформа» публикует аналитический обзор последних (июньских) событий на рынке вооружений Латинской Америки.

11 июня

Брусиловский прорыв: полет полководческой мысли и героизм русских солдат

105 лет назад в эти дни началась наступательная военная операция Юго-Западного фронта Русской армии, которая закончилась крупнейшей победой Российской Империи в Первой Мировой войне.

10 июня

Уходящих из Афганистана американцев на своих базах в Центральной и Южной Азии никто видеть не хочет

Пакистан отказывается предоставлять свои военные базы США для мониторинга ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских войск.

10 июня

Сербская униформа — славные годы Балканских войн и Первой мировой войны

Издание «Военная платформа» продолжает знакомить читателей с историей сербской военной формы. Сегодня мы поговорим об обмундировании сербских солдат и офицеров времён двух Балканских войн и Великой войны.

9 июня

Арктика не даёт покоя Западу

Натовские военачальники и политики самого высокого уровня — действующие и отставные — в последние месяцы буквально опережают друг друга в высказываниях по поводу растущей важности Арктического региона для США, НАТО и ЕС. И о том, что активность России на самом севере Земного шара серьёзно угрожает Западу.

9 июня

Его ни разу не сбили. Великому летчику-асу, посвящается…

101 год назад, 8 июня 1920 года, официально родился трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб — летчик-ас, самолёт которого ни разу в его истории не сбили.

8 июня

Сербские солдаты на учениях рядом с армиями НАТО — неприглядная «многовекторность» президента Вучича

В Сербии, на базе «Юг», около города Буяновац начались учения «Платиновый волк 21». В них приняли участие представители сербской армии и вооруженных сил из девяти других стран.

8 июня

«Это уже совсем другая армия!» - на Западе оценили российские войска

Американский Центр военно-морского анализа (CNA, Center for Naval Analyses), солидная научно-исследовательская организация, в которой собраны «лучшие мозги» - десятки военных консультантов по вопросам обороны, среди которых - отставные трех- и четырехзвездные генералы и адмиралы — опубликовал доклад о состоянии российской армии.

7 июня

Начальник Королевского Генштаба: мы не в состоянии вести гибридную войну с Россией

Начальник Генерального штаба Великобритании, генерал Марк Карлтон-Смит в интервью газете Times заявил, что его страна сейчас не в состоянии вести полноценную гибридную войну с Россией.

7 июня

Выборгское сражение: как русский флот Балтику отстоял

22 июня 1790 года (по старому стилю) состоялась ключевая битва Русско-шведской войны 1798-90 годов — Выборгское сражение. Битва стала крупнейшим сражением на Балтике тех времён и морской истории как таковой, предопределила исход войны и позволила России полностью доминировать в акватории Балтийского моря в течения столетия.

4 июня

Лучшим участникам военного парада на Красной площади вручены переходящие кубки

В зале Военного совета Главного командования Сухопутных войск в торжественной обстановке впервые были вручены переходящие кубки лучшим парадным расчетам военного парада на Красной площади, посвященного 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

4 июня

Замминистра обороны: в мире начинается новая холодная война

В мире начинается новая холодная война, и уже идет доктринальное определение противников, считает заместитель министра обороны Александр Фомин.

4 июня

Чем закончится «решительное бегство» США из Афганистана?

Пентагон заявил о выводе свыше трети своих военных из Афганистана.

3 июня

«Рафаль» раздора: как Хорватия купила французские истребители

Покупка хорватским правительством 12 французских истребителей «Рафаль» закончилась грандиозным скандалом.

3 июня
Армия

Владимир Путин: армия должна быть компактной и эффективной

27 мая президент России Владимир Путин провёл последнюю из серии встреч с руководством Министерства обороны и представителями оборонно-промышленного комплекса.

Угрозы

Начальник Королевского Генштаба: мы не в состоянии вести гибридную войну с Россией

Начальник Генерального штаба Великобритании, генерал Марк Карлтон-Смит в интервью газете Times заявил, что его страна сейчас не в состоянии вести полноценную гибридную войну с Россией.

Битва за историю

Как зарождалась сербская военная форма – от национальной одежды до реформ короля Петра I Карагеоргиевича

Сегодня мы начнём рассказ об истории военной формы сербов — нации, которая пришлось много воевать, чтобы сохранить свою независимость и государственность.

Уроки мужества

Выборгское сражение: как русский флот Балтику отстоял

22 июня 1790 года (по старому стилю) состоялась ключевая битва Русско-шведской войны 1798-90 годов — Выборгское сражение. Битва стала крупнейшим сражением на Балтике тех времён и морской истории как таковой, предопределила исход войны и позволила России полностью доминировать в акватории Балтийского моря в течения столетия.

За рубежом

«Железный волк» не смог укусить медведя: как в Литве прошли военные учения НАТО

В Литве завершились международные военные учения НАТО «Железный волк – 2021 I» (Geležinis vilkas 2021 I), по модели «Яростный волк» (Furious Wolf 2021/I).

Самое читаемое