Двойной «Лидер»

15 декабря 2017
942 0 0

Самый большой в мире ледокол станет лидером не только гражданского, но и военного арктического флота

После того, как в начале декабря президент России Владимир Путин в поселке Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) лично отдал команду на загрузку танкера «Кристоф де Маржери» сжиженным природным газом проекта «Ямал СПГ», стало окончательно ясно, что новый супер-ледокол «Лидер» у России будет. И, видимо, не один. По словам российского лидера, проект этого ледокола, который «сможет сломать лед любой толщины», накануне обсуждался на совещании Совета безопасности РФ. Запуск в эксплуатацию «Ямал СПГ» придал долговременный импульс развитию ледокольного флота России. Без новых мощных ледоколов СПГ из российской Арктики не вывезти. 

Без ледоколов нет газа  

В отличие от многих других федеральных проектов, про которые говорят, что «они могут подождать с десяток лет», промышленное освоение российской Арктики ждать не может. Причина – в геополитике. Основной российский экспортный товар – трубный природный газ, находится в Европе под постоянным давлением западных политиков, готовых принести в жертву своим политическим амбициям экономические интересы стран Еврозоны. Основным «противоядием» против этого становятся поставки российских энергоносителей на Восток – в Китай. Причем, не виде трубного, а виде сжиженного природного газа (СПГ), который доставляется сейчас в Китай морскими танкерами-газовозами  из Катара и Австралии.  

Основная российская ресурсная база для производства необходимого количества СПГ находится в Арктике – на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно здесь и строится завод «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год, первая партия которого на двух газовозах по команде Владимира Путина отправилась в начале декабря в Китай. К 2023 году компания НОВАТЭК намерена на противоположном, от Сабетты,  берегу Обской губы запустить в эксплуатацию второй СПГ- завод под названием «Арктик СПГ 2». На базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан начато проектирование третьего СПГ-завода. По замыслу главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона, который активно поддерживается руководством страны, Россия через 10-15 лет сможет ежегодно производить в центре российской Арктики – на Ямале, до 70 млн тонн СПГ, потеснив при этом на мировом рынке и американских, и австралийских производителей.   

Как показывает опыт «Ямал СПГ», и технологически, и финансово наша страна способна это сделать. Проблема только в одном – в ледоколах, которые должны круглогодично помогать танкерам-газовозам вывозить СПГ по Северному морскому пути с Ямала до бухты Провидения (дальше танкера смогут идти без ледокольного сопровождения). Имеющихся сейчас пяти атомных ледоколов (включая модернизированный «Советский Союз»), с учетом сроков их выбытия, явно недостаточно для выполнения этой амбициозной задачи.  

Бронированный кулак 

Что решить эту задачу, на «Балтийском заводе» (входит в ОСК) сейчас строятся три новых универсальных атомных ледокола серии 22220 ЛК-60 мощностью 60 Мвт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», общей стоимостью 121,4 млрд руб. Однако, по мнению главы «Атомфлота» Вячеслава Рукшы, запуск «Арктик СПГ 2» потребует строительства, как минимум, еще двух ледоколов этой серии. Плюс два-три  сверхмощных ледокола класса «Лидер» на 120 МВт, без которых круглогодичное использование восточной части Севморпути, по мнению главы «Атомфлота» «не представляется возможным». 

Проект нового атомного ледокола 10510 «Лидер» разработки Крыловского центра и ЦКБ «Айсберг» практически готов. Во льдах толщиной 2 метра он сможет двигаться со скоростью 12-13 узлов. При этом ледокол, за счет своей мощности и особенностей конструкции,  единственный в мире сможет преодолевать многолетние льды толщиной до 4,3 метра. Дело в том, что форштевень и углы шпангоутов в носу ледокола-лидера имеют особые углы наклона. А специалисты говорят, что корпус судна спроектирован таким образом, что в нем вообще нет ни одного одинакового шпангоута. Длина ледокола составит 209 метров, ширина – почти 48 метров, осадка – до 13 метров, водоизмещение – свыше 71 тыс тонн. Именно такие характеристики нужны для наиболее эффективной проводки караванов танкеров класса Yamalmax, на которых российский арктический СПГ уже вывозится в Китай (ледовый класс Arc7, длина -299 м, ширина — 50,13 м, высота по борту — 26,5 м, осадка — 13,0 м, дедвейт 80,2 тыс тонн). «Безусловно, это новый, инновационный проект. Основная его задача заключается в том, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по расписанию. Раньше это было выполнить практически невозможно, потому что Арктика непредсказуемая» - говорит главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков. При этом «Лидер» нужен не только России. Создание этого ледокола откроет возможность превращения Северного морского пути из чисто национального маршрута в новый транспортный коридор между Китаем и Европой. «Китай, например, проявляет большой интерес к СМП, это естественно, потому что, если мы обеспечим круглогодичное использование СМП, а мы в конечном итоге, я надеюсь, достаточно быстро добьемся этого, то движение товаров из Азии в Европу и назад будет гораздо более экономически целесообразным, чем по другим имеющимся на сегодня маршрутам»,— заявил президент Владимир Путин на своей традиционной пресс-конференции в декабре 2017 года.  

Военно-морской «Лидер» 

При этом даже в открытых публикациях уже появляется информация о том, что новый атомный ледокол «Лидер» будет двойного назначения.  

Ничего удивительного в этом нет. На всех советских ледоколах, включая атомные, была предусмотрена возможность установки на них артиллерийского вооружения для действий в период особого времени. «Лидер», по мнению зарубежных военных экспертов, - не исключение. «Если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность - он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения» - подчеркнул недавно в эфире «Вечернего военного вестника» (это популярная в КНР телепрограмма на военную тематику) военный эксперт Ду Вэньлун.  

Конечно, Россия ни на кого не собирается нападать в Арктике. Однако, для оперативной защиты проводимых караванов ледокол «Лидер» (и, очевидно, строящиеся сейчас в Санкт-Петербурге ледоколы серии ЛК-60), в особый период уже сейчас может быть оснащен комплексами ракетного оружия Club-K. Элементы этого ракетного комплекса размещаются в виде стандартных 20 или 40-футовых морских контейнеров и содержат в себе пусковые установки ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ, либо Х-35УЭ, системы управления стрельбой,  аппаратуру боевого управления, связи и навигации, системы электропитания, жизнеобеспечения и пожаротушения и т.д. То есть Club-K представляет из себя полностью автономный комплекс, эффективно поражающий надводные цели на дальности до 300 км. Столько компактно сейчас «упаковываются» и российские средства противовоздушной обороны. Что касается средств противоторпедной обороны, то Северный ледовитый океан, по мировым меркам, является очень «мелким» - его средняя глубина составляет чуть более километра, и советские\российские моряки давно выработали комплекс эффективных мер наблюдения и противодействия вероятному подводному противнику в этой акватории.  

Таким образом, за счет установки контейнерного вооружения «Лидер» в любой необходимый момент можно будет превратить из гражданского судна в военный корабль. Причем, корабль такого класса, который сможет автономно дойти до любой точки циркумполярного региона  и выполнить там любую поставленную задачу. Ни у одной страны мира такого корабля сейчас нет.  

 



 



 



 


Поделиться
Комментарии0
29 ноября 2022За рубежом

Мелони и Макрон поссорились из-за мигрантов

Отношения между Францией и Италией резко ухудшились из-за вопроса, кто должен принимать мигрантов на спасательных кораблях....

Перетягивание каната между Западом и Востоком началось задолго до российской спецоперации.

Крайне правый политик Итамар Бен-Гвир, имеющий большой опыт антиарабской риторики, станет следующим министром национальной безопасности Израиля, согласно первому из нескольких коалиционных соглашений, заключенных бывшим премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

7 ноября 2022Вооружение

Ручное безоткатное оружие в зоне боевых действий

Рассматривая поставленное Западом оружие для Украины, мы, кажется, останавливались на многих образцах крупной артиллерийской техники. Сейчас же мы постараемся изучить меньшего представителя военной помощи, а именно – гранатомет «Carl Gustav M2», пришедший на Украину из Канады....

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан согласовали соглашение по стандартизации вооружения.

Антироссийская политика правительства Кишинева ставит на грань выживание народ Молдавии.