Разборчивость в торговле оружием может сделать Берлин парией

14 марта 2019
865 0 0

Приняв недавно ограничения в торговле оружием, Германия рискует оказаться в изоляции в оборонно-промышленном комплексе Европы. При этом могут пострадать и ее амбиции в создании общеевропейской армии.

Через месяц после убийства аравийского журналиста Хашогги ФРГ приостановила все поставки оружия и военной техники в Саудовскую Аравию. Этот запрет вернул на повестку дня разный подход к торговле оружием Берлина и его партнеров по Евросоюзу.

В правительстве ФРГ заморозили выполнение ряда очень выгодных контрактов, включая контракт на продажу Эр-Рияду 48 истребителей Eurofighter Typhoon за 13 млрд долларов.
Реакция союзников оказалась предсказуемой, поскольку Европа производит «еврофайтеры» сообща и отказ от поставок, как произошло в случае с КСА, затрагивает не только немецких авиапроизводителей, но и компании из других стран. Например, британскую BAE Systems. Поэтому Лондон и Париж попытались отговорить Берлин разрыва контракта с Эр-Риядом, но успеха не добились.

Инициаторами отказа от сотрудничества с саудитами стали младшие партнеры по правящей коалиции в ФРГ – немецкие социал-демократы (SPD). Стремясь остановить отток в другие партии немецких избирателей, которые настороженно относятся к торговле оружием, SPD настаивает на проведении более осторожной и сдержанной политики в области экспорта оружия и военной техникой.

У консерваторов, христианских демократов Ангелы Меркель, задача иная – не ссориться с Францией и Великобританией и оказывать давление на социал-демократов, обвиняя их в том, что они ставят под угрозу немецкий ОПК и тысячи рабочих мест.
Однако SPD напоминает союзникам, что при заключении соглашения о продлении Большой коалиции они договорились прекратить поставлять оружие всем участникам войны в Йемене, в число которых входит и Саудовская Аравия. Причем Эр-Рияд является не просто участником войны в Йемене, а главным ее организатором.
Страсти вокруг поставок оружия саудитам в правящей коалиции Германии кипят нешуточные. 9 марта истек срок эмбарго на поставки истребителей Эр-Рияду, но попытки социал-демократов продлить эмбарго до конца марта на прошлой неделе провалились.

В Брюсселе ситуация с экспортом оружия вызывает нескрываемую тревогу.

«Мы на данном этапе не видим никаких способов решения проблемы,- пессимистично заявил источник в европейском ОПК агентству Reuters.- Возникла абсолютно патовая ситуация».
Отказ Германии, которая в последние годы заметно ужесточила требования к поставкам оружия и военной техники за границу, едва ли окажет заметное влияние на обороноспособность Саудовской Аравии. Доля немецкого оружия в оружейном импорте КСА не дотягивает и до 2%. Опасность для Эр-Рияда заключается как раз в той самой европейской интеграции, в том числе и в военной сфере, которой так гордятся европейцы. Отказ Берлина от продажи оружия Эр-Рияду автоматически ставит крест на поставки всего европейского оружия, в котором имеются сделанные в ФРГ детали и компоненты. Это уже серьезный удар, учитывая, что немецкие детали имеются во многих военных системах, произведенных в Европе.
Так, кроме приостановки выполнения контракта на продажу Eurofighter Typhoon, запрет Берлина на продажу саудитам оружия автоматически останавливает поставки Эр-Рияду ракет «Метеор» класса «воздух-воздух», производимых компанией MBDA, которая принадлежит Airbus, BAE Systems и итальянской фирме Leonardo, потому что двигатели и боеголовки этих ракет изготавливаются в ФРГ.

Reuters сообщает со ссылкой на свои источники, что стороны могут договориться о частичном снятии запрета на продажу определенного количества патрульных катеров, построенных для КСА частной компанией Luerssen, и ракет «Метеор», поскольку ни те, ни другие не применяются в войне в Йемене. Однако ни этот вопрос, ни тем более вопрос с Eurofighter не решен окончательно.
В Париже, похоже, сейчас наконец окончательно сложилось убежденность, что в соглашения по всем новым совместным программам и проектам, связанным с оружием, необходимо вписывать пункт, не дающий права ни одному из участников в одностороннем порядке приостанавливать выполнение контрактов. Таких программ и проектов на ближайшее десятилетие запланировано много и стоят они десятки миллиардов долларов.
Берлин и Париж подготовили двустороннее соглашение, по которому стороны могут блокировать экспорт оружия друг другом лишь в том случае, если существует «прямая угроза национальной безопасности». Убийство Хашогги под это определение скорее всего не подпадает. Однако подписание соглашения откладывается из-за распрей в правящей коалиции ФРГ. К тому же, юристы до сих пор не пришли к единому мнению, нужно ли для подобных двусторонних соглашений согласие немецкого парламента.
Что касается смягчения позиции SPD, то говорить о нем преждевременно. В феврале лидер социал-демократов Андреа Налес заявила, что ее партия будет настаивать на ужесточении требований к контрактам на поставки немецкого оружия и военной техники.

Естественно, за тем, как развивается ситуация с экспортом оружия, очень внимательно следят европейские «оружейники».
«Очевидно, что если мы действительно собираемся запустить программу создания совместного франко-немецкого истребителя,- говорит Эрик Траппье, директор французской компании Dassault Aviation, производящей Rafale,- необходимо как можно быстрее утвердить экспортные правила».

Эту позицию поддержал и глава Airbus Defence and Space Дирк Хоук. Причем, он указывает и временные рамки – соглашение между Францией и Германией по вопросу экспорта нового самолета должно быть подписано до конца текущего года.
«Если же серьезное решение проблемы не будет найдено,- предупреждает он,- то партнерству Франции с Германией в долгосрочной перспективе будет нанесен серьезный удар».

Разногласия по экспорту оружия между Парижем и Берлином негативно сказываются на сотрудничестве в создании не только военных систем, но и общеевропейской армии.
«Политика Германии в области экспорта оружия является главной причиной того, что Франция решила разрабатывать противотанковое оружие взамен франко-немецких систем, созданных еще в семидесятые годы прошлого века,- объясняет Маттиас Вахтер, высокопоставленный чиновник в BDI Federation of German Industry.- У нас, в отрасли, такое впечатление, что немецкое правительство парализовано, когда дело доходит до военного строительства и экспорта».
Кстати, вопросы сотрудничества в сфере военного экспорта в обстановке расхождения взглядов для Европы не новы. В 1972 году было подписано так называемое соглашение Дебре-Шмидта, в котором оговаривалось, что стороны не могут блокировать продажу оружия. Однако разное отношение общественности Франции и ФРГ к торговле оружием привело к новым разногласиям по этому щекотливому вопросу.

От предыдущих споров нынешние разногласия отличаются тем, что сейчас европейские производители оружия пытаются избавиться от немецких поставщиков. Конечно, дело это непростое. По самым оптимистичным расчетам замена немецких деталей и узлов в системах вооружений займет не менее 2-3 лет, а в отдельных системах, например, в тех же Eurofighter, где едва ли не каждая третья деталь или узел произведены в Германии. С другой стороны, уже начато перепроектирование транспортного самолета C295 чтобы заменить немецкие навигационные лампы, доля которых составляет 4% всех деталей.
Особенно острая обстановка в связи с запретом Берлина на экспорт оружия сложилась во Франции, где уже появились первые жертвы немецкого самоуправства – небольшая компания PME Nicolas Industrie уже была вынуждена объявить об увольнении нескольких десятков сотрудников.

Во Франции сейчас энергично разрабатывают замену противотанковым ракетам «Милан», которые были созданы в семидесятые годы ХХ века вместе с ФРГ. Еще пример: французский автопроизводитель Arquus продает сейчас один из грузовиков на Ближнем Востоке, утверждая, что в нем нет немецких деталей.
Вопрос экспорта оружия – вопрос, конечно, не только политический, но не стоит и преувеличивать воздействие ОПК ФРГ на всю немецкую экономику. В немецком ОПК занято около 80 тыс. человек, а в 2014 г. он произвел продукции примерно на 25 млрд евро. Это, конечно, очень мало по сравнению с немецким автопромом, в котором занят миллион немцев и который принес в том же году 370 млрд евро. 



Поделиться
Комментарии0

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».