Убийца Генсека ООН: «Иногда приходится делать то, чего не хочется…»

19 января 2019
1 811 0 0

Бельгийский наемник, научившийся летать в Великобритании, признался в убийстве в 1961 году Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда

Убийца Генсека ООН: «Иногда приходится делать то, чего не хочется…»

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Даг ХаммаршельдФотохроника ТАСС

Йен ван Риссегем был еще подростком, когда мать велела ему бежать со старшим братом Морисом из оккупированной фашистами Бельгии в ее родную Англию. Сначала братья прятались в монастыре, затем совершили полное приключений путешествие через Францию и Испанию в спокойную Португалию, откуда добрались на корабле в Британию. Там они записались в бельгийское Сопротивление и с помощью дяди прошли курсы военных летчиков.
Полвека спустя умение летать, полученное на туманном Альбионе, принесло младшему Риссегему, можно сказать, мировую «славу». Сейчас считается, что он имеет самое непосредственное отношение к авиакатастрофе, в которой погиб Генсек ООН Даг Хаммаршёльд.

Генсековский борт «Альбертина» рухнул вечером 18 сентября 1961 года на подлете к городу Ндола, расположенному в Замбии, которая в те годы еще была Северной Родезией. Смерть 15 человек, находившихся на борту, была мгновенной. Единственный выживший пассажир вскоре скончался в больнице. В тот же день посол США отправил в Вашингтон телеграмму, которая несколько десятилетий пылилась в архивах. В ней он сообщал, что виновником гибели генсека ООН был скорее всего ван Риссегем.
Однако о связи Йэна ван Риссегема со смертью Дага Хаммаршёльда открыто начали говорить через много лет, уже после того, как он вернулся в тихий бельгийский городок Линт, воспитал с женой англичанкой двух сыновей, один из которых погиб; ушел на пенсию и наконец умер естественной смертью как герой прошедшей войны.

По иронии судьбы, первым, кто заговорил об убийстве генсека ООН на публике, стал экс-президент США Гарри Трумэн. Через два дня после смерти Дага Хаммаршёльда он сказал журналистам, что «генсек ООН собирался кое-что сделать, когда его убили». При этом он подчеркнул: «Обратите внимание, я сказал: «убили»».
Трумэн отказался говорить на эту тему, но его слова положили начало десятилетиям подозрений и конспирологических теорий и версий.

Расследования, проведенные ООН и Швецией (генсек ООН был шведом по национальности), не смогли объяснить причину катастрофы. В результате в одном вину возложили на летчика, а во втором сделали вывод, что смерть наступила по неизвестной причине.
Понадобились полвека и выход книги Сьюзен Уильямс «Кто убил Хаммаршёльда?», чтобы ООН вновь вернулась к давней трагедии.

Среди доказательств, собранных Уильямс и независимым расследователем Гораном Бьёркдалем, имеются, например, сотрудника ЦРУ, работавшего в начале шестидесятых годов прошлого века на радиолокационной станции на Кипре. Он рассказал, что слышал по радио рассказ, очевидно, летчика, атаковавшего самолет генсека.

Показания сотрудника ЦРУ совпадают с показаниями замбийцев, живших неподалеку от места падения «Альбертины». Они рассказывали, что слышали шум второго самолета и видели в небе необычные огни. Однако эти рассказы свидетелей остались без внимания тех, кто вел расследование гибели Хаммаршёльда еще в в прошлом веке.
Единственный выживший в катастрофе тоже описывал что-то, похожее на воздушную атаку, и говорил об «искрах в воздухе». Но и его слова, по необъяснимым причинам, не заинтересовали следствие…
Даг Хаммаршёльд погиб во время постколониальной гонки за полезными ископаемыми в Африке. Генсек ООН направлялся на тайную встречу, которая, как он надеялся, закончит гражданскую войну в только что получившем независимость Конго, богатой сырьем и ископаемыми африканской стране, находившейся тогда на грани распада.

Восточная провинция Катанга, где находятся наиболее крупные и богатые месторождений руд, включая уран, из которого были сделаны сброшенные американцами в Японии атомные бомбы, в 1960 году провозгласила независимость. Повстанцы во главе с Моизом Чомбе получали тайную военную и техническую помощь от бывшей метрополии - Бельгии и поддержку от западных горнодобывающих компаний, у которых были в Конго интересы. Даг Хаммаршёльд считал, что ООН должна вмешаться в конфликт, потому что отделение Катанги несло экзистенциальную угрозу Конго.

Хаммаршёльд отказался слушать военного советника и послал миротворческие силы ООН в Конго, сильно рассердив США и Великобританию. Миротворцы действовали неудачно и попали в окружение. Генсек летел на встречу с Чомбе в Ндолу, чтобы вызволить «голубые каски» и закончить гражданскую войну.
В самый разгар конфликта в Конго, в начале 1961 года, Йэн ван Риссегем получил работу в Катанге. Он рассказал в интервью историку авиации Лейфу Хелльстрему, что его взяли как гражданского инструктора для летчиков Avikat, ВВС повстанцев, но добавил, что одной подготовкой круг его обязанностей не ограничивался. Риссегем неоднократно встречался с лидером повстанцев Чомбе и обсуждал с ним, как переделать транспортные самолеты в бомбардировщики и совершать с их помощью налеты на крупные города.

Через четыре года, уже после возвращения в Бельгию, Йэн ван Риссегем устроился работать в парашютный тренировочный центр, где подружился с Пьером Коппенсом. По словам Коппенса, он в общих чертах рассказал ему о нападении на самолет Дага Хаммаршёльда. Из его слов следовало, что он получил приказ сбить самолет и узнал, кто в нем находится, лишь через пару дней после операции. Коппенс рассказал о своем общении кинематографистам, снимавшим новый фильм о катастрофе с «Альбертиной» – «Холодное дело Хаммаршёльда». Его премьера скоро состоится на кинофестивале «Санданс», который пройдет в Солт-Лейк-Сити с 24 января по 3 февраля. В нем ван Риссгем впервые прямо называется тем самым летчиком, который сбил самолет генсека ООН.

Поначалу Пьер Коппенс отнесся к рассказам друга скептически. Он был слишком молод, чтобы участвовать во Второй мировой войне, но рассказы о ней слушать очень любил.
«Сначала я думал, что он шутит»,- рассказал Коппенс кинематографистам, но постепенно его мнение начало меняться и он понял, что ван Риссегем говорит абсолютно серьезно.
Ван Риссегем был хорошим летчиком. Он рассказал Хелльстрему, например, что был одним из всего лишь нескольких летчиков в Катанге, кто умел летать в темноте. В его пользу говорил отважный побег из Бельгии и участие в войне.
По словам ван Риссегема, «Альбертину» он сбил на французском учебно-боевом самолете Fouga Magister, с которого убрал все, что можно, чтобы облегчить его, установить пушку и несколько дополнительных баков с горючим. На дело он вылетел с аэродрома в городке Кипуши, самого близкого к Ндоле.
Коппенс как-то раз спросил ван Риссегема, не мучают ли его угрызения совести и получил ответ: «В жизни порой приходится делать то, чего не хочется. Это был приказ».

Родные ван Риссегема утверждают, что он не мог сбить самолет генсека ООН. Его племянница, например, утверждала, что 18 сентября 1961 года он находился с женой в Родезии, где договаривался о покупке транспортного самолета. О том, что за штурвалом самолета, сбившего «Альбертину», сидел кто-то другой, говорили и бортовые журналы, из которых следовало, что первые три недели в сентябре 1961 года он вообще ни разу не поднимался в воздух.

Однако кинематографисты нашли доказательства, что в журналах Avikat много подлогов и фальсификаций, сделанных или самим ван Риссегемом, который утверждал в разговоре с Хелльстремом, что в них комар носа не подточит, или кем-то с его ведома.
Коллега по работе в Катанге, летчик по имени Роджер Бракко не верит, что Йэн ван Риссегем сбил самолет генсека ООН, но соглашается, что в летном журнале, похоже, встречаются имена несуществующих летчиков. Он нашел как минимум одно незнакомое имя – Дж. Делон, у которого было много полетов, но которого он не знал, чего быть не могло.
После повторного открытия дела ООН были найдены новые доказательства вины Йэна ван Риссегема. К примеру, телеграмма посла США в Госдеп, в которой ван Риссегем, фамилия которого, кстати, была написана с двумя ошибкамий – вак Риссегель, был назван подозреваемым.

Кроме этого, удалось установить, что как минимум один американский самолет с мощным радиооборудованием находился вечером 18 сентября 1961 года в аэропорту Ндолы. Однако все записи радиопереговоров, которые велись летчиками «Альбертины» или напавшего на нее самолета, американцы держат в тайне несмотря на то, что они могли бы раз и навсегда дать ответы на все вопросы и закрыть это дело.
Вашингтон, кстати, не отрицает, что имеет важную информацию по этому громкому делу, но упорно отказывается делиться ей с ООН несмотря на многочисленные просьбы последней.


Поделиться
Комментарии0
28 марта 2024За рубежом

Несмотря на максимальное количество военных баз, Япония недовольна присутствием США на фоне растущих угроз со стороны Китая

Когда премьер-министр Японии Фумио Кисида встретится с президентом США Джо Байденом 10 апреля в Белом доме, одной из важных тем, которые они обсудят, будет необходимость реструктуризации американского военного командования в Японии перед лицом растущих угроз, исходящих из Китая....

На полигонах было проведено испытание пушки танка Т-14 «Армата». Для испытания использовался танковый снаряд 3УБК21 «Спринтер». В отчетах указывается, что орудию 2А82 в паре со снарядом удалось поразить гипотетическую воздушную цель, расположенную на расстоянии 8 км. Согласно предыдущим российским данным, максимальная достигнутая дальность стрельбы танка составляла примерно 7-7,5 км.

Недавно экипажи корвета «Совершенный» и малых противолодочных кораблей «Метель» и «Кореец» Тихоокеанского флота провели заслуживающие внимания морские учения. Дислоцированные в Японском море, эти команды приняли решение обнаружить, засечь и уничтожить подводную лодку условного противника.

28 февраля 2024Техника

Истребитель-невидимка Су-57, вооруженный ракетой Х-69, ускользает от западной разведки

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов....

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано.

Благодаря постоянному пополнению коллекции основных боевых танков Т-80 модернизированными Т-80БВМ Российская Армия продолжает совершенствовать свое военное вооружение. За эти поставки отвечает завод транспортного машиностроения «Омсктрансмаш».